Источники инфляции предложения

Для современной экономики характерен монополизм, который может быть источ­ником роста издержек. Он проявляется в трех формах. Его источники — действия государства, профсоюзов и самих предприятий (фирмы).

Каким образом государство способствует росту цен? Прямо и косвенно. Например, за выполнение госзаказа устанавливаются монопольно-высокие цены. Исполнители заказа уже не стремятся сокращать издержки, покупают дорогое сырье и полуфабрикаты. Здесь мы наблюдаем эффект мультипликатора: рост цен идет по на­растающей. В административно-командной экономике монополия государства сливается с монополией промышленности, и затрат­ный механизм ценообразования, гласно и негласно одобряемый го­сударством, подталкивает рост издержек производства.

Государство может способствовать инфляции через свой фи­нансово-кредитный механизм. Так, повысив ставку процента, го­сударство в лице Центрального банка провоцирует удорожание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но чтобы выпла­чивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут по­крывать кредит за счет потребителя. Высокий уровень налоговых ставок срабатывает в том же направлении. Особенно это касается косвенных налогов (НДС, акцизы). В Царской России 60% всей налоговой массы приносили косвенные налоги (питейный, табач­ный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный акцизы) в сумме 401 млн. руб. Косвенные налоги плюсуются к цене, т.е. являются инфляционным фактором. В январе 2002 г. в России введение 10% НДС на лекарства увеличило их цены на 25—30%; отмена НДС на печатную продукцию повысила ее цену на 30—37%.

Следующий вид монополии, провоцирующий рост издержек производства, — это профсоюзы. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет суще­ственную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о по­вышении оплаты труда нередко объявляют чуть ли не главным источником и инфляции спроса и инфляции предложения. Речь идет о требованиях повысить заработную плату выше, чем позво­ляют экономические условия. Пределы роста заработной платы в долгосрочной перспективе определяются повышением произво­дительности труда. Когда прибыли низкие, границы роста зара­ботной платы узкие. Может возникнуть «инфляционная спи­раль»: повышение заработной платы увеличивает издержки — растет цена товаров — в силу дороговизны товаров, профсоюзы требуют нового повышения окладов — в ответ предприниматели опять повышают цены и т.д. Цены растут «снежным комом». И идут споры: предприниматели обвиняют профсоюзы и требуют применить к ним антимонопольное законодательство, профсоюзы и политические партии — предпринимателей.

Правда, те же профсоюзы порой косвенно сдерживают инфля­цию предложения, поскольку пересмотр трудовых соглашений может осуществляться лишь через определенные периоды време­ни (1 год, 3 года и т.д.).

Третий источник инфляции предложения — монополия пред­приятий (фирм) на установление цен.

Классический пример — энергокризис 70-х годов XX в. Страны Ближнего Востока повысили цены на нефть, однако сырьевые моно­полии, несмотря на огромные запасы нефти в ПИТА и т.д., взвинти­ли цены. Подобный рост цен через мультипликатор привел к подо­рожанию других, прежде всего технологически зависимых от нефти продуктов и товаров. В итоге, темп инфляции за 1972—1974 гг. под­скочил с 3 до 12%, т.е. в 4 раза. Аналогичный рост издержек был по­рожден и в 1978—1980 гг. при росте цен на нефть.

Контрольные вопросы

1. Можно ли утверждать, что сущность инфляции сводится только к чрезмерному количеству денег в обращении?

2. Всякий ли рост цен означает, что мы имеем дело с инфляцией? Какие формы проявления инфляции Вы знаете?

3. В чем суть кейнсианского и неоклассического подходов к объяснению причин инфляции?

4. Какие критерии положены в основу классификации видов инфляции? Чем различаются умеренная, галопирующая и гиперинфляция?

5. При каких обстоятельствах имеют место подавленная и скрытая инфляция?

6. Какой вид инфляции предпочтительней: сбалансированная или несбалансированная, ожидаемая или неожиданная?

7. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Можно ли выиграть или проиграть от инфляции?

8. Почему трудно контролировать инфляцию и как правительство должно бороться с инфляцией?

9. Суть и механизм инфляции спроса. Ее особенности в российской экономике?

10. Дайте характеристику инфляции предложения (издержек). Объясните специфику источников инфляции предложения в России.

1. Бункина М.К., Семенов ВЛ. Макроэкономика. — М., 1995. — С. 75—83.

2. Рошек Ю. Истина в цене. // Профиль - 1999. — № 7. — С. 22—23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: