Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
, где Q - спрос(количество); P - цена.
Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.
Встречается так же упрощённый расчёт:
Различают точечную и дуговую эластичность.
Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;
Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.
Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.
В зависимости от значения коэффициента Ed различают:
§ совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).
К товарам с совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетиков.
|
|
§ неэластичный спрос (коэффициент |Ed| < 1);
§ спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).
§ эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);
§ совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности)
Данный вид эластичности характерен для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной.
Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно длятоваров Гиффена
.Факторы, влияющие на эластичность:
§ Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
§ Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.
§ Размер дохода.
§ Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.
§ Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.
§ Ожидания потребителя.
[ править ] Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
|
|
Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %.
Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.
Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.
[ править ] Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход)
Она зависит от следующих факторов:
§ Значимость товара для бюджета семьи.
§ Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
§ Консерватизм во вкусах.
Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.
Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).
Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.
Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.
[ править ] Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.
.
Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Процесс ценообразования состоит:
1. постановка задачи
2. определение спроса на перевозки или другую продукцию предприятия
3. оценка издержек производства
4. сравнительный анализ цен конкурентов
5. выбор метода ценообразования:
v «средние издержки производства +прибыль» состоит в начислении определенной наценки на собственность
v «обеспечение целевой прибыли» заключается в назначении цены исходя из желаемой прибыли
v Установление цены на основе «ощущаемой ценности товара» означает признание в качестве главного фактора восприятие и оценку товара покупателем
v Установление цены на основе цены «существующих на аналогичные товары» предприятие ориентируется на работу конкурентов
6. установление окончательной цены.
Ценовая конкуренция — тип соревнования, возникающий между хозяйствующими субъектами, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Пять составляющих ценовой конкуренции: