Эластичность спроса относительно цены

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

, где Q - спрос(количество); P - цена.

Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.

Встречается так же упрощённый расчёт:

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.

В зависимости от значения коэффициента Ed различают:

§ совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

К товарам с совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетиков.

§ неэластичный спрос (коэффициент |Ed| < 1);

§ спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).

§ эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);

§ совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности)

Данный вид эластичности характерен для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной.

Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно длятоваров Гиффена

.

Факторы, влияющие на эластичность:

§ Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

§ Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

§ Размер дохода.

§ Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

§ Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

§ Ожидания потребителя.

[ править ] Эластичность предложения по цене

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %.

Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

[ править ] Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход)

Она зависит от следующих факторов:

§ Значимость товара для бюджета семьи.

§ Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

§ Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

[ править ] Перекрестная эластичность

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

.

Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Процесс ценообразования состоит:

1. постановка задачи

2. определение спроса на перевозки или другую продукцию предприятия

3. оценка издержек производства

4. сравнительный анализ цен конкурентов

5. выбор метода ценообразования:

v «средние издержки производства +прибыль» состоит в начислении определенной наценки на собственность

v «обеспечение целевой прибыли» заключается в назначении цены исходя из желаемой прибыли

v Установление цены на основе «ощущаемой ценности товара» означает признание в качестве главного фактора восприятие и оценку товара покупателем

v Установление цены на основе цены «существующих на аналогичные товары» предприятие ориентируется на работу конкурентов

6. установление окончательной цены.

Ценовая конкуренция — тип соревнования, возникающий между хозяйствующими субъектами, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Пять составляющих ценовой конкуренции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: