Технология работы со случаем

Работа со случаем, это технология организации процесса реабилитации семьи или/и ребенка, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. Рассматривая сопровождение семьи в СОП в целом, технология работы со случаем будет иметь следующий алгоритм:

1. Прием информации - в ваше учреждение из какого-либо источника поступила информация о том, что ребенок находится в социально-опасном положении. Например: учитель начальных классов привела к вам в кабинет своего ученика, демонстрируя следы от побоев и констатируя некоторые другие признаки того, что ребенок в опасности.

2. Расследование - любую информацию которую вы получили необходимо подтвердить или опровергнуть. Для этого необходимо провести расследование, в которое входит посещение на дому, опрос соседей, беседы с учителями и родственниками. Расследование проводится целой командой специалистов: социальным работником, инспектором КДН, педагогом, психологом, медиком и др. В процессе расследования устанавливается факт нарушения прав ребенка и оценивается безопасность ребенка.

3. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите (согласно требованиям нормативных документов).

4. Открытие случая - на консилиуме принимается решение об открытии случая. Назначаются участники, распределяется ответственность, устанавливаются сроки.

5. Разработка и утверждение ИПС (индивидуального плана сопровождения) - по случаю пишется (согласно нормативным требованиям) индивидуальный план сопровождения ребенка (семьи), в котором подробно расписываются мероприятия, сроки реализации и ответственные. План утверждает консилиум.

6. Выполнение плана - по ходу выполнения плана индивидуальной помощи в случае необходимости его можно корректировать (при согласовании с другими членами консилиума).

7. Мониторинг - одна его часть является по сути чисто анализом диагностических данных, полученных по случаю в начале реализации программы помощи и в конце. Другая часть мониторинга - это качественный анализ результата работы со случаем всех включенных в работу специалистов с замечаниями и рекомендациями.

8. Закрытие случая. Случай закрывается в ситуации достижения положительных результатов в отношении ребенка (семьи) в СОП и переводе этого ребенка (семьи) в другую сопровождаемую педагогом-психологом категорию.

Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и

учесть ее особенности в организации процесса помощи. Благодаря технологии «работы со случаем» орган, исполняющий полномочия по опеке и попечительству в районном отделе образования, может унифицировать порядок работы с каждой выявленной семьей группы риска, независимо от ее особенностей и нужд, и организовать профилактическую деятельность во взаимодействии с различными учреждениями и организациями, оказывающими услуги семьям и детям с различными нуждами.

Нуждаемость ребенка в помощи государства (в государственной защите) устанавливается решением органа опеки и попечительства. Вслед за установлением нуждаемости, орган опеки и попечительства утверждает План по защите прав ребенка, в соответствии с которым назначается куратор ребенка (точнее, куратор случая, поскольку работа по защите прав ребенка нацелена на оказание помощи, как ребенку, так и семье), организующий и координирующий процесс реабилитации.

Технология «работа со случаем» позволит выстроить работу с семьей как единый реабилитационный процесс, в первую очередь за счет введения института «кураторов случая». Куратор (феномен кураторства описан выше) организует работу с семьей и ребенком как единый процесс, следит за своевременным получением семьей услуг, устанавливает с семьей помогающие отношения, проводит мероприятия по повышению доступности услуг для семьи, проводит оценку результатов и т.п.

Предупреждения и советы

Типичные трудности, встречающиеся в процессе деятельности Рекомендации по преодолению типичных трудностей
1. Результат работы со случаем минимален или отсутствует Провести повторную оценку риска и оценку ситуации в семье и проверить: соответствие цели работы и проблемы, соответствие промежуточных целей природе проблемы, соответствие намеченных действий целям работы, обоснованность предположений о природе проблемы собранными данными о семье. Проверить адекватность потребностям семьи включенных в План реабилитации услуг. Вынести случай на супервизию.
2. Семья ведет себя пассивно, не участвует в выполнении действий Плана реабилитации Возможно, ошибка была сделана на этапе проведения оценки и разработки Плана. Поэтому следует провести оценку риска и оценку ситуации вместе с семьей. Вовлечь семью в разработку Плана мероприятий. Распределить ответственность за сохранение ребенка в семье с родителями. Проверить, включены ли в План услуги, адекватные потребностям семьи. Проверить адекватность запланированных действий ресурсам семьи.
3. Действия Плана направлены преимущественно на оказание материальной помощи семье, либо на решение материальных проблем семьи (поиск работы для родителей, оформление документов) Проверить качество и обоснованность выдвигаемых гипотез по случаю. Проверить соответствие цели работы и проблемы, соответствие промежуточных целей природе проблемы, соответствие намеченных действий целям работы. Проанализировать качество рабочего контакта с семьей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: