Профессиональной педагогики

В профессиональных учебных заведениях учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой, являющейся составной частью общественного способа производства, в которую кроме объектов труда (средства и предметы труда) входят также и субъекты труда (работники).

Чтобы выполнять эту общественную функцию, неизбежную для каждого человека, будущие работники должны быть достаточно развиты, профессионально подготовлены, т.е. готовы осуществлять трудовую деятельность.

Труд в обществе можно разделить на производительный и управленческий.

Производительный труд такой, в результате которого создается какой-либо продукт. Этот продукт может быть как материальным (стол, телевизор, компьютер), так и информационным (книга, картина, музыка). Поэтому к работникам производительного труда относятся не только те, кто трудится в материальной сфере, но и те, кто трудится в информационной сфере. Работники же управленческого труда (управленцы) осуществляют координацию деятельности множества людей, работающих в производительной сфере.

Работник - это человек, нанявшийся на производство, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты своего труда.

Рабочий - это работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования и в основном исполнительского характера.

Специалист – это человек, получивший среднее или высшее профессиональное образование и выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. имеющий управленческий, а также производительный характер труда.

Работник, (рабочий, специалист) является субъектом труда и представляет производительные силы. Подготовка рабочего осуществляется в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования, а специалиста - в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Распределение по профессиям производится на основе разделения труда. Это разделение предполагает специальную подготовку для выполнения определенных работ. Чтобы стать рабочим или специалистом, необходимо освоить какую-либо профессию или специальность в соответствующей отрасли народного хозяйства.

Профессия – это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.

Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии. Процесс профессиональной подготовки будущего рабочего (специалиста) обязательно связан с его развитием, которое осуществляется также посредством образования, воспитания, обучения. При этом задействуются и развиваются механизмы самообразования, самовоспитания, самообразования. Только все эти процессы будут иметь профессиональную направленность. Результатом такой подготовки является готовность к профессиональной деятельности будущего рабочего. Готовность выступает как интегративный результат и итог подготовки по различным ее составляющим, как определенное личностное качество рабочего (специалиста).

Можно говорить о том, что результат развития личности будущего работника в процессе профессиональной подготовки может быть оценен по такому интегративному личностному качеству, как готовность к профессиональной деятельности. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Все эти три понятия входят в рассмотренные ранее – образование, воспитание, обучение. Здесь также закономерно употребление и таких понятий, как профессиональное самообразование, профессиональное самовоспитание, профессиональное самообучение. Их специфика –в направленности на развитие личности и формирование готовности к профессиональной деятельности своими собственными средствами.

Этот сложный процесс профессионального самообразования, самовоспитания, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным образованием, воспитанием, обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, является профессиональным становлением будущего специалиста (рабочего).

В процессе профессионального становления будущего специалиста (рабочего) идет изменение его профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах, категориях, а высший его качественный уровень развития, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, – это профессиональное мастерство.

Готовность к профессиональной деятельности будущих специалистов – это интегративная система психологических образований личности, обеспечивающая эффестивное выполнение поставленных целей. Готовность к профессиональной деятельности включает в себя следующие компоненты: мотивационную готовность, ориентационную готовность, психофизиологическую готовность, социально-личностную готовность, социально-профессиональную готовность, операциональную готовность.

Например, готовность к профессиональной деятельности будущего рабочего-строителя будет включать в себя: убеждения в правильности выбранной профессии строителя, осознание значимости данной профессии для общества, хорошее физическое здоровье, способность выносить резкую смену температур, ощущение пространства, отсутствие страха высоты, эмоционально окрашенное, благожелательное и бережное отношение к предметам и орудиям труда, профессиональную умелость, такие качества личности, как организованность, ответственность, гражданскую зрелость, моральные качества, профессиональную мобильность, предприимчивость и т.д. Как видим, готовность как качество личности характеризует будущего рабочего не только со стороны его профессиональной компетентности, но и наличием определенных профессионально значимых личностных качеств как гражданина общества.

Поскольку профессиональное образование включает в себя профессиональное воспитание и профессиональное обучение, то дадим определение этим понятиям.

Профессиональное обучение – это специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности мастером профессионального обучения и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание – это специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профес–сиональные отношения мастером профессионального обучения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Различают два аспекта профессионального образования: теоретическое, которое осуществляет преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, и практическое, которое организует и проводит мастер профессионального обучения на базе учебно-производственных мастерских и на производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: