Иерархическая структура личности

  Духовные способности и их реали­зация - в любви; - в творчестве; -в самосовершенствовании
  Социальные стремления - к признанию; - к престижу; -к власти
  Биологические потребности -в сексе; - в крове; -в пище

Естественно, для человека как любого живого существа базисными являются биологические потребности, поскольку без их удовлетворения его жизнедеятельность прекратится. Мы включили потребность в сексе в число базовых потребно­стей в связи со следующим. Несмотря на то, что потребность в сексе не связана напрямую с сохранением жизни индиви­да, тем не менее, она является весьма значимой с позиции продолжения рода. Кроме того, в сексуальной активности задействованы многие психофизиологические процессы, ак­тивизация которых происходит именно в результате сексуаль­ной деятельности и активность которых необходима для успешного функционирования человека как биологической системы.

Социальные устремления связаны с понятием нормы и социально одобряемыми ценностями, существующими в об­ществе. Практически во всех культурах большое значение от­водится власти, которая достигается за счет богатства и/или социального статуса; престижу, который может базироваться на харизматичности личности и/или статусе, определяемом либо по финансовому критерию, либо по месту, занимаемо­му индивидом в социальной иерархической системе. Стрем­ление к признанию является переходным от уровня соци­альных устремлений к уровню реализации духовных способ­ностей, поскольку именно стремление к признанию может подвигнуть некоторых индивидов на творчество и самосовер­шенствование. Но это только на начальном этапе личностного развития. Впоследствии, когда процесс уже начнется, инициировавший его момент, забываясь, уходит в прошлое, а источником движения становится самореализация, цель которой мыслится как приумножение красоты мира.

Данные структурные элементы: «биологические потребно­сти», «социальные устремления», «духовные способности» — соотносимы с понятиями: «человек как биологическая систе­ма», «индивидуальность», «личность» и отражают этапность личностного развития. В каждом составном элементе — «био­логические потребности», «социальные устремления», «ду­ховные способности» — его составляющие также отражают уровни развития индивида. Так, потребность в сексе может возникнуть только после удовлетворения потребностей в еде и крове; стремление к власти, престижу, признанию возни­кает на базе удовлетворения биологических потребностей; ду­ховность возникают как результат осознания индивидом ил­люзорности и бренности общественных игрушек — социаль­но одобряемых ценностей.

В приведенной выше структуре личности отражены об­щие тенденции. Однако при изучении личности необходим более детализированный подход. Очевидно, наиболее вер­ным будет подход к изучению личности с учетом ее индиви­дуальной структуры. Определение индивидуальной структу­ры личности возможно на основе выделения приоритетов данного субъекта. Мы имеем в виду, что, несмотря на био­логическую природу человека, для отдельных индивидов ба­зисом могут являться социальные устремления или реализа­ция творческого потенциала. Исходя из этого тезиса, полу­чаем три структуры личности, отражающие особенности имен­но данного субъекта.

В основе каждой из пирамид (рис. 3) находятся те мо­менты, которые данный индивид определяет для себя как при­оритетные; те, которые определяют и формируют его систе­му ценностей и критериев, следовательно, и направление жизненного пути. Соответственно, на вершине оказывают­ся наименее значимые элементы структуры личности. Опре­деление приоритетов возможно в результате выявления системы ценностей при условии, что биологические потребно­сти удовлетворены на уровне, необходимом для поддержа­ния жизнедеятельности. Например, задавая вопрос: «Допу­стим, вы поймали золотую рыбку. Она может выполнить одно из трех желаний: сделать вас обладателем большого комфор­табельного дома или «крутой тачки», или участником науч­ной экспедиции. Что вы выберете?» Мы предполагаем, что первый вариант выберут люди, принадлежащие к первому структурному типу, поскольку потребность в крове определе­на как биологическая потребность. Второй — социально-ори­ентированные, так как приобретение «крутой тачки» способ­ствует удовлетворению стремления к престижу, которое от­носится к социально одобряемым ценностям. Третий вари­ант выберут те, для кого базисными являются духовные цен­ности.

Поскольку личность рассматривается как морально-этиче­ский феномен, то направления ее реализации — самосовер­шенствование, творчество, любовь (понимаемая нами в три­единстве; любовь к себе, ближним, миру) — в синтезе будут являться «приметами» гармонической личности.

Несмотря на отсутствие официально признанных в психо­логии определений: «гармония», «гармонизация», «гармонич­ная личность», тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности, как, например, аналитическая теория личности Юнга82, гуманистические теории Фромма, Маслоу83, основные поло­жения Эриксона84 относительно природы человека, перепле­таясь с такими понятиями, как «самоактуализация» и «само­актуализирующаяся личность».

82 Юнг К. Человек и его символы. — М., 1997.

83 Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем / Сост. К.В.Сельченок. — Минск: Харвест, 1998. — 448 с. С. 20-34.

84 Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном Пер. с aнгл. — М., 1994.

85 Маслоу А. Указ, соч, С. 20-34.

Под самоактуализирующейся личностью принято пони­мать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же «самоактуализация» трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей,.Отличительной чертой по­добной самоактуализирующейся личности от других, по Мас­лоу85, является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание, в библейско-проповедническом смысле слова.

В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил во­семь способов поведения, ведущих к самоактуализации, кото­рые включают в себя: полное, живое и бескорыстное пере­живание с полным сосредоточением и погруженностью; пред­ставление жизни как процесса постоянного выбора; наличие «Я», которое может самоактуализироваться; быть честным, брать на себя ответственность; быть нонконформистом; реа­лизовывать свои потенциальные возможности; быть откры­тым высшим переживаниям; разоблачать собственную психо­патологию.

Проявление творческого потенциала личности происходит в творчестве, которое можно представить в виде формулы: «проблема — творческий процесс — результат», где возник­новение и развитие творческого процесса обусловлено лич­ностными особенностями, ведущим из которых является кре­ативность.

В основе креативности лежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические пред­посылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко просле­живается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершен­нее становится нервная система, тем интенсивнее оно раз­вивается. Как полагают Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл»86, одним из механизмов, обеспечивающих подобную разноплановость, является поис­ковая активность. Для того чтобы это свойство успешно реа­лизовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в ус­воении, реорганизации и извлечении информации из памя­ти для регуляции усложняющегося поведения. Косвенное подтверждение подобного положения представляют резуль­таты исследований Л.В. Крушинского и П.В. Симонова. В них показано, что выраженная исследовательская актив­ность у животных сочетается с высокой способностью к экст­раполяции и хорошо развитым социальным поведением, которые проявляются прежде всего в том, что именно те животные (которые наиболее активно ведут себя в незнако­мой обстановке) проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чув­ствительны к призывам о помощи, исходящим от других осо­бей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.

На основе результатов данных исследований можно сде­лать предположение о том, что поисковая активность иници­ирует, прежде веет, адаптивное развитие нервной системы, а последняя, вследствие этого претерпевая качественные из­менения, расширяет сферу для применения данной способ­ности, что, в свою очередь, стимулирует поиск. Как можно заметить из полученной спиралевидной схемы развития, общебиологическое значение потребности в поиске и ее био­логическая природа не противоречат имеющимся фактам о несовпадении, степени развитости данной потребности у раз­ных субъектов. Данный факт в полной мере можно объ­яснить тем, что при рождении индивид обладает только пред­посылками к развитию данной потребности, как и любой другой, а окончательное ее формирование происходит в про­цессе индивидуального развития. С этой позиции стремле­ние к поисковой активности возможно рассматривать как не­кую движущую силу саморазвития и самосовершенствования. Однако Ротенберг и Бондаренко придерживаются мнения о том, что потребность в поиске сильнее развита и имеет боль­шее общебиологическое и социальное значение для совокуп­ности индивидов, чем для индивидуального развития: Од­нако данное утверждение находится в противоречии с социо­культурной историей, где, с одной стороны, безусловно, по­исковая активность в ее минимизированном количестве, не­обходимом для адаптации социуму, проявляет себя у боль­шинства индивидов, в то время, как ее максимальное, твор­ческое проявление, требующее, кроме ее потенциального при­сутствия и условий для развития, еще и определенных лич­ностных свойств, встречается достаточно редко и социализи­рованным большинством, как правило, не приветствуется. И в этой связи уместно вспомнить жизнь и трагический ко­нец Джордано Бруно, Бетховена, долгое забвение творчес­кого наследия Баха.

86 Ротенберг В., Бондаренка С. Потребность в поиске и ее смысл // Психология человеческих проблем. ^- Минск, 1998. — С. 216-226.

Ф. Фарли выделил особый тел личности, который назвал «Т-личность», Определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо прояв­лять высокую степень творческой активности, либо демон­стрировать деструктивное, а в отдельных случаях — и крими­нальное поведение.

Симонтон выделил семь базовых векторов творческой лич­ности. По его мнению, к ним относятся: независимость взгля­дов, некомфортностъ суждений; стремление «нарушать гра­ницы», оригинальность и нестандартность; открытость всему новому и необычному; устойчивость к неопределенным ситу­ациям; конструктивная активность в предметной деятельно­сти; сила «Я» связана с возможностью автономного функцио­нирования и устойчивостью к давлению социума; чувствен­ность к красоте в широком смысле слова.

Как писал Пауэллъ 1992 году: «Быть во всем живым — значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний»87. И в унисон идеям Маслоу он предлагает пять шагов, которые необходимо сделать, чтобы Прийти к полноте жизни: принять себя, быть собой, забыть себя в любви, верить, при­надлежать.

Но Пауэлл делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является оконча­тельным, сделанным раз и навсегда, и предполагает неоднок­ратное возвращение к каждому из них. Таким образом, нич­то и никогда не является законченным и окончательным и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться. А чтобы началось это восхождение, и в этом сходятся и пред­ставители экзистенциально-гуманистического направления88 и трансперсонального89, и эзотерического90, оно должно на­чаться с того, что человек с чувством радости примет себя таким, каков он есть.

На основании вышеизложенного под гармонизацией лич­ности на пути ее экзистенциального развития необходимо понимать стремление личности к равновесному (гармонич­ному) достоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как выс­шей точке развития (проявления) в результате своего суще­ствования в мире. И это стремление является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непре­рывный творческий процесс раскрытия себя в себе и явления себя — миру.

Гармонизацию личности рассматривают как одно из глав­ных и необходимых условий для развития творческого потен­циала субъекта в процессе его транскультуральной эволюции. Анализ современных подходов к проблеме гармонизации личности выявил их внутреннее единство. Данное единство зак­лючается не только в понимании личностной гармонии в от­ношении к социуму, но также и во внутреннем единстве лич­ности, устремленной на познание Абсолюта и себя в нем.

87Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.

88Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1999. С.10'5-246.

89Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология чело­веческих проблем. — Минск, 1998. — С. 8, 106-126.

90Ошо. Тантра: высшее понимание. — М., 1994. С. 75.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М„ 1995.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.

3. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психоло­гия человеческих проблем. — Минск, 1998. С. 106-126.

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекци­онный курс. — СПб., 20Q1.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994,

6. Грофф С. Путешествие в поисках себя / Пер. с англ. — М., 1994.

7. Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном аспекте: Монография. — Томск, 2002.

8. Леонгард Р. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

9. Маслоу А. Самоактуализ.ация // Психология человеческих про­блем / Сост. К.В. Сельченок. —, Минск: Харвест, 1998. С. 20-34.

10. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирова­ние. — М., 2000.

11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. —СПб., 2001.

12. Ошо. Тантра: высшее понимание. — М., 1994.

13. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология чело­веческих проблем. — Минск, 1998.

14. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1998.

15. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. — М., 1987.

16. Фрейд3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем.— М., 1992.

17. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. — М.:Просвещение, 1998.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997.

19. Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / Пер. с англ. — М., 1994.

Контрольные вопросы

1. Перечислите переменные, влияющие на формирование психо­логических проблем в сознании человека.

2. Чем отличаются типы поведения «здесь и теперь» и «там и тогда»?

3. Что способствует формированию данных типов поведения?

4. Какие факторы влияют на формирование психологической проблемы в сознании клиента?

5. Назовите параметры, по которым можно определить уровень мотивации достижения цели.

6. Какие факторы влияют на уровень мотивации? Каким образом они соотносятся с когнитивными стратегиями, применяемыми данным индивидуумом?

7. Каким образом взаимодействие ид, эго и суперэго в теории Фрейда создают внутренний конфликт у человека?

8. Как вы думаете, смогли бы вы лучше понять себя в результате психоанализа?

9. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что социальный интерес является показателем психического здоровья?

10. Как вы относитесь к позиции Юнга относительно существования коллективного бессознательного?

11. В чем ценность теории личности Маслоу?

12. Насколько ваше представление о психически здоровом чело­веке совпадает с роджеровской концепцией полноценно функционирующего человека?

На одной из бензозаправочных станций в
начале пустыни Сахары путешественник
прочитал надпись: «Заправляйтесь здесь,
все остальные — миражи!» [


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: