Второй этап творения – висарга

Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансцендентное тело, переходя в непроявленное состояние.

Проявив все эти вселенные, Господь Маха-Вишну входит в каждую из них в форме второй пуруша-аватары Гарбходакашайи-Вишну (ШБ 3.26.50).

Каждая из вселенных имеет форму яйца, окруженного семью оболочками – земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы.

Войдя во вселенную, Гарбходакашайи-Вишну наполняет ее наполовину Своим потом (гарбха) и ложится на воды (удака) этого своеобразного океана – Гарбходака. Эта вселенная становится своего рода телом Господа – Его Вселенской формой или вират-пурушей, а Господь Гарбходакашайи-Вишну – душой в этом «теле» (ШБ 3.26.51-70).

Из пупка Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, из которого рождается Господь Брахма – первое сотворенное существо и вторичный творец вселенной (ШБ 2.6.23). В стебле этого лотоса содержатся в своей потенциальной форме все четырнадцать планетных систем (ШБ 2.8.8 ком.).

После длительных аскез и медитации Брахмы, Господь Вишну, довольный им, являет ему Свой трансцендентный облик и дает ему все духовное знание в виде гаятри-мантры, а также материальное знание, открыв ему Свою Вселенскую форму.

Обретя знание, Господь Брахма начинает творить, или, точнее, проявлять уже содержащиеся во Вселенском теле Господа конкретные формы людей, животных, полубогов, других подвижных и неподвижных существ. Какие-то формы он творит сам, какие-то – через своих помощников праджапати, или прародителей (ШБ 2.5.33; 3.10.7-9; 3.20.17-53; 3.26.18).

Затем Господь Гарбходакашайи-Вишну распространяет себя в третью экспансию пуруша-аватары Кширодакашайи-Вишну, или Сверхдуши, в которой Он находится в каждом атоме и в сердце каждого живого существа. Как Сверхдуша Господь поддерживает творение, иначе все развалится на атомы (БГ 15.13). Он возлежит в океане молока (кшира) и является свидетелем всех желаний и поступков живых существ. Поскольку Господь единственный, кто волен управлять материальной энергией, то все страдания и наслаждения живых существ санкционируются именно Им.

Сверхдуша является свидетелем всех наших желаний и поступков, незримо санкционируя наши наслаждения и страдания. Как Сверхдуша, Господь является источником нашего знания, памяти и забвения и помогает нам на пути самоосознания, проявляясь как совесть, дающая интуитивное понимание того, что следует делать и чего делать не следует. Таким образом, Кришна в форме Сверхдуши является чайтъя-гуругуру в сердце, изнутри направляющим живое существо по пути самоосознания. Йоги, достигшие совершенства в медитации, имеют возможность созерцать в своем сердце трансцендентный четырехрукий образ Сверхдуши, имеющий «размер» приблизительно с большой палец. Однако тем, кто хотят забыть Его, Господь предоставляет и такую возможность.

Важно понимать, что Сверхдуша – одна. Господь Кширодакашайи-Вишну пребывает на Своей духовной планете Шветадвипа, расположенной в материальной вселенной, и Он лишь проявляет Себя в бесчисленном множестве форм в сердцах всех живых существ (как одно и то же солнце может отражаться в кувшинах, наполненных водой). Все эти формы неотличных от Него Самого. Таким образом, выражения «твоя Сверхдуша» и «моя Сверхдуша» некорректны.
Итак, ничто не может поддерживаться и развиваться без присутствия Господа. Поэтому говорится, что Гарбходакашайи-Вишну является Сверхдушой вселенского тела, тогда как Кширодакашайи-Вишну, как Сверхдуша поддерживает каждый атом и каждое живое существо во вселенной (БГ 15.13; 7.6; ШБ 2.5.34; 3.32.29; ИВН с. 773-774).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: