В эпоху средневековья мироздание рассматривалось как воплощение божественного замысла. Для философии того времени характерны дискуссии вокруг догматов; торжествовала схоластика. Христианский богослов итальянский епископ Фома Аквинский в своих сочинениях по теологии систематизировал канонические взгляды католической церкви.
Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. |
Мыслителей феодального периода, совпадающего со Средневековьем в Европе и на Ближнем Востоке, называют КАНОНИСТАМИ, т.к. их работы основывались на канонах – религиозных текстах и установлениях. В Европе таким каноном была Библия, а на Востоке – Коран.
В середине XII в. болонский монах Грациан составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Занятиями, угодными богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.
|
|
ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КАНОНИСТЫ – АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ и ФОМА АКВИНАТ
Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353— 430 гг.), считающегося одним из отцов церкви.
Фома Аквинат (Аквинский) (1225-1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики – религиозной философии. Завершитель взглядов канонистов. |
Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.
В частной собственности видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Считал, что частная собственность дает возможность человеку жить так, как подобает его сословию.
В духе своего времени Фома Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным.
Особое место занимала проблема «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЫ и ТРУДОВОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ БОГАТСТВА.