Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии. Отличие семейного консультирования, также как и индивидуального, от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуации, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Семейное консультирование может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.
В 1994 году Э.Г. Эдеймиллер132 определил правила семейного консультирования:
1) установление контакта и присоединения консультанта к клиентам;
2) сбор информации о проблеме;
3) обсуждение психотерапевтического контракта;
4) уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом;
5) проведение собственно консультации:
6) проверка экологии;
7) «страхование результата»;
8) «отсоединение».
Установление контакта, присоединения консультанта к клиентам, сбор информации о проблеме осуществляются при помощи тех же процедур и техник, соответствующих данным этапам консультативного процесса.
Обсуждение психотерапевтического контракта подразумевает:
• распределения ответственности (консультант — за безопасность клиентов, технологии доступа к разрешению
проблемы клиентов; клиенты — за свою активность, искренность);
• общую продолжительность работы (3—6 часов), длительность одного сеанса, периодичность встреч (обычно вначале один раз в неделю, далее один раз в две-три недели);
• условия оплаты (если консультирование происходит в рамках муниципального учреждений, то предоставление информации о стоимости данной услуга в частном порядке);
• санкции за нарушения условий контракта.
Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов типа:
- Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?
- Что именно вам помогало?
- В каких конкретно ситуациях вы чувствовали себя найти более сильными?
132 Эдеймилдер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.,. 2001.
- Как вы применяли свою силу?
- Какие качества (свой и других челнов семьи) вы считаете наиболее ценными?
Проведение собственно консультация. На этом этапе консультант должен:
1) способствовать укреплению веры клиентов в безопасность и успешность консультационного процесса;
2) инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по вашему мнению, в данной ситуации хорошего?»;
3) осуществлять совместно с клиентами поиск новых способов поведения — «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», «Приемлем ли для вас подобный способ поведения?», «Что вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».
Проверка экологии, или «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер — 1995). Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то консультант может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правильно. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (что именно?).
Страхование результата — какое-либо домашнее задание для клиентов, приглашение на повторную консультацию, цель
которых заключается в закреплении результатов, достигнутых в процессе консультирования.
Отсоединение — подразумевает завершение терапевтических отношений клиентов с консультантом. Оно может произойти автоматически на этапе анализа достигнутых результатов, но в ряде случаев (особенности клиентов) консультанту необходимо предпринять ряд сознательных действий для его стимуляции..
Семейное консультирование может применяться как самостоятельный вид консультирования и как часть определенного алгоритма, направленного на разрешение какой-либо проблемы, и представлять в этом случае собой один из этапов «смешанного» консультирования (применение разных видов консультирования).
Как часть алгоритма семейное консультирование может выступать в двух основных случаях:
1) сложность проблемы;
2) у клиента не одна, а несколько проблем, каждая из которых является следствием другой.
В ряде случаев консультирование малоэффективно и супругам необходимо рекомендовать семейную терапию:
1) наличие у кого-либо из членов семьи нервно-психического расстройства (неврозы, алкоголизм, декомпенсации психопатий, психопатическое развитие, суициды, нарушения половой функции);
2) наличие острых семейных конфликтов;
3) нарушение иерархии внутри семьи;
4) взаимосвязь соматических заболеваний членов семьи (ситуация, когда выздоровление одного члена семьи вызывает заболевание другого).
Главная задача, которую необходимо решить, когда на консультацию пришла вся семья — определить проблему и пути ее решения.
Начать данную консультацию можно с того, что, заранее расставив в круг стулья в кабинете и пригласив семью войти, понаблюдать за тем, в каком порядке, каким образом, в какой последовательности они зайдут и кто какое место займет. Тот, кто зайдет первый, будет занимать позицию лидеpa в семье. Тот, кто сядет рядом с ребенком, будет, скорее всего, состоять с ним в каолиции. Тот, кто-будет «вне», стремится объединиться с консультантом (что ни в коем случае допустить нельзя).
Консультант должен, выказав равное уважение ко всем присутствующим (включая ребенка), объединить родителей на разрешение проблемы путем выработки единой стратегии.
Для этого необходимо:
1) выяснить мнение о проблеме каждого из родителей;
2) выяснить мнение о проблеме ребенка;
3) как каждый из них решал бы данную проблему (здесь можно использовать следующий прием: предложить всем присутствующим написать на листах возможные способы урегулирования проблемы, а затем сравнить. По ходу сравнения будут выявляться как разногласия, так
и общие точки соприкосновения);
4) предложить ребенку проективную методику «Моя семья» и/или методику Рене Жиля для исследования особенностей характера ребенка и его поведения;
5) предложить родителям «Родительский опросник на выявление стиля семейного воспитания.