Неблагополучная опекунская семья (семья с приемными детьми)

Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, страх патологии), тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в адаптации, жертвенность, размытость границ.

Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия, неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, склонности к зависимости, эгоизм.

Как мы видим, каждый случай будет носить индивидуальный характер. Даже в одном типе неблагополучной семьи набор социально-психологических проблем, которые должны стать мишенью для работы специалистов будет разным. Поэтому наиболее эффективным будет сопровождение, построенное на технологии работы со случаем, которую мы опишем чуть ниже.

Существует три возможных уровня (по глубине и сложности) работы с неблагополучной семьей. Первый уровень ориентирован на все семьи группы риска и включает в себя:

− Первичную диагностику (сбор информации).

− Консультирование (педагогическое, социально-психологическое).

− Просвещение (информирование родителей, детей).

− Первичную медицинскую и психотерапевтическую помощь.

− Профилактика: определение шагов сопровождения.

− Разделение ответственности.

Второй уровень ориентирован на семьи, в которых низкий реабилитационный ресурс:

− Углубленная диагностика, в том числе сеть контактов (индивидуальные программы адаптации и реабилитации для детей).

− Коррекционно-развивающая работа (для детей).

− Психологическое консультирование (для родителей).

− Прогнозирование и мониторинг.

Третий уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, когда специалисты психолого-педагогических центров и образовательных учреждений не могут помочь только своими силами:

− Признание ограничений, передача клиентов другим специалистам (с поддержанием связи для последующего сопровождения в условиях школы)

− Психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка или члена семьи к психотерапевту)

− Медикаментозная поддержка, лечение.

Семей и детей в СОП в учреждении образования немного и наиболее эффективная работа по сопровождению этой категории - технология работы со случаем. Согласно специфики проблем, которую мы рассмотрели выше, каждая индивидуальная программа сопровождения будет носить особый, неповторимый характер.

Методами мониторинга изменений семьи в процессе сопровождения будут:

− Структурированное и полу структурированное наблюдение за взаимодействием членов семьи друг с другом в домашних условиях и при проведении групповых мероприятий

− Структурированное и полу структурированное наблюдение за ребенком в различных социальных ситуациях

− Опрос специалистов, работающих с детьми и родителями

− Опрос людей из ближайшего окружения семьи

− Анкетирование членов семьи

− Тестирование членов семьи с целью исследования особенностей эмоциональной сферы и личностных установок

− Проективные игры

Коррекционная и профилактическая работа с неблагополучной семьей носит

системный характер и осуществляется комплексно специалистами различных служб (субъектов профилактики неблагополучной обстановки в семье). Такая работа может вестись с опорой на алгоритм «междисциплинарного ведения случая», технология оказания помощи которого включает в себя следующие основные этапы:

1) диагностика;

2) планирование работы с семьей;

3) осуществление плана;

4) анализ и оценка достигнутых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: