double arrow

Первый этап творения – сарга


Посредством Своего взгляда Господь Маха-Вишну вносит в материальную энергию:

1. энергию времени;

2. живые существа вместе с их желаниями и кармическими последствиями их прошлой деятельности

3. и, таким образом, возбуждает инертную прадхану. (Прадхана – состояние материальной природы, непосредственно предшествующее ее переходу в проявленное состояние ШБ 3.26.10 ком.)

Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные игры Кришны. И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Хотя прадхана находится в непроявленном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. Когда под взглядом Верховной Личности Бога материальная природа приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. В результате взаимодействия трех гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрита (ШБ 3.26.10; 17 ком).




Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрита – материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майя (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения.

В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей, или пракрити через Шамбху, уполномочивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Основой материальной природы (пракрити) является махат-таттва, источник всего многообразия видов и форм. Махат-таттва излучает сияние, из которого возникает все многообразие материального мира. Когда была создана махат-таттва, она породила материальное эго и поглотила тьму, которая покрыла материальный космос в период разрушения материального мира (ШБ 3.26.29 ком.).

Махат-таттва, или совокупное сознание живых существ, сначала пребывает в чистой благости, когда еще сохраняется осознание живыми существами своего конституционального положения как слуг Кришны, понимание своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго, или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей.
Под влиянием времени и кармы живых существ гуны материальной природы разделяются на 3 отдельных качества и взаимодействуют с самым тонким элементом – ложным эго. Ложное эго проявляется в виде трех гун (стихий) – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в гуне добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов. Ложное эго в гуне страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в гуне невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств (ШБ 3.26. 23-32). Дальнейшее взаимодействие гун и 24 элементов материальной энергии приводит к проявлению всего разнообразия в материальной природе – пракрити (ШБ 3.26.10-49).



Итак, время является главным фактором, возбуждающим инертную прадхану. Когда время приводит инертную прадхану в движение, она начинает создавать многообразные формы жизни. В форме времени проявляется власть Верховной Личности Бога. Без вмешательства Верховной Личности Бога материальная природа (пракрити) не способна произвести на свет многообразие проявленного мира. Кроме того, желания живых существ определяют формы, в которые будет развиваться материя. (ШБ 3.10.11; 3.20.12; 3.26.16-17 ком).







Сейчас читают про: