Исследования

В профессиональной педаго­ги­ке широко осуществляется вза­и­модействие образования, воспи­та­ния, обучения и производства. Про­фессиональная педагогика - не изолированная система знаний, она в полной мере отражает эти взаимодействия, а их взаимосвязи проявляются через закономерности. В качестве основы классификации закономерностей профессиональной педагогики будем использовать подход академика С.Я. Батышева.

Условно выделим две группы закономерностей. Первая группа связана с производством и производственной деятельностью, вторая группа связана с профессиональной направленностью образовательного процесса.

Первую группу составляют следующие закономерности.

1. Профессиональная подготовка должна осуществляться в соответствии с типами производств и уровней механизации и автоматизации производственных (технологических) процессов, их непрерывности, состояния организации труда. Все разнообразные производства условно подразделяются на три основных вида (типа): единичные (индивидуальные), серийные и массовые.

Каждый вид производства имеет свои производственные и технологические процессы, свои характерные особенности и свою определенную форму организации труда. Возможно совмещение на одном предприятии одновременно различных видов производства.

По уровню механизации и автоматизации производственных процессов определяется содержание труда работников. Выделяется несколько стадий развития автоматизации.

Первая стадия - частичная или полностью автоматизированная работа специальных или универсальных станков.

Вторая стадия характеризуется установлением связеймежду автоматическими станками посредством транспортных устройств, что, в результате, составляет одну непрерывную автоматическую линию.

На третьей стадии автоматизации для обеспечения контроля за качеством изделий в автоматическую линию вводятся контрольно-измерительные приборы и механические управляющие устройства.

На четвертой стадии автоматизации появляются автоматические станки с программным управлением. Станки переналаживаются на производство изделий, параметры которого изменяются в определенных пределах.

На пятой стадии в производство внедряются компьютеры, микропроцессоры, электронно-вычислительные машины (ЭВМ), самонастраивающиеся, самоуправляемые автоматические системы, оснащенные специальным узлом, так называемым электронным мозгом, особым кибернетическими устройством.

На каждой стадии автоматизации требования к подготовке рабочих и специалистов изменяются. Их функции обуславливаются уровнем развития средств автоматизации, поэтому и подготовка их должна исходить из особенностей работы рабочего и специалиста на данном производстве.

По степени непрерывности технологических процессов определяются формы организации труда. Сюда, прежде всего, относятся режим работы (диапазон тарификации работ), методы изготовления изделий и принципов построения технологических процессов (концентрация иди дифференциация операций), степень повторяемости технологических процессов при переходе к производству новой продукции. Кроме этого, следует учитывать применение новых видов технологий: безотходной, гибкой, энергосберегающей, безлюдной, биотехнологии, применение биологических процессов для повышения эффективности воздействия на производство. Знание этих данных позволяет определить форму организации труда: коллективную или индивидуальную.

2. Профессиональная подготовка должна осуществляться с учетом состава оборудования и предметов труда, применяемых в трудовом процессе. По знанию состава, оборудования и применяемых предметов труда определяется специализация работников. Это значит, какие новые типы машин применяются в производственной деятельности, а также компьютеры, ЭВМ и другие средства для автоматизации производства. В то же время важно знать номенклатуру и разнообразие применяемых в производственной деятельности предметов труда: основных материалов (вид, габариты и конфигурацию); вспомогательных материалов (охлаждающие жидкости, смазочные вещества) и двигательных видов энергии (электрическая, пневматическая или гидравлическая).

Таким образом, выполнение рабочим или специалистом на том или ином предприятии производственных функций зависит от уровня развития техники, от того, трудятся ли они при помощи машинной или автоматизированной техники, что и определяет диапазон, широту профиля, разносторонность или односторонность их практических навыков и умений.

Вторую группу составляют следующие закономерности.

1. Профессиональная подготовка должна включать в себя инвариантный (основной) и вариативный (специальный) компоненты.

Наличие в содержании труда и, как следствие, в содержании образования основных, малоизменяющихся элементов, а также элементов, подверженных сравнительно быстрым переменам, требует разделения профессионального обучения на две неравные по объему части: основную (заданную на много лет вперед) и динамичную, т.е. специальную, рассчитанную на срок, соответствующий неполному циклу смены техники. Поэтому нужно определить содержание основного периода обучения и периода специализации учащихся.

Критериями отбора материала для изучения на основной стадии являются: типичность для основных отраслей производства и видов трудовой деятельности; относительная стабильность и неизменяемость в течение более илименее длительного периода; полное соответствие основным направлениям развития современной науки и техники; возможность организации учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний; тесную связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; достаточный объем политехнических знаний.

Материалы специальной стадии обучения включают:

– комплексность (должны содержать различные трудовые и технологические операции, дающие возможность формировать широкий круг профессиональных навыков и умений);

– разноматериальность (должны предусматривать работу обучающихся с теми материалами, которые будут использованы на производстве при выполнении различных профессиональных функций);

– разносложность (должны предусматривать работу с деталями, узлами, комплектами, отличающимися степенью сложности изготовления, а также сборки по точности, сопряжению, монтажу, взаимодействию узлов и технологий обработки);

– профессиоемкость (должны содержать такие виды работ, которые давали бы возможность использовать труд учащихся при выполнении многих видов работ по основной и тем смежным профессиям, по которым осуществляется подготовка рабочих);

– товарность (вырабатываемая во время практики продукция должна иметь ценность, пользоваться спросом);

– технологичность (практика, проводимая в мастерских, должна соответствовать производственно-техническим возможностям учебного заведения, его оборудованию и т.д.);

– безопасность (вовремя практики должны соблюдаться требования безопасности труда, санитарии и гигиены).

2. Содержание процесса профессиональной подготовки должно включать взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки позволит создать систему знаний, навыков и умений у учащихся по разным предметам.

При этом охватывается как учебная, так и трудовая (внеучебная) деятельность учащихся. Из всего многообразия явлений жизни преподаватели общеобразовательных предметов и педагоги профессионального обучения, не нарушая логики учебных программ (предметов), выбирают те задачи, с которыми учащиеся будут иметь дело в процессе предстоящей работы в учебной мастерской либо на том или ином предприятии. Выработка у учащихся умений решать практические задачи, требующие применения знаний, полученных в процессе изучения основ наук, – важное средство подготовки их к производительному труду.

Новое качество политехнической подготовки учащихся связано с формированием системы знаний, навыков и умений об общих научных основах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профтехцикла.

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению профессиональной подготовки учащихся. Также изучение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Речь идет не о насыщении уроков общеобразовательных предметов материалом профессионального цикла или, наоборот, о том, чтобы наполнить уроки профессионально-технического цикла материалом общеобразовательных предметов, придавая им структуру других предметов, но лишь о синтезе знаний, навыков и умений по разным предметам, о совершенствовании структуры собственного предмета.

Как уже отмечалось во втором разделе, методы педагогических исследований делятся на теоретические (теоретический метод анализа педагогических идей, математические и статистические методы) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ документов, обобщение опыта, педагогический эксперимент), и уже достаточно освещены. Эти методы широко используются и при исследовании проблем профессиональной педагогики. В то же время в профессиональной педагогике получили распространение инструментальные методы - специальные эмпирические методы исследований с применением приборов, инструментов, аппаратов, направленных на изучение явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемые с целью получения объективных количественных данных.

Эти методы широко применяются в профессиональной педагогике, преимущественно в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации рабочих, специалистов и т.д.

Инструментальные методы исследования, как правило, специализированы и применяются для изучения конкретных явлений. В то же время комплексное применение инструментальных методов, тем более в сочетании с экспериментом и другими общенаучными методами, может давать довольно полную картину изучаемых явлений и получать нужные результаты, которые без их применения вообще не могли бы быть получены.

Инструментальные методы делят на три группы:

1) хронометраж;

2) биомеханические методы;

3) психофизиологические методы.

Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения. Хронометраж – это замеры отрезков времени на выполнение отдельных действий с целью определения оптимального времени, норм труда, в том числе ученических норм времени на разных периодах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренированности учащихся или рабочих и т.д. Хронометраж проводится либо обычными часами или секундомером, либо в тех случаях, когда исследователь не может зафиксировать отдельные моменты, например, быстрые движения, пользуются специальными приборами с датчиками - электронными секундомерами, хроноскопами.

Например, временная структура деятельности станочника может быть зафиксирована на хронографе - самописце, подсоединенном с помощью специальных датчиков к токарному, фрезерному и т.д. станку. Любое взаимодействие учащихся со станком: его включение, переключение подач, вращение рукояток, соприкосновение инструмента с заготовкой будет зафиксировано на бумажной ленте самописца, так называемой хронограмме, по которой и производится дальнейшая обработка данных.

Разновидностью хронометража является фотографирование рабочего дня, когда в течение рабочего дня или в течение времени урока производственного обучения измеряют и анализируют все затраты времени. Этим выделяют, прежде всего, потери рабочего времени и их причины, а также состояние организации труда. В этих же целях применяется самофотографирование, когда учащийся или рабочий сам наблюдает за своей работой и заносит в специальный листок наблюдения результаты своих замеров.

Биомеханические методы - это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определяется степень их совершенства, силовое взаимодействие работающего с инструментом, станком и т.д., кинематика движения инструмента и рук, поза работающего и т.д.

Исторически первым биомеханическим методом был циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ полученной траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

Применение методов биомеханики не обязательно связано с использованием какой-либо сложной аппаратуры. Можно привести такой простейший пример. К обуви учащихся прикрепляются на резинках металлические пластинки с небольшим выступом, а на полу у рабочего места стелется лист бумаги. Таким образом, любое переступание ног фиксируется соответствующим следом на бумаге.

Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы.

Электромиография – запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения. Электрические потенциалы мышцы с помощью специальных электродов подаются на усилитель и после усиления - на самозапись, где регистрируется миограмма – запись электрических сигналов на бумажной или какой-либо другой, например, фотоленте. Так, с помощью миографии было установлено, что даже высококвалифицированные рабочие-слесари, станочники и т.д., внешне одинаково успешные по результативным характеристикам (точности и производительности труда), выполняющие одну и ту же работу, сильно различаются между собой по внутренней психофизиологической структуре действий: она энергетически экономна и рациональная у тех рабочих, кто первоначально получил профессиональную подготовку в стационарном профессиональном учебном заведении под руководством квалифицированного мастера-наставника.

Электрокардиография – регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. Так же, как и скелетные мышцы, сердечная мышца сокращается под воздействием поступающих из мозга электрических сигналов. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности учащегося, рабочего. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека вовремя работы.

Электродермография – регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга. Электродермограмма является, в первую очередь, показателем эмоционального состояния человека в процессе работы. Так, например, если водитель автомобиля не уверен в себе на дороге, то это отразится резкими колебаниями электрических потенциалов на дермограмме.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте закономерности профессиональной педагогики, увязанные с производством и производственной деятельностью,

2. Приведите особенности закономерностей профессиональной педагогики, связанные с профессиональной направленностью образовательного процесса.

3. Дайте характеристику инструментальным методам исследования в профессиональной подготовке.

4. Приведите примеры из практики, когда необходимо использовать инструментальные методы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: