Семейное консультирование по проблемам детей и подростков

Семейное консультирование является разновидностью се­мейной психотерапии. Отличие семейного консультирования, также как и индивидуального, от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуа­ции, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Семейное консультирование может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.

В 1994 году Э.Г. Эдеймиллер132 определил правила се­мейного консультирования:

1) установление контакта и присоединения консультанта к клиентам;

2) сбор информации о проблеме;

3) обсуждение психотерапевтического контракта;

4) уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом;

5) проведение собственно консультации:

6) проверка экологии;

7) «страхование результата»;

8) «отсоединение».

Установление контакта, присоединения консультанта к клиентам, сбор информации о проблеме осуществляются при помощи тех же процедур и техник, соответствующих данным этапам консультативного процесса.

Обсуждение психотерапевтического контракта подразу­мевает:

распределения ответственности (консультант — за без­опасность клиентов, технологии доступа к разрешению
проблемы клиентов; клиенты — за свою активность, искренность);

общую продолжительность работы (3—6 часов), дли­тельность одного сеанса, периодичность встреч (обычно вначале один раз в неделю, далее один раз в две-три недели);

условия оплаты (если консультирование происходит в рамках муниципального учреждений, то предоставле­ние информации о стоимости данной услуга в частном порядке);

санкции за нарушения условий контракта.

Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов типа:

- Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?

- Что именно вам помогало?

- В каких конкретно ситуациях вы чувствовали себя найти более сильными?

132 Эдеймилдер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.,. 2001.

- Как вы применяли свою силу?

- Какие качества (свой и других челнов семьи) вы счита­ете наиболее ценными?

Проведение собственно консультация. На этом этапе кон­сультант должен:

1) способствовать укреплению веры клиентов в безопасность и успешность консультационного процесса;

2) инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся сте­реотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по вашему мнению, в данной ситуации хоро­шего?»;

3) осуществлять совместно с клиентами поиск новых спо­собов поведения — «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», «Приемлем ли для вас подобный способ поведения?», «Что вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».

Проверка экологии, или «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер — 1995). Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сооб­щают о чувстве удовлетворения, то консультант может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правиль­но. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (что именно?).

Страхование результата — какое-либо домашнее задание для клиентов, приглашение на повторную консультацию, цель

которых заключается в закреплении результатов, достигну­тых в процессе консультирования.

Отсоединение — подразумевает завершение терапевтиче­ских отношений клиентов с консультантом. Оно может про­изойти автоматически на этапе анализа достигнутых резуль­татов, но в ряде случаев (особенности клиентов) консуль­танту необходимо предпринять ряд сознательных действий для его стимуляции..

Семейное консультирование может применяться как са­мостоятельный вид консультирования и как часть опреде­ленного алгоритма, направленного на разрешение какой-либо проблемы, и представлять в этом случае собой один из этапов «смешанного» консультирования (применение разных видов консультирования).

Как часть алгоритма семейное консультирование может выступать в двух основных случаях:

1) сложность проблемы;

2) у клиента не одна, а несколько проблем, каждая из которых является следствием другой.

В ряде случаев консультирование малоэффективно и суп­ругам необходимо рекомендовать семейную терапию:

1) наличие у кого-либо из членов семьи нервно-психического расстройства (неврозы, алкоголизм, декомпен­сации психопатий, психопатическое развитие, суици­ды, нарушения половой функции);

2) наличие острых семейных конфликтов;

3) нарушение иерархии внутри семьи;

4) взаимосвязь соматических заболеваний членов семьи (ситуация, когда выздоровление одного члена семьи вы­зывает заболевание другого).

Главная задача, которую необходимо решить, когда на консультацию пришла вся семья — определить проблему и пути ее решения.

Начать данную консультацию можно с того, что, заранее расставив в круг стулья в кабинете и пригласив семью войти, понаблюдать за тем, в каком порядке, каким образом, в ка­кой последовательности они зайдут и кто какое место зай­мет. Тот, кто зайдет первый, будет занимать позицию лидеpa в семье. Тот, кто сядет рядом с ребенком, будет, скорее всего, состоять с ним в каолиции. Тот, кто-будет «вне», стре­мится объединиться с консультантом (что ни в коем случае допустить нельзя).

Консультант должен, выказав равное уважение ко всем присутствующим (включая ребенка), объединить родителей на разрешение проблемы путем выработки единой стратегии.

Для этого необходимо:

1) выяснить мнение о проблеме каждого из родителей;

2) выяснить мнение о проблеме ребенка;

3) как каждый из них решал бы данную проблему (здесь можно использовать следующий прием: предложить всем присутствующим написать на листах возможные спосо­бы урегулирования проблемы, а затем сравнить. По ходу сравнения будут выявляться как разногласия, так
и общие точки соприкосновения);

4) предложить ребенку проективную методику «Моя семья» и/или методику Рене Жиля для исследования особен­ностей характера ребенка и его поведения;

5) предложить родителям «Родительский опросник на выявление стиля семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: