Посредники в глобальной логистике

Большое значение для развития глобальной логистики име­ют так называемые международные канальные посредники, к которым обычно относятся:

• международные экспедиторы;

• транспортные компании;

• компании по управлению экспортными операциями;

• внешнеторговые компании и представительства;

• брокерские и агентские фирмы;

• компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях;

• порты и др.

Особая роль среди канальных посредников в глобальных логи­стических системах принадлежит, как уже указывалось ранее, меж­дународным транспортно-логистическим фирмам. Обычно они выполняют большое количество логистических функций в глобаль­ных каналах и системах, к основным их которых относятся:

• квотирование грузовых отправок в международных перевозках;

• букование1 грузовых мест и грузовместимости транспорт­ных средств;

• подготовка коммерческих и таможенных документов;

• получение экспортных лицензий;

• осуществление экспортного декларирования для грузоот­правителей;

• подготовка сертификатов, ветеринарных и других свиде­тельств;

• подготовка и получение консульских инвойсов;

• подготовка товарно-транспортных документов, погрузка, разгрузка, проверка отгрузочных документов, взвешива­ние, упаковка и другие операции;

• страхование;

• оплата за перевозки, расчеты с клиентами;

• получение приходных документов;

• представление документов в банк или экспедирование их в заданный пункт назначения;

• предоставление складских услуг (букование) в порту, гру­зовом терминале;

• осуществление интермодальных перевозок;

• предоставление собственных транспортных средств, трей­леров, контейнеров и др.

Большинство крупных международных транспортно-экспеди-торских фирм (Shenker, TNT EW, ASG AB, BTL, Federal Express, Scansped и др.) сертифицировано стандартами ISO-9002, что говорит о высоком уровне качества оказываемых ими логистических услуг.

Экспортно-импортные операции в глобальных логистичес­ких системах, как правило, связаны с большим, чем в обычном логистическом менеджменте, объемом информации, более слож­ным документооборотом и требуют правительственного регули­рования. На рис. 12.2 представлена типичная схема экспортно-импортных операций в глобальной логистической системе с при­влечением необходимых логистических посредников1.

Роль правительственных организаций в этой сфере (в част­ности таможни) сводится к упорядочению и регулированию по­токов экспортно-импортных грузов, защите потребителей, пре­дотвращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу това­ров и протекционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических цепях.

Важное место в структуре глобальных логистических систем занимают зоны свободной торговли (свободные экономические зоны, СЭЗ). СЭЗ играют роль катализаторов развития глобаль­ной логистики, примером чему являются Гонконг, Сингапур и др. Основными преимуществами СЭЗ для глобального логистичес­кого менеджмента являются:

• хранение товаров и операции грузопереработки без тамо­женных формальностей;

• свобода выполнения функций логистическими посредни­ками;

• возможность консолидации/разукрупнения партий грузов перед импортом;

• сокращение логистических издержек;

• возможность перемаркировки и перезатаривания перед импортными операциями;

• поддержание необходимых логистическому менеджменту квот готовой продукции;

• тестирование товара потребителями перед импортом;

• реэкспорт товаров без уплаты пошлин и налогов;

• хранение товаров в зоне без обязательной идентификации.

Примером глобального логистического международного по­средника является корпорация TNT Group. Эта компания широ­ко известна во всем мире как одна из крупнейших в сфере меж­дународной экспедиции и логистики. В настоящее время компа­ния принадлежит голландской почтовой и телекоммуникацион­ной корпорации и имеет годовой оборот около 6 млрд долларов США. Она состоит из трех компаний: TNT Express Worldwide, TNT Logistics и TNT Multi Country Logistics и предлагает своим клиентам широчайший спектр логистических услуг. TNT Express Worldwide фокусируется на международной транспортно-экспе-диторской деятельности и проблемах распределения товаров для региональных рынков. TNT Logistics специализируется на нациопальной контрактной логистике, включая вопросы совершен­ствования менеджмента в полной логистической цепи товаропро­изводителей — от сырья и комплектующих до готовой продук­ции. TNT Multi Country Logistics проводит специальные экспер­тизы для компаний, желающих создать глобальную логистичес­кую цепь продвижения своей продукции через территории не­скольких стран.

В перечень основных услуг корпорации TNT по глобальному логистическому менеджменту входят:

• управление логистическими цепями товаропроизводите­лей;

• предоставление многопользовательских складских комп­лексов и терминалов для хранения, сортировки и грузопе-реработки широкого ассортимента товаров;

• услуги по распределению продукции со специализирован­ных региональных распределительных центров;

• логистические экологически чистые проекты;

• возврат товаров и ремонт транспортных средств;

• прямое пополнение производственных запасов предприя­тий к началу рабочего дня;

• многопрофильное снабжение запасными частями и др.

Около 74% бизнеса TNT сосредоточено в Европе. Чтобы обес­печить логистическим партнерам тот тип услуг, который они тре­буют, компания имеет три самых больших в Европе логистичес­ких сети.

Во-первых, европейская воздушная сеть. которая достаточ­на сложна. В настоящее время компания постоянно эксплуати­рует 31 самолет, в основном в ночное время, практически ежед­невно, что позволяет связать виртуально каждый одиночный го­род в Европе и обеспечить восьмичасовой логистический цикл доставки продукции и необходимых материальных ресурсов про­изводителям к началу рабочего дня.

Во-вторых, корпорация TNT охватывает всю европейскую дорожную сеть. Компания оперирует с более чем 5000 маршрутов и рейсов каждую неделю, связывая практически каждую де­ревню, поселок и город в Европе. Это позволяет предложить ло­гистическим партнерам максимально два-три дня поставки (дос­тавки) для документов, почтовых и грузовых отправок.

Наконец, третья сеть — международные и европейские сети передачи данных, принадлежащие компании.

В своей логистической стратегии корпорация TNT исходит из того, что в настоящее время заказчики не хотят работать с отдель­ными локальными поставщиками, предпочитая панрегиональное или глобальное логистическое партнерство. От своих логистичес­ких партнеров заказчики требуют действенной помощи и новых идей по сокращению затрат вне их каналов дистрибьюции или за­купок продукции, тем самым обеспечивая себе высокую конкурен­тоспособность внутри конкретной отрасли промышленности. При этом заказчики, как правило, заинтересованы в интегральном ха­рактере услуг, предлагаемых их логистическими посредниками, например, в объединении транспортировки, грузопереработки, сопутствующего сервиса, обеспечения запасными частями и т.п.

Грузоотправитель при экспортных операциях в глобальной логистической системе использует услуги экспедитора в случае, когда не обладает возможностью осуществления перевозки по причине отсутствия постоянного грузопотока или изменения условий коммерческих сделок. При этом логистический менед­жер должен сопоставить затраты, связанные с использованием услуг экспедитора, с затратами на содержание персонала для осуществления аналогичных операций.

Доход, получаемый экспедитором, образуется за счет трех источников. Первым является плата, взимаемая за подготовку экспортной документации. Ко второму относятся комиссионные, получаемые от перевозчиков; при этом размер комиссионных оп­ределяется исходя из общей суммы доходов, получаемых пере­возчиком в результате использования услуг экспедитора. Третий источник образуется за счет разницы в тарифах на перевозку единицы груза, которые устанавливаются экспедитором для гру­зоотправителя и перевозчиком для экспедитора, при отправке консолидированного груза.

Обычными функциями транспортных агентов как посредни­ков в глобальных логистических системах являются консолида­ция и перераспределение контейнеров в международных пере­возках, имеющих в качестве места назначения территорию од­ной страны. Потребность в таких услугах существует у грузоот­правителей, которые после разгрузки контейнера внутри другой страны сталкиваются с необходимостью обратной транспорти­ровки контейнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: