Работа с семьей начинается с проведения ее тщательного обследования, диагностики семейных проблем и ресурсов. Оценка семьи и планируемое вмешательство в семью основаны на анализе семьи как системы, все элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны.
Основной вопрос, который решается на этом этапе диагностики, состоит в том, есть ли необходимость работать с семьей, открывать случай для оказания помощи, либо необходимо другое срочное вмешательство, вплоть до срочного изъятия ребенка из семьи. На данном этапе идет оценка проблем и ресурсов семьи и решается вопрос, может ли данная семья измениться к лучшему.
С этой целью может быть рекомендовано применение схемы оценки семьи «Треугольник оценки». Данная методика позволяет оценить основные потребности ребенка, которые должна удовлетворять семья, а так же способность родителей удовлетворить имеющиеся потребности ребенка и влияние на это семейных факторов и социального окружения.
В ходе диагностики семьи с целью принятия решения о типе вмешательства в семью используются следующие параметры оценки:
- оценивается безопасность ребенка и характер жестокого обращения;
- рассматриваются последовательно одна за другой «потребности» ребенка, при рассмотрении каждой из них выясняется «способность родителей обеспечить данную потребность ребенка»;
- оцениваются факторы семьи и социального окружения и их влияние на способность родителей обеспечить потребность ребенка.
К обеспечению потребностей ребенка относят:
- здоровье (какие проблемы, какие меры принимаются, в норме ли физическое развитие – рост, вес и т.д.);
- образование(успехи, проблемы, в соответствии ли с возрастом тип обучения и учреждение, дополнительное образование);
- эмоциональное и поведенческое развитие (значимость чувств к кровной семье, другим людям, адаптация к изменениям в жизни, самоконтроль, адекватность реакций и поведения по отношению к родителям, другим людям);
- личность (оценка ребенком себя, своих способностей, принадлежность к семье, а также этнические, культурные, религиозные факторы);
- отношение ребенка с семьей и др. людьми;
- внешний вид (соответствие одежды возрасту, полу, культуре, личная гигиена);
- навыки самообслуживания (приобретение ребенком навыков одеваться, питаться, решать социальные проблемы, навыков самостоятельной жизни).
К способностям родителей обеспечивать потребности ребенка:
- основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, чистоте, предоставление медицинской и стоматологической помощи);
- обеспечение безопасности ребенка;
- эмоциональное тепло(как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение, требуемые для того, чтобы ребенок почувствовал эмоциональное тепло);
- обеспечение интеллектуального развития ребенка (что делается для развития способностей ребенка, обеспечения его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
- руководство поведением, установление границ поведения;
- обеспечение стабильности (стабильность семейных отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).
К факторам семьи и окружения можно отнести:
- семейная история (влияние на жизнь ребенка в настоящее время истории семьи: кто живет в доме, как это влияет на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений с родственниками и родителей между собой и т.п.);
- родные и близкие (кого ребенок считает родным – из тех, кто жив и кто уже умер), их роль;
- жилье (жилищно-бытовые условия проживания семьи: общая и жилая площадь, санитарно-гигиеническое состояние жилья, наличие у ребенка отдельной комнаты, кровати, места для игры, режим дня, режима питания);
- работа (кто работает, наличие или отсутствие работы, режим работы, изменения в работе и как это влияет на ребенка);
- доход (достаточен или нет, как это влияет на ребенка); - социальные связи семьи(связи с соседями, друзьями и т.д.);
- доступность учреждений образования, медицины, культуры, транспорта и т.д.
Необходимо помнить, что любая оценка – это вмешательство в семью. Специалист должен вначале собрать всю имеющуюся информацию о семье, а затем лишь идти посещать семью. Проведя диагностику, необходимо «взвесить» свои силы и определить, сможет ли он помочь той или иной семье, готова и может ли семья принять помощь.
Планирование работы с неблагополучной семьей.
Планирование работы с семьей является ключевым во всем процессе работы. Умение целенаправленно планировать свою работу и приводить выработанный план в действие должно стать базовым умением социального педагога, педагога-психолога. В работе с семьей мы исходим из принципа, что вмешательство должно быть спланировано. Планирование помогает двигаться в выбранном направлении.
Существует два способа планирование – линейное и кольцевое планирование. Основным признаком линейного планирования является, то, что каждое последующее действие вытекает из предыдущего. Поэтому при ошибке или неэффективности работы со случаем следует возвращаться в исходную или ключевую точку. Кольцевая структура планирования основана на принципе постоянной корректировки планов вмешательства в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
При работе с неблагополучной семьей специалистами выделяются следующие этапы планирования:
- вовлечение семьи в сотрудничество (контакт с семьей, предварительная оценка), выделение ключевых проблем;
- достижение взаимного согласия с семьей (согласовать цели, определить ресурсы, принять решение о судьбе ребенка и о направлении деятельности, принять план по защите прав ребенка);
- составление плана-проекта обеспечения безопасности ребенка и сохранения семьи, соглашение о сотрудничестве, заключение письменного договора на первое время по ключевой проблеме; создание и активизация социальной сетки семьи; оценка эффективности работы.
- выполнение плана;
- представление услуг;
- оценка прогресса (динамика семьи) и оценка безопасности ребенка;
- пересмотр плана и его коррекция в зависимости от обстоятельств.
Необходимо обратить внимание на такой немаловажный момент как формулирование целей. Часто при формулировании целей семья выражает их в виде проблем, поэтому задача специалиста – научить семью формулировать свои проблемы в виде «движения вперед», или целей. В основном специалисты сосредоточиваются на так называемых «социальных целях». Эти цели и задачи направлены на улучшение социальной жизни семьи.
Надо заметить, что у семьи есть собственные цели (даже если они первоначально имеют форму проблем), а у социального педагога, педагога-психолога существуют собственные цели в отношении семьи. Часто специалисту необходимо определиться: с чьими целями он собирается работать? Если не пройти процесс согласования целей с семьей, то, скорее всего, семья не будет активно сотрудничать со специалистом в достижении его целей. Согласование целей – это процесс, когда сформулированные семьей и вами цели сравниваются и выделяются общие составляющие.
Как мы говорили ранее, в процессе работы с целями следует регулярно проводить самоанализ, чтобы понять, что происходит и на какой стадии работы с семьей находится специалист. В этом может помочь перечень вопросов:
- В чем заключается моя цель внедрения в семью?
- В чем заключается цель семьи?
- Какие я вижу различия?
- Какой риск для меня/для семьи существует в моей стратегии внедрения?
- Каких результатов я хочу достичь?
- Каких результатов ожидает семья?
При планировании работы с неблагополучной семьей необходимо учесть, что составитель плана работы с семьей может иметь одновременно несколько целей: обеспечить безопасность и благосостояние ребенка, решить проблемы семьи и выполнить требования закона, политики региона.
Может потребоваться несколько взаимосвязанных планов, которые нужно будет расположить по степени важности. Следует иметь в виду, что на практике часто придется повторять процесс или его определенные стадии, чтобы исследовать различные пути, которые пересекутся потом в одном общем плане.
Необходимо отметить, что важное значение для составления плана работы является создание и активизация социальной сетки семьи.
Под социальной сетью семьи понимается система связей с людьми, от которых семья получает эмоциональную и инструментальную (экономическую, физическую и информационную) поддержку.
При анализе социальной сетки выделяют две различные системы поддержки - естественную и формальную.
Естественные системы поддержки: родственники, друзья, различные неформальные группы (спортивные, религиозные, клубы).
Формальные системы поддержки: органы социальной помощи, учреждения здравоохранения, школы, различные детские учреждения, проекты и программы социального направления.
Соединив все разработанные элементы социальной сети, можно получить наглядную картину, где собранные воедино элементы дают общую картину ситуации семьи. На основании полученной картины проводится анализ социальной сети и планирование совместной работы. Главный вопрос, насколько эффективна социальная сеть в помощи на данный момент? Какие шаги следует предпринять для её улучшения?
3. Осуществление плана
Дальнейшее взаимодействие специалиста с клиентом-семьей должно соответствовать следующему алгоритму:
- общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным;
- формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия на сотрудничество со специалистом;
- осуществление разработанного плана действия по выходу из кризисной ситуации;
- контроль за выполнением соглашения;
- закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
4. Анализ и оценка достигнутых результатов (при необходимости планирование и осуществление плана работы с семьей, исходя из достигнутых результатов и новых обстоятельств).
После определенного времени работы с семьей необходимо оценить свои действия и весь процесс работы с семьей в целом. Здесь следует учитывать две крайности:
- когда специалисты «затягивают» с периодической оценкой (например, из-за загруженности);
- когда специалисты «торопят события».
Невозможно однозначно ответить на вопрос, как часто нужно проводить такую оценку. Здесь невозможно дать однозначный совет. В зависимости от правил, установленных в деятельности службы, от стажа и опыта специалиста частота может сильно варьироваться. При этом у социального педагога должен быть инструмент, которой поможет эту позитивную динамику оценить. Можно использовать следующий перечень вопросов:
- Почему я считаю, что процесс идет в нужном направлении?
- Что думают члены семьи о прогрессе в их ситуации?
- Какова моя роль на данном этапе?
- Какой шаг будет следующим?
- Чему я научился в этом случае?
- Что вынесли члены семьи из их ситуации?
Для эффективности изменений проводится общая оценка функционирования семьи.
Выделяются следующие показатели оценки функционирования:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.);
- улучшение бытовых условий – очень важный положительный момент: стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, безопаснее детям и взрослым и т.д.
- восстановление контактов семьи с окружением, ребенок посещает детский сад, школу, и т.д.;
- уменьшилось употребление алкоголя;
- решены прочие специфические для данной семьи проблемы.
Отсутствие прогресса в работе с семьей – это продолжение предыдущей работы; в такой ситуации рассматриваются вопросы, которые помогут социальному педагогу разобраться в причинах отсутствия прогресса. Можно задать себе такие вопросы:
- Идем ли мы в верном направлении?
- Следует ли семья вместе со мной?
- Реалистичны ли цели случая?
- Правильно ли расставлены приоритеты в работе?
- Соразмерные ли возможности семьи ступени процесса?
- Корректны ли разработанные критерии оценки эффективности?
Закрытие случая - это отдельная важная процедура, она является анализом эффективности достигнутых результатов.
При анализе процесса закрытия случая можно использовать опросник «Закрытие случая»:
- Определены ли критерии для закрытия случая?
- Достигнуты ли цели, определенные в плане?
- Какие цели достигнуты?
- Стабильны ли изменения?
- Может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией?
- Выражает ли семья еще потребность в помощи?
Для каждого отдельного случая можно составить свой примерный перечень:
- Поведение итогов вместе с семьей.
- Положительная обратная связь: констатация того, что семья проделала большую работу.
-Перечисление достижений семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.
- Следующий шаг семьи в целом и каждого её члена в отдельности.
- Возможность обращаться за помощью в дальнейшем.
- Существующие системы поддержки семьи (где и в каких случаях возможно получить помощь, поддержку).
Всю работу проведенную специалистом с неблагополучной семьей можно считать успешно завершённой, если положение ребенка в семье улучшилось, стало стабильным и, при этом, сохранилась его семейная поддержка.
На сегодняшний день существует следующая структура психолого-педагогического сопровождения семьи:
- Психолого-педагогическая поддержка ребенка. Включает в себя: развитие учебных и коммуникативных навыков ребенка; формирование мотивационно -волевой сферы личности ребенка; помощь в профессиональном самоопределении подростков; развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями.
- Психолого-педагогическая и образовательная поддержка родителей/опекунов: развитие родительских навыков; развитие способности понимать потребности и способности детей; обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов; развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.
- Деятельность по налаживанию позитивного семейного взаимодействия: расширение сети социальных контактов семьи; стимулирование позитивной социальной активности членов семьи через вовлечения в клубную деятельность; создание условий для развития функциональных стереотипов семейного взаимодействия.
- Мониторинг семейной динамики: исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;
Еще одной формой работы с неблагополучной семьей является психолого-педагогическое сопровождение, оно заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.
Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:
– проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;
– информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;
– обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
– оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия.