Определите основные ценности клиентов по приведенным ниже высказываниям. На что вы обратили внимание при их определении? Помните, что в «чистом виде» редко что-либо встретишь в этом мире.
1. Они не понимают меня. Я готовлю завтрак, обед, ужин, мою посуду, выслушиваю их. Я стараюсь, стремлюсь им помочь, но никакой благодарности!
2. Мой отец всегда говорил мне, а ему его отец, что мужчина должен быть мужчиной. Когда мы с ней познакомились, ничего хорошего в. ней не было. Только благодаря мне в ее семье начали чтить закон и праздновать семейные торжества и Пасху.
3. Он такой тщеславный! И это так мешает. Понимаете, я хочу отдохнуть, а он ведет меня на приемы, встречи, заставляет делать визиты. И все для того, чтобы потом о нем написали в газетах, что его видели в обществе очередной знатной персоны. А мне бы лучше полежать спокойно с книгой. Зачем нужна слава, если она причиняет столько беспокойства?
4. Я всю жизнь трудился, зарабатывал, чтобы жили хорошо, чтобы соседи посмотрели и позавидовали. А ей все равно, лишь бы тратить деньги. Я не скупой. Я понимаю, когда деньги тратятся на то, что приносит удовольствие, но когда сама по себе трата приносит удовольствие — этого я не понимаю.
|
|
5. Ах! Как это приятно: новые люди, впечатления, разговоры. И все тебя любят, и всем т» нужна. Конечно, ему это не нравится. Ему лишь бы все было «как должно быть». Но это так приятно, когда ты приходишь и тебя начинают баловать, ухаживать, нежить. Если бы он вел себя так, может быть, я бы меньше уделяла внимания друзьям, но он, увы, не такой.
Техника «Психологическая поддержка клиента» применяется на всем протяжении процесса консультирования. Заключается в выражении эмпатии консультантом клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
Техника «Насыщение паузы». В процессе консультации, как и при любом общении, не исключено возникновение пауз. Консультант может их заполнить несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».
Для формулирования вопросов просмотрите раздел об активных приемах слушания, о применении метафор загляните в главу «Применение метафор в рамках психологического консультирования». Если же вы решили «держать паузу», то держите ее как можно дольше. Я поддамся соблазну и процитирую по этому поводу прекрасную Джулию Моэма: «Чем больше актер, тем больше пауза». Психологическое консультирование это своего рода спектакль (как и спектакль, пьеса имеет психотерапевтический отсвет), в котором специалист выступает в триединстве: и как сценарист, и как режиссер, и как актер.
Провоцирование: слова клиента ставятся под сомнение. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту взглянуть на проблему с другой
стороны. Это можно сделать при помощи «усиления ситуации», которое возможно в результате повторения слова, несущего основную информационную нагрузку.