Экономия - это наука о ведении хозяйства, руководстве поместьем и создании необходимых продуктов Это естественная хозяйственная деятельность Цель экономии - разумное личное потребление человека. |
Хрематистика (от греч. chremata имущество, богатство) - это искусство накопления денег Хрематистика - искусство наживать состояние, или, "делать деньги", что противоречит интересам натурального хозяйства. |
Два вида хрематистики:
1) Создание запасов для ведения хозяйства
2) Безграничное умножение денежного богатства
Истинное богатство – в совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины.
В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а цель здесь оказывается богатство и обладание деньгами.
Аристотель признавал функции денег: меры стоимости и средства обращения.
Мера стоимости – это функция денег, показывающая сколько стоит товар | Средство обращения – это функция денег, показывающая, что предметом, который используется в качестве денег, можно расплачиваться за приобретаемый товар |
Аристотель резко выступал против ростовщиков.
|
|
Использовать деньги для получения ссудного процента - п ротивоестественно
Аристотель гневно осуждал ростовщичество, но признал истину: судный процент есть деньги от денег.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Всё, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги".
Историческое значение экономических воззрений древних греков в том, что в них заложены теоретические основы современной экономической теории
ИСТОРИЯ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА
В центре римской экономической мысли находились вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управления им и частной собственности. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы и управлению ею — типичным хозяйством средних размеров зажиточных граждан. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона («Земледелие»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история», книги XIV и XV).
|
|
В развитом рабовладельческом обществе среди высших слоев физический труд считался несовместимым с исполнением гражданских обязанностей. Платон, Аристотель, Цицерон и др. считали рабство общественно необходимым институтом, поскольку, как они полагали, есть категории людей, не способных к умственному труду и самой природой предназначенных к рабской зависимости; граждане же должны быть свободными от забот о предметах первой необходимости. Аристотель писал: «...Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то тогда и зодчие, при постройке дома, не нуждались бы в рабочих, а господам не нужны были бы рабы».
В трактовке рабства античное общество прошло длинный путь от оправдания его как «удела варваров», как «одушевленного орудия труда», как «имущества, приносящего доход» (в трудах Аристотеля) до критики этих положений и признания принципиального равенства между всеми людьми (в идеях первоначального христианства).
Тема частной собственности разрабатывалась римскими юристами.