Экономическая теория предложения

Когда в 70-е годы XX в. развитые страны столкнулись с проблемой инфляции, снижением темпов экономического роста, падением производительности и прочими негативными явлениями, возникла необходимость в пересмотре целей и инструментов экономической политики. В ходе ревизии традиционных моделей появились новые теоретические построения. В это время сложилась концепции, получившая название «экономика предложения».

В противоположность кейнсианству, данная экономическая теория отдает предпочтение предложению как фактору роста.

Экономика предложения – это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязанная система взглядов, методов теоретического анализа, а преимущественно система эконометрических расчетов, на которых основываются практические предложения и рекомендации.

Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить: мероприятия в области налоговой политики; политику приватизации государственных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на социальные нужды.

Экономика предложения разрабатывалась главным образом американскими экономистами. Среди них – А. Лаффер (профессор экономики университета Южная Каролина), М. Фелдстайн (Гарвардский университет), Р. Риган (бывший министр финансов США). Вместе с монетаристской школой это направление относят к консервативному крылу неоклассиков.

По мнению представителей экономики предложения, рынок представляет собой не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование – считают они – неизбежное зло, ведущее к снижению эффективности и связывающее инициативу участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отказе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные повороты экономической политики и неустойчивую конъюнктуру.

Налоговая политика, по замыслу сторонников экономики предложения, должна учитывать так называемый эффект Лаффера. Такое название этот эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую (график), иллюстрирующую существо предложения.

Смысл эффекта Лаффера состоит в том, что, хотя уменьшение налоговых ставок, которое он предлагает, вызовет неизбежное сокращение объема государственных доходов, это сокращение будет носить кратковременный характер. В длительной перспективе снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости. В результате произойдет рост производства, увеличатся доходы, подлежащие обложению. С ростом производства и доходов возрастет и общая сумма налоговых поступлений в бюджет. Для получения желаемого эффекта следует снижать налоговые ставки прежде всего на доходы и прибыли корпораций.

Проиллюстрируем сказанное на графике (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лаффера

При разных налоговых ставках (высоких ХА и низких ХB) объем государственных доходов через налоговые поступления (ОYАВ) может быть одинаковым. В таком случае целесообразнее отказаться от высокой А) ставки и перейти на более низкую В) налоговую ставку, которая будет стимулировать производство и в перспективе расширит налоговую базу и увеличит поступления налогов. В реальной практике налоговые ставки стремятся установить на уровне С, а их целесообразнее иметь на более низком уровне D.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: