Рынок транспортных услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Рынок транспортных услуг…………………………………………...4

2 Сферы обслуживания грузового транспорта……………………….8

3 Роль транспорта в развитии клиента и в обратном порядке……….9

Заключение…………………………………………………………………..13

Использованная литература……………………………………………….14


Введение

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов, по средствам перевозок грузов и пассажиров. Он играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. В России, как и в других развитых странах, транспорт – одна из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры.

Автомобильный транспорт наряду с другими видами транс­порта (железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным) составляет основу транспортной системы нашей страны и обеспе­чивает транспортные потребности населения и экономики за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере автотранспортной деятельности.

Автомобили как транспортные средства отличаются высокой маневренностью и способностью осуществлять прямую доставку грузов и людей (без участия других видов транспорта). Благодаря своим преимуществам они широко используются на перевозках пассажиров и грузов как внутри районов (городов), так и в меж­районном (междугородном) и международном сообщениях. На коротких расстояниях автомобильный транспорт является, по су­ществу, монополистом — на перевозках и грузов, и пассажиров, а на средних и дальних расстояниях он успешно конкурирует с же­лезнодорожным транспортом.

Автомобильный транспорт является связующим и тесно взаи­модействует с другими видами транспорта, а его клиентура состав­ляет несколько миллионов человек.

Рынок транспортных услуг.

В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды. Формирование рынка ин­тенсифицирует процессы обращения ценностей и перемещения людей, способствует существенному возрастанию роли транспортных и экспе­диционных предприятий, организующих и осуществляющих эти процес­сы. Особенно велико в условиях рынка значение автотранспортных предприятий, обеспечивающих прямую, надежную доставку грузов и пассажиров - фактор эффективного функционирования экономики.

Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобиль­ному рыночному сектору экономики. Предприятия грузового авто­транспорта в условиях падения спроса на перевозки расширяют транспортно-экспедиторские и непрофильные виды услуг, открывают свои терминальные пункты со складской базой.

В условиях конкуренции потребители все в большей мере предъяв­ляют повышенные требования к качественным показателям выполне­ния грузоперевозок: срочности доставок, сохранности грузов, расшире­нию комплекса услуг, надежности транспортного партнера. Наметился повышенный спрос на доставку грузов в международном сообщении.

В специальной литературе, анализируя источники влияния на пред­приятие в условиях рынка, выделяют сферу прямого (рисунок 1) и сферу косвенного воздействия на АТП (рисунок 2).

АТП непосредственно взаимодействует с различными поставщика­ми: поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их ди­леры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, технику­мы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализи­рованные фирмы).

Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг и бы­тового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государствен­ные организации и учреждения, индивидуальные потребители.

Конку­рентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предпринима­тели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, исполь­зующие собственный автомобильный транспорт.

Рисунок 1 – Сфера прямого воздействия на АТП

В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фир­мы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.

Также с АТП могут непосредственно взаимодействовать органы го­сударственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государствен­ной налоговой инспекции, другие органы.

Косвенное воздействие на деятельность АТП оказывают такие фак­торы, как научно-технический прогресс, общеэкономическая и полити­ческая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и другие.

Разрабатываемые в ходе научно-технического развития идеи и кон­структорские решения влияют на деятельность АТП, заставляя руко­водство предприятия внедрять достижения НТП прежде своих конку­рентов. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заклю­чать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, возникающие региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых террито­рий.

Стабильное, поступательное развитие экономики страны позволяет предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию произ­водства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При неста­бильной экономике, характеризующейся инфляцией и кризисами, лю­бым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодным вкла­дывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства, средства вкладывают­ся в развитие «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.

Благоприятная международная обстановка положительно сказыва­ется прежде всего на развитии международных торговых связей, на базе которых и осуществляются международные перевозки.

Рисунок 2 – Сфера косвенного воздействия на АТП

Основные признаки рынка транспортных услуг в качестве экономической системы:

1. Система рынка состоит из элементов: производителей транспортных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства и др.

2. Элементы системы рынка взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном движении. Основные группы связей: материальные (поставки материальных ресурсов и техники); финансовые (операции с денежными ресурсами); коммерческие (продажа услуг); информационные (передача сведений, обмен данными).

3. Система рынка имеет сложную структуру – участники рынка качественно разнообразны.

4. Система рынка проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, самоорганизации, иерархичности, разнообразия, нестационарности.

В целом рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей государства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредством экономических инструментов.

Основная задача рынка транспортных услуг – распределение ограниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей экономической эффективностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: