Духовные способности и их реализация | - в любви; - в творчестве; -в самосовершенствовании | |
Социальные стремления | - к признанию; - к престижу; -к власти | |
Биологические потребности | -в сексе; - в крове; -в пище |
Естественно, для человека как любого живого существа базисными являются биологические потребности, поскольку без их удовлетворения его жизнедеятельность прекратится. Мы включили потребность в сексе в число базовых потребностей в связи со следующим. Несмотря на то, что потребность в сексе не связана напрямую с сохранением жизни индивида, тем не менее, она является весьма значимой с позиции продолжения рода. Кроме того, в сексуальной активности задействованы многие психофизиологические процессы, активизация которых происходит именно в результате сексуальной деятельности и активность которых необходима для успешного функционирования человека как биологической системы.
Социальные устремления связаны с понятием нормы и социально одобряемыми ценностями, существующими в обществе. Практически во всех культурах большое значение отводится власти, которая достигается за счет богатства и/или социального статуса; престижу, который может базироваться на харизматичности личности и/или статусе, определяемом либо по финансовому критерию, либо по месту, занимаемому индивидом в социальной иерархической системе. Стремление к признанию является переходным от уровня социальных устремлений к уровню реализации духовных способностей, поскольку именно стремление к признанию может подвигнуть некоторых индивидов на творчество и самосовершенствование. Но это только на начальном этапе личностного развития. Впоследствии, когда процесс уже начнется, инициировавший его момент, забываясь, уходит в прошлое, а источником движения становится самореализация, цель которой мыслится как приумножение красоты мира.
Данные структурные элементы: «биологические потребности», «социальные устремления», «духовные способности» — соотносимы с понятиями: «человек как биологическая система», «индивидуальность», «личность» и отражают этапность личностного развития. В каждом составном элементе — «биологические потребности», «социальные устремления», «духовные способности» — его составляющие также отражают уровни развития индивида. Так, потребность в сексе может возникнуть только после удовлетворения потребностей в еде и крове; стремление к власти, престижу, признанию возникает на базе удовлетворения биологических потребностей; духовность возникают как результат осознания индивидом иллюзорности и бренности общественных игрушек — социально одобряемых ценностей.
В приведенной выше структуре личности отражены общие тенденции. Однако при изучении личности необходим более детализированный подход. Очевидно, наиболее верным будет подход к изучению личности с учетом ее индивидуальной структуры. Определение индивидуальной структуры личности возможно на основе выделения приоритетов данного субъекта. Мы имеем в виду, что, несмотря на биологическую природу человека, для отдельных индивидов базисом могут являться социальные устремления или реализация творческого потенциала. Исходя из этого тезиса, получаем три структуры личности, отражающие особенности именно данного субъекта.
В основе каждой из пирамид (рис. 3) находятся те моменты, которые данный индивид определяет для себя как приоритетные; те, которые определяют и формируют его систему ценностей и критериев, следовательно, и направление жизненного пути. Соответственно, на вершине оказываются наименее значимые элементы структуры личности. Определение приоритетов возможно в результате выявления системы ценностей при условии, что биологические потребности удовлетворены на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности. Например, задавая вопрос: «Допустим, вы поймали золотую рыбку. Она может выполнить одно из трех желаний: сделать вас обладателем большого комфортабельного дома или «крутой тачки», или участником научной экспедиции. Что вы выберете?» Мы предполагаем, что первый вариант выберут люди, принадлежащие к первому структурному типу, поскольку потребность в крове определена как биологическая потребность. Второй — социально-ориентированные, так как приобретение «крутой тачки» способствует удовлетворению стремления к престижу, которое относится к социально одобряемым ценностям. Третий вариант выберут те, для кого базисными являются духовные ценности.
Поскольку личность рассматривается как морально-этический феномен, то направления ее реализации — самосовершенствование, творчество, любовь (понимаемая нами в триединстве; любовь к себе, ближним, миру) — в синтезе будут являться «приметами» гармонической личности.
Несмотря на отсутствие официально признанных в психологии определений: «гармония», «гармонизация», «гармоничная личность», тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности, как, например, аналитическая теория личности Юнга82, гуманистические теории Фромма, Маслоу83, основные положения Эриксона84 относительно природы человека, переплетаясь с такими понятиями, как «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность».
82 Юнг К. Человек и его символы. — М., 1997.
83 Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем / Сост. К.В.Сельченок. — Минск: Харвест, 1998. — 448 с. С. 20-34.
84 Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном Пер. с aнгл. — М., 1994.
85 Маслоу А. Указ, соч, С. 20-34.
Под самоактуализирующейся личностью принято понимать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же «самоактуализация» трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей,.Отличительной чертой подобной самоактуализирующейся личности от других, по Маслоу85, является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание, в библейско-проповедническом смысле слова.
В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя: полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; представление жизни как процесса постоянного выбора; наличие «Я», которое может самоактуализироваться; быть честным, брать на себя ответственность; быть нонконформистом; реализовывать свои потенциальные возможности; быть открытым высшим переживаниям; разоблачать собственную психопатологию.
Проявление творческого потенциала личности происходит в творчестве, которое можно представить в виде формулы: «проблема — творческий процесс — результат», где возникновение и развитие творческого процесса обусловлено личностными особенностями, ведущим из которых является креативность.
В основе креативности лежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические предпосылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко прослеживается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершеннее становится нервная система, тем интенсивнее оно развивается. Как полагают Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл»86, одним из механизмов, обеспечивающих подобную разноплановость, является поисковая активность. Для того чтобы это свойство успешно реализовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти для регуляции усложняющегося поведения. Косвенное подтверждение подобного положения представляют результаты исследований Л.В. Крушинского и П.В. Симонова. В них показано, что выраженная исследовательская активность у животных сочетается с высокой способностью к экстраполяции и хорошо развитым социальным поведением, которые проявляются прежде всего в том, что именно те животные (которые наиболее активно ведут себя в незнакомой обстановке) проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи, исходящим от других особей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.
На основе результатов данных исследований можно сделать предположение о том, что поисковая активность инициирует, прежде веет, адаптивное развитие нервной системы, а последняя, вследствие этого претерпевая качественные изменения, расширяет сферу для применения данной способности, что, в свою очередь, стимулирует поиск. Как можно заметить из полученной спиралевидной схемы развития, общебиологическое значение потребности в поиске и ее биологическая природа не противоречат имеющимся фактам о несовпадении, степени развитости данной потребности у разных субъектов. Данный факт в полной мере можно объяснить тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию данной потребности, как и любой другой, а окончательное ее формирование происходит в процессе индивидуального развития. С этой позиции стремление к поисковой активности возможно рассматривать как некую движущую силу саморазвития и самосовершенствования. Однако Ротенберг и Бондаренко придерживаются мнения о том, что потребность в поиске сильнее развита и имеет большее общебиологическое и социальное значение для совокупности индивидов, чем для индивидуального развития: Однако данное утверждение находится в противоречии с социокультурной историей, где, с одной стороны, безусловно, поисковая активность в ее минимизированном количестве, необходимом для адаптации социуму, проявляет себя у большинства индивидов, в то время, как ее максимальное, творческое проявление, требующее, кроме ее потенциального присутствия и условий для развития, еще и определенных личностных свойств, встречается достаточно редко и социализированным большинством, как правило, не приветствуется. И в этой связи уместно вспомнить жизнь и трагический конец Джордано Бруно, Бетховена, долгое забвение творческого наследия Баха.
86 Ротенберг В., Бондаренка С. Потребность в поиске и ее смысл // Психология человеческих проблем. ^- Минск, 1998. — С. 216-226.
Ф. Фарли выделил особый тел личности, который назвал «Т-личность», Определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать деструктивное, а в отдельных случаях — и криминальное поведение.
Симонтон выделил семь базовых векторов творческой личности. По его мнению, к ним относятся: независимость взглядов, некомфортностъ суждений; стремление «нарушать границы», оригинальность и нестандартность; открытость всему новому и необычному; устойчивость к неопределенным ситуациям; конструктивная активность в предметной деятельности; сила «Я» связана с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социума; чувственность к красоте в широком смысле слова.
Как писал Пауэллъ 1992 году: «Быть во всем живым — значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний»87. И в унисон идеям Маслоу он предлагает пять шагов, которые необходимо сделать, чтобы Прийти к полноте жизни: принять себя, быть собой, забыть себя в любви, верить, принадлежать.
Но Пауэлл делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является окончательным, сделанным раз и навсегда, и предполагает неоднократное возвращение к каждому из них. Таким образом, ничто и никогда не является законченным и окончательным и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться. А чтобы началось это восхождение, и в этом сходятся и представители экзистенциально-гуманистического направления88 и трансперсонального89, и эзотерического90, оно должно начаться с того, что человек с чувством радости примет себя таким, каков он есть.
На основании вышеизложенного под гармонизацией личности на пути ее экзистенциального развития необходимо понимать стремление личности к равновесному (гармоничному) достоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире. И это стремление является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непрерывный творческий процесс раскрытия себя в себе и явления себя — миру.
Гармонизацию личности рассматривают как одно из главных и необходимых условий для развития творческого потенциала субъекта в процессе его транскультуральной эволюции. Анализ современных подходов к проблеме гармонизации личности выявил их внутреннее единство. Данное единство заключается не только в понимании личностной гармонии в отношении к социуму, но также и во внутреннем единстве личности, устремленной на познание Абсолюта и себя в нем.
87Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.
88Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1999. С.10'5-246.
89Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998. — С. 8, 106-126.
90Ошо. Тантра: высшее понимание. — М., 1994. С. 75.
Литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М„ 1995.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.
3. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998. С. 106-126.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб., 20Q1.
5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994,
6. Грофф С. Путешествие в поисках себя / Пер. с англ. — М., 1994.
7. Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном аспекте: Монография. — Томск, 2002.
8. Леонгард Р. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
9. Маслоу А. Самоактуализ.ация // Психология человеческих проблем / Сост. К.В. Сельченок. —, Минск: Харвест, 1998. С. 20-34.
10. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М., 2000.
11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. —СПб., 2001.
12. Ошо. Тантра: высшее понимание. — М., 1994.
13. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.
14. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1998.
15. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. — М., 1987.
16. Фрейд3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем.— М., 1992.
17. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. — М.:Просвещение, 1998.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997.
19. Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / Пер. с англ. — М., 1994.
Контрольные вопросы
1. Перечислите переменные, влияющие на формирование психологических проблем в сознании человека.
2. Чем отличаются типы поведения «здесь и теперь» и «там и тогда»?
3. Что способствует формированию данных типов поведения?
4. Какие факторы влияют на формирование психологической проблемы в сознании клиента?
5. Назовите параметры, по которым можно определить уровень мотивации достижения цели.
6. Какие факторы влияют на уровень мотивации? Каким образом они соотносятся с когнитивными стратегиями, применяемыми данным индивидуумом?
7. Каким образом взаимодействие ид, эго и суперэго в теории Фрейда создают внутренний конфликт у человека?
8. Как вы думаете, смогли бы вы лучше понять себя в результате психоанализа?
9. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что социальный интерес является показателем психического здоровья?
10. Как вы относитесь к позиции Юнга относительно существования коллективного бессознательного?
11. В чем ценность теории личности Маслоу?
12. Насколько ваше представление о психически здоровом человеке совпадает с роджеровской концепцией полноценно функционирующего человека?
На одной из бензозаправочных станций в
начале пустыни Сахары путешественник
прочитал надпись: «Заправляйтесь здесь,
все остальные — миражи!» [