Цель: развитие психолого-педагогической культуры родителей, развитие эмпатии, способности встать на место другого человека.
1.Упражнение «Приветствие»: участники по кругу друг другу продолжают фразу: «Я желаю тебе сегодня…».
2. Обсуждение домашнего задания:
Каждый участник рассказывает, обменивается мнением, впечатлениями, чувствами, которые возникли во время выполнения задания. Ведущий задает вопрос родителям по содержанию таблицы «Что меня радует и что огорчает в моем ребенке» что было труднее заполнить, где у них получилось больше записей, были ли совпадения или разногласия (какие) в ответах ребенка и ваших собственных ответах. Как вы думаете, почему произошли разногласия или разночтения в вариантах ответов. В ходе дискуссии между родителями в случае неоднозначных советов, решений, мнений можно предложить родителям в ответ на советы других не вступать в полемику, а отвечать по форме «спасибо, я подумаю».
Ведущий обращает внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства ребенка часто являются его недостатки. Он объясняет, что причиной может быть различная организация восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детского мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы:
|
|
- отсутствие сложившихся взглядов;
- быстрота перевоплощения;
- эмоциональность;
- высокая изменчивость;
- необремененность бытовыми заботами;
- открытость;
- импульсивность;
- вовлеченность;
- большая слитность с внешним миром;
- жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями.
Ведущий обращает внимание родителей, что мотивы «плохого поведения» ребенка могут быть различны, зачастую это не из-за того, что ребенок испорченный или у него непонятные порывы злой воли и у него стремление «насолить» родителю, а под агрессивной маской может скрываться потребность во внимании, любви и понимании. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.