Глава. 14. Управление градообслуживающей сферой
Схема стратегического управления муниципальной деятельностью
Целеобразование и целеполагание — это выработка общей стратегии развития муниципального образования и разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов.
Нормативно-правовое проектирование — формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструкций, предписаний и т. д.), социальных гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы не будут исполнены, если они не доведены до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.
Организационное проектирование — формирование организационных структур, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций. Без их наличия реализация стратегических задач будет невозможной.
Планирование — разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования, в котором должны быть обеспечены увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимодействие, направленное на эффективное использование и приращение экономических, пространственных, человеческих и иных ресурсов территории.
Основная проблема здесь заключается в сложности достижения баланса между этими типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целеполагания) и организационным проектированием. Структуры управления наиболее консервативны, их восприимчивость к новым целям и типам задач, новым методам работы довольно низка. Каждый раз при возникновении ситуации, требующей инновационных подходов, ее развитие упирается в необходимость производить серьезные изменения в организационных структурах.
Мы иногда становимся свидетелями неэффективных реорганизаций структур управления. Типичная ситуация: новая функция или задача — новое рабочее место или структурное подразделение. Однако зачастую более эффективное решение заключается в изменении приоритетов в работе действующих структур, функциональных связей, организации рабочих мест, повышении квалификации сотрудников, т. е. в создании нового ресурса за счет организационных изменений. Самое простое, на первый взгляд, решение — создать под новую задачу новую организационную структуру без взаимодействия со старой — не дает ожидаемого эффекта. Скорее наоборот: новое структурное подразделение как органически чуждое существующей организационной структуре отторгается ею, а сама новая задачакомпрометируется неспособностью руководства реализовать ее.
Изменение технологии муниципального управления при стратегическом подходе
Стратегический подход к муниципальному управлению требует кардинального лересмотра всей его идеологии, сложившейся технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов (табл. 3.5.1).
В отдельных сферах управления этот пересмотр означает следующее.
1. В сфере взаимодействия власти и населения — переход:
♦ от жесткой административной иерархии к равноправию и сотрудничеству;
♦ от опоры на административные (принудительные) рычаги власти к опоре на авторитет и влияние власти;
♦ от подчинения к пониманию;
♦ от пассивного к активному участию населения в решении местных вопросов;
♦ от закрытого к открытому характеру деятельности местных органов власти;
♦ от социально-корпоративного (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) к нормативно-правовому характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.
2. В сфере использования ресурсов — переход:
♦ от акцента на распределение имеющихся материальных, финансовых и других ресурсов к акценту на приращение этих ресурсов на основе стратегического планирования и управления;
♦ от мобилизационного использования (на неотложные нужды) к плановому типу приращения и использования ресурсов.
3. В сфере планирования — переход от акцента на принятие оперативных (ситуативных) решений к перспективному планированию с использованием маркетингового подхода и опорой на поддержку населения.
4. В сфере организации и структуры управления — переход:
♦ от раздельного решения вопросов функционирования и развития к совместному, согласованному;
♦ от ведомственной) к программно-функциональному типу структуры управления.
Маркетинговый подход к муниципальному управлению
Одним из важных компонентов стратегического подхода к муниципальному управлению в условиях рыночной экономики является маркетинговый подход. Если в сфере бизнеса он нацелен на создание благоприятных условий для сбыта продукции хозяйствующего субъекта и максимизацию прибыли, то в муниципальном управлении он направляет органы местного самоуправления на такой тип развития муниципального образования, при котором достигается максимальное удовлетворение нужд потребителей муниципальных услуг. Тем самым повышается имидж территории, ее конкурентоспособность и привлекательность как места проживания, посещения или деятельности для различных групп потребителей.
За последние годы теория территориального (регионального и муниципального) маркетинга стала активно развиваться и использоваться в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом следует учитывать, что поскольку цели муниципальной деятельности носят некоммерческий, социальный характер, то и муниципальный маркетинг можно характеризовать как вид некоммерческого, социального маркетинга.
С точки зрения потребителей муниципальных услуг и других общественных благ территория города может рассматриваться как место постоянного или временного проживания или деятельности. Процесс принятия решения потребителем при выборе территории проживания или деятельности включает в себя уяснение потребности (требований) к условиям проживания или деятельности - оценку альтернативных вариантов их удовлетворения. В связи с этим важнейшей задачей органов местного самоуправления становится полное, своевременное и квалифицированное доведение необходимой информации до потребителей, что позволит им легче и объективнее провести сравнение конкурентных территорий и условий жизнедеятельности.
Факторами, определяющими конкурентные преимущества города, могут быть не только объективные внешние и внутренние условия (природная среда, экологическая ситуация, параметры социально-экономического положения, уровень благоустройства и др.), но и наличие у муниципальной власти осознанной стратегии развития, ориентированной на нужды потребителей муниципальных услуг и других общественных благ территории.
Субъектами муниципального маркетинга являются производители общественных благ на территории муниципального образования, а объектами — их потребители.
Основным субъектом муниципального маркетинга являются органы местного самоуправления как организаторы предоставления муниципальных услуг. Другими субъектами являются предприятия и организации — производители общественных благ на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления должны организовать взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов муниципального маркетинга в целях достижения максимального совокупного эффекта.
Объектами муниципального маркетинга являются:
♦ население муниципального образования — местное сообщество в целом, отдельные жители, домохозяйства, локальные сообщества. Они заинтересованы в создании благоприятной среды обитания, хотят видеть и ощущать преимущества места своего проживания. Выше уже отмечалось, что повышение качества жизни населения через увеличение объемов и повышение качества муниципальных услуг является генеральной целью муниципальной деятельности;
♦ хозяйствующие субъекты — коммерческие и некоммерческие организации, функционирующие на территории муниципального образования. Они заинтересованы в создании благоприятных условий для своей деятельности, обеспечении местными природными, технологическими, энергетическими, человеческими и другими ресурсами, развитии всех компонентов городской инфраструктуры;
♦ гости, прибывающие в город в деловых или личных целях, — заинтересованы в получении качественных гостиничных, транспортных, торговых, культурно-досуговых, информационных и других услуг. Город может быть привлекательным для жителей пригородных территорий, а крупный город — для жителей близлежащих городов. Значительная «гостевая» нагрузка ложится на административные центры субъектов федерации и муниципальных районов, транспортные узлы и порты, курортные города, территории с туристско-рекреационным потенциалом;
♦ инвесторы — рассматривают и оценивают конкурентные преимущества территории муниципального образования для размещения своего бизнеса. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию является одной из главных стратегических задач в системе муниципального управления. Более подробно вопросы маркетинга территории города для инвестиционных целей рассматриваются в главе 7.
Вся деятельность муниципальной власти, особенно при принятии стратегических решений, должна строиться с учетом требований муниципального маркетинга.
Цели и принципы управления градообслуживающей сферой
Градообслуживающая сфера — основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения. Муниципальное управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения.
Цель муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, обеспечения надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания. бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.
Принципы муниципального управления градообслуживающей сферой представлены на рис.
Соблюдение этих принципов составляет непременное условие эффективного управления.
Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня. Например, городской транспорт является подсистемой системы жизнеобеспечения города и в то же время региональной транспортной системы.
Следует также учитывать наличие в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть, ответственная за обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами, должна создавать условия для деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные так и финансово-экономические и информационные методы управления. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать:
• место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;
• место данной подсистемы в отраслевой системе управления;
• взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно-правовых форм хозяйствования;
• законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.