Коммерческие банки на рынке ценных бумаг

В зависимости от нац. законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в том, как отделить риски, свойственные обычным «классическим» банковским операциям, от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке.

Мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с деятельностью на р.ц.б.

Согласно одному из подходов, банкам д.б. запрещено заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на р.ц.б., а также д.б. существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов.

Этот подход применяется в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. Причиной этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бу­маги и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жестокий эк-кий кризис и депрессия привели к массовому разорению компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие — к цепочке банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного гос. регулирования банковской инвестиционной деятель­ности. В результате эк-кого кризиса система р.ц.б. и банковская система США были настолько разрушены, ослаблены и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраивать систему гос. регулирования финансового рынка.

В течение последнего десятилетия в США наблюдается «размывание» границ м/у инвестиционными и КБ-ми путем принятия постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетенцию КБ-ов, а также путем внедрения новых видов бан­ковских операций (особенно с производными финансовыми инструмента-ми), которые прямо не подпадают под существующие ограничения.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на р.ц.б. Такой подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основного для объединенной Европы. Согласно этому подходу, ограничение риска банковских инвестиционных операций должно осуществляться не «хирургическими» методами прямого разделения функций, а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем надлежащего гос. контроля за банковской деятельностью, а также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на фин. рынках.

В наиболее завершенном виде этот подход преобладает в Германии, где по законодательству исключительно банковские организации имеют право на основании специальной лицензии работать с финансовыми средствами клиентов как в области «классических» банковских операций, так и в области инвестиционной деятельности и обслуживания такой деятельности.

Под влиянием конкуренции в Европе некоторые банки сами внедряют в свою деятельность концепцию специализации и разделения различных банковских функций по разным филиалам и дочерним обществам. При этом, однако, необходимо подчеркнуть принцип добровольности, самостоятельности в выборе банковской стратегии, законодательно закрепленную возможность при необходимости сочетать разные банковские операции в рамках одного юр.лица.

С момента возрождения современной росс. банковской системы законодательство придерживалось второго подхода — универсальности банков.

По банковскому законодательству банки в России являются универсальными банками, т.е. совмещают обычные банковские операции с операциями на р.ц.б.

Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным ЦБ. Необходимо отметить, что ЦБ регулирует непрофессиональную деятельность банков на р.ц.б. более жестко, чем иные российские гос. органы контролируют подведомственные им коммерческие организации.

Профессиональная деятельность банков на р.ц.б. осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым ЦБ. При этом предполагается, что ЦБ как единый надзорный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и при необ­ходимости регламентировать профессиональную деятельность банков, в т.ч. и на р.ц.б. У ЦБ для этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и при необходимости применять к банкам санкции.

Кроме того, по действующему российскому валютному законодательству только банки, получившие на основании лицензии ЦБ право на ведение валютных операций, могут беспрепятственно осуществлять как профессиональную, так и непрофессиональную деятельность на зарубежных финансовых рынках.

При этом ЦБ применяет ряд ограничений на инвестиционные операции банков — повышенные коэффициенты риска при расчете соотношения собственных средств банков и различных статей их активов, а также значительные требования к созданию внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги.

Деятельность банков как инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг регулирует ЦБ, вкл. установление правил бух. учета и техники проведения операций.

Современное состояние дел на российском фондовом рынке позволяет предположить, что в обозримом будущем банки будут занимать лидирующее место как среди эмитентов и институциональных инвесто­ров, так и среди профессиональных участников р.ц.б. Основной оборот вторичного рынка с гос. ценными бумагами осуществляется банками. Последние активно начинают приобретать акции предприятий в целях создания ФПГ и закрепления своего влияния на производящие отрасли экономики.

Кроме того, инфраструктура российского фондового рынка будет развиваться в дальнейшем за счет того, что именно банки будут предоставлять массовым клиентам и др. профессиональным торговцам услуги в области депозитарной, расчетно-денежной и клиринговой деятельности.

Итак, КБ-и в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на р.ц.б., разрешенные действующим законодательством, как то:

• выступать в роли эмитентов и институциональных инвесторов;

• осуществлять брокерскую и дилерскую деятельность;

• управлять инвестициями и фондами;

• проводить расчетное обслуживание участников рынка ценных бу­маг;

• организовывать депозитарное обслуживание;

• предлагать консалтинговые услуги и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: