Экономическая мысль Средневековья

В эпоху средневековья мироздание рассматривалось как воплощение божественного замысла. Для философии того времени характерны дискуссии вокруг догматов; торжествовала схоластика. Христианский богослов итальянский епископ Фома Аквинский в своих сочинениях по теологии систематизировал канонические взгляды католической церкви.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Мыслителей феодального периода, совпадающего со Средневековьем в Европе и на Ближнем Востоке, называют КАНОНИСТАМИ, т.к. их работы основывались на канонах – религиозных текстах и установлениях. В Европе таким каноном была Библия, а на Востоке – Коран.

В середине XII в. болонский монах Грациан составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Занятиями, угодными богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.

ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КАНОНИСТЫ – АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ и ФОМА АКВИНАТ

Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353— 430 гг.), считающегося одним из отцов церкви.

Фома Аквинат (Аквинский) (1225-1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики – религиозной философии. Завершитель взглядов канонистов.

Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.

В частной собственности видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Считал, что частная собственность дает возможность человеку жить так, как подобает его сословию.

В духе своего времени Фома Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным.

Особое место занимала проблема «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЫ и ТРУДОВОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ БОГАТСТВА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: