Работа со случаем, это технология организации процесса реабилитации семьи или/и ребенка, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. Рассматривая сопровождение семьи в СОП в целом, технология работы со случаем будет иметь следующий алгоритм:
1. Прием информации - в ваше учреждение из какого-либо источника поступила информация о том, что ребенок находится в социально-опасном положении. Например: учитель начальных классов привела к вам в кабинет своего ученика, демонстрируя следы от побоев и констатируя некоторые другие признаки того, что ребенок в опасности.
2. Расследование - любую информацию которую вы получили необходимо подтвердить или опровергнуть. Для этого необходимо провести расследование, в которое входит посещение на дому, опрос соседей, беседы с учителями и родственниками. Расследование проводится целой командой специалистов: социальным работником, инспектором КДН, педагогом, психологом, медиком и др. В процессе расследования устанавливается факт нарушения прав ребенка и оценивается безопасность ребенка.
|
|
3. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите (согласно требованиям нормативных документов).
4. Открытие случая - на консилиуме принимается решение об открытии случая. Назначаются участники, распределяется ответственность, устанавливаются сроки.
5. Разработка и утверждение ИПС (индивидуального плана сопровождения) - по случаю пишется (согласно нормативным требованиям) индивидуальный план сопровождения ребенка (семьи), в котором подробно расписываются мероприятия, сроки реализации и ответственные. План утверждает консилиум.
6. Выполнение плана - по ходу выполнения плана индивидуальной помощи в случае необходимости его можно корректировать (при согласовании с другими членами консилиума).
7. Мониторинг - одна его часть является по сути чисто анализом диагностических данных, полученных по случаю в начале реализации программы помощи и в конце. Другая часть мониторинга - это качественный анализ результата работы со случаем всех включенных в работу специалистов с замечаниями и рекомендациями.
8. Закрытие случая. Случай закрывается в ситуации достижения положительных результатов в отношении ребенка (семьи) в СОП и переводе этого ребенка (семьи) в другую сопровождаемую педагогом-психологом категорию.
Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и
учесть ее особенности в организации процесса помощи. Благодаря технологии «работы со случаем» орган, исполняющий полномочия по опеке и попечительству в районном отделе образования, может унифицировать порядок работы с каждой выявленной семьей группы риска, независимо от ее особенностей и нужд, и организовать профилактическую деятельность во взаимодействии с различными учреждениями и организациями, оказывающими услуги семьям и детям с различными нуждами.
|
|
Нуждаемость ребенка в помощи государства (в государственной защите) устанавливается решением органа опеки и попечительства. Вслед за установлением нуждаемости, орган опеки и попечительства утверждает План по защите прав ребенка, в соответствии с которым назначается куратор ребенка (точнее, куратор случая, поскольку работа по защите прав ребенка нацелена на оказание помощи, как ребенку, так и семье), организующий и координирующий процесс реабилитации.
Технология «работа со случаем» позволит выстроить работу с семьей как единый реабилитационный процесс, в первую очередь за счет введения института «кураторов случая». Куратор (феномен кураторства описан выше) организует работу с семьей и ребенком как единый процесс, следит за своевременным получением семьей услуг, устанавливает с семьей помогающие отношения, проводит мероприятия по повышению доступности услуг для семьи, проводит оценку результатов и т.п.
Предупреждения и советы
Типичные трудности, встречающиеся в процессе деятельности | Рекомендации по преодолению типичных трудностей |
1. Результат работы со случаем минимален или отсутствует | Провести повторную оценку риска и оценку ситуации в семье и проверить: соответствие цели работы и проблемы, соответствие промежуточных целей природе проблемы, соответствие намеченных действий целям работы, обоснованность предположений о природе проблемы собранными данными о семье. Проверить адекватность потребностям семьи включенных в План реабилитации услуг. Вынести случай на супервизию. |
2. Семья ведет себя пассивно, не участвует в выполнении действий Плана реабилитации | Возможно, ошибка была сделана на этапе проведения оценки и разработки Плана. Поэтому следует провести оценку риска и оценку ситуации вместе с семьей. Вовлечь семью в разработку Плана мероприятий. Распределить ответственность за сохранение ребенка в семье с родителями. Проверить, включены ли в План услуги, адекватные потребностям семьи. Проверить адекватность запланированных действий ресурсам семьи. |
3. Действия Плана направлены преимущественно на оказание материальной помощи семье, либо на решение материальных проблем семьи (поиск работы для родителей, оформление документов) | Проверить качество и обоснованность выдвигаемых гипотез по случаю. Проверить соответствие цели работы и проблемы, соответствие промежуточных целей природе проблемы, соответствие намеченных действий целям работы. Проанализировать качество рабочего контакта с семьей. |