Экономическая мысль Древнего мира

1. Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль - одна из форм самосознания людей, живших в условиях восточного деспотизма, она позволяет нам более полно представить экономическую систему азиатского способа производства. О ней мы можем судить по письменным источникам, которые, с известной долей условности, можно разделить на две большие группы:

1) документы, непосредственно отражающие хозяйственную деятельность;

2) произведения, представляющие собой попытку осмыслить отношения, складывавшиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ.

Можно произвести разделение экономической мысли в широком и в узком смысле слова:

Экономическая мысль в широком смысле слова пыталась непосредственно отразить разные элементы хозяйственной деятельности. Это могли быть как различные законы (например, законы царя Вавилона Хаммурапи) и инструкции по поведению, так и религиозные заповеди (например, Коран).

Но существовала и экономическая мысль в узком смысле слова, прежде всего отражавшая экономическую ситуацию с позиции господствующего класса. Сочинения велись либо от имени правителей, либо от имени чиновников, оказавшихся в окружении деспота.

В качестве общих черт экономической литературы Востока можно выделить следующие:

- Объектом анализа является деятельность государства, т.е. рассматривается не существование отдельных хозяйств, не микроэкономический, а макроэкономический уровень. Государственные интересы были превыше всего.

- Целью экономического анализа является обеспечение процветания государства. Поскольку основой процветания считалось сельское хозяйство, то оно рассматривается как ствол экономики, а всякая торговля и ростовщичество считались побочными ветками, которые периодически необходимо обрубать.

- Анализ не реального, а должного. Рассматривалась проблема идеализации существующего строя.

На протяжении всей истории Востока в центре экономической мысли были проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством.

К числу высших достижений древневосточной экономической мысли следует отнести появление самостоятельных, специальных сочинений, посвященных управлению государством и государственным хозяйством (Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, Артхашастра, Гуань-цзы), а также произведений, направленных на поддержание стабильности в государстве и обществе (учение Конфуция и др.).

Любопытно, что уже в Древнем Египте возникает своеобразный жанр чиновничьей антиутопии (Речения Ипусера, Пророчество Неферти). Он восхваляет идею централизации «от противного», показывая, к чему пришло бы общество, если бы была разрушена централизованная государственная машина.

Значительны достижения древневосточной мысли и в разработке конкретных экономических дисциплин (учета и анализа хозяйственной деятельности, статистики, аграрной науки, управления). Эти достижения получили дальнейшее развитие в эллинистический и римский период. В этих древних цивилизациях были заложены основы экономических воззрений ученых средневекового Востока, сформулированы основные положения, которые комментировались и развивались последующими поколениями.

В Древнем Египте был создан письменный памятник самый ранний в истории экономической мысли: “ Поучения гераклеопольского царя своему сыну ” (III тысячелетие до н.э.), в котором определялись основы экономики правовые и собственнические отношения.

В «Поучении» рекомендовалось:
1.Четкая организация аппарата бюрократического управления,
2. Хорошо платить чиновникам,
3. Проводить переписи населения

• это было важно для:

• ирригационного строительства

• передела земель после ежегодного разлива Нила,

• Ведения культового строительства.

В экономической мысли Древней Месопотамии во II тыс. до н.э. наибольшее значение имеют «Законы вавилонского царя Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.), которые:

• содержали правовые нормы и способствовали упорядочению социально - экономических отношений в Древней Месопотамии.

• провозглашали требование — “чтобы сильный не обижал слабого”

• предусматривали защиту собственности граждан Вавилона, устанавливали правила аренды, ростовщичества и найма.

В целом законы Хаммурапи направлены на:

• государственное регулирование;

• контроль за экономической деятельностью населения.

Экономическая мысль Древней Индии изложена в историческом памятнике “АРТХАШАСТРА”. (4 – 3 вв. до н.э.)

В Артхашастре обобщена хозяйственная практика:

1. Большое значение придавалось решению финансовых проблем,

2. Отмечалась необходимость строгого учета доходов и расходов

Экономическая мысль Китая сложилась в первом тысячелетии до н.э.

Основная задача экономической мысли Китая создание учения:

• о совершенствовании управления на огромных территориях,

• о регламентация налогов и повинностей

Большее влияние на экономическую мысль в Китае оказал Конфуций (551 - 479 до н.э.). Социально-экономические взгляды Конфуция основывались на концепции:

«для того, чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно жить в согласии с самим собой».

Конфуций был сторонником сильной государственной власти и богатого общества. Для достижения “великого процветания” в обществе должны установиться отношения почтительности и человеколюбия, соблюдения сыновнего долга и отцовской любви


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: