Профессиональная педагогика как наука

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная педагогика как наука

Как уже было отмечено в предыдущих разделах, педагогика как наука состоит из целой системы педагогических наук, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Среди этих наук особое положение занимает педагогика профессионального образования.

Под педагогикой профессионального образования, или под профессиональной педагогикой, следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих рабочих и специалистов по многим профессиям и специальностям, каждая из которых имеет свою специфику. Такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессионального становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются зачатки тех или иных профессиональных компонентов, поэтому профессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.

Объектом профессиональной педагогики выступает сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду. Но, учитывая, что элементы профессиональной подготовки пронизывают всю систему образования, то к объекту относят и всю целостную систему образования. Для подготовки специалиста к профессиональной деятельности в определенной сфере организуется и осуществляется образовательный процесс в профессиональных учебных заведениях. В то же время для «запуска» образовательного процесса должна быть осуществлена теоретическая и методическая разработка системы предстоящей образовательной деятельности. Поэтому предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.

При рассмотрении общей педаго–гики мы изучили педагогические категории, знание которых необходимо при исследовании педагогических явлений и процессов. Среди основных категорий выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профессиональное обучение и др. (рис. 21).

 
 


Рис. 21. Система специфических категорий и понятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: