Развитие здравоохранения на современном этапе

В 1990-е гг. характерным было ухудшение состояние здоровья населения. Демографическая ситуация характеризовалась уменьшением численности населения с 10212, 5 (1991) до 9849,1 тыс. чел. (на 01.01.2004 г.), прежде всего за счет сельских жителей (на 14,2 %). Болезни системы кровообращения занимают первое место среди причин смерти (55 %), новообразования – второе (13,1 %), травмы и отравления – третье (11,5 %).

Кадровая политика Министерства здравоохранения была направлена на дальнейшее совершенствование подготовки врачей и средних медицинских работников. Открыты новые факультеты в медицинских институтах: сестринский (Гродно, 1991 г., заочная форма – с 1996 г.); медико-психологический (Гродно, 1993 г.); военно-медицинский (Минск, 1995); врачей-лаборантов (Гомель, 1997 г.).

Медицинские институты прошли аккредитацию на статус университетов (Витебск, 1998; Гродно, 1999; Минск, 2000; Гомель, 2003), а БелГИУВ - на статус академии (2000). Создана на общественных нача­лах Белорусская академия медицинских наук. Число медицинских училищ соста­вило – 17.

Количество врачей в 2003 г. во всех ведомствах составило 45027 человек (45,7 на 10 тыс. населения).

С целью рационального использования коечного фонда за период с 1994 по 2003 гг. общее число больничных организаций сокращено на 16,1%, число коек в больницах уменьшилось на 12,7%, улучшилось использование коечного фонда, увеличилась занятость и оборот койки, уменьшилась средняя продолжительность пребывания на койке, широко практикуется открытие дневных стационаров в поликлиниках.

Охрана материнства и детства (ОМД) получила государственную поддержку путем принятия законодательных актов и национальных программ: профилактики генетических последствий катастрофы на ЧАЭС, ОМД в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС (1996 - 2000). Дети Беларуси (2000), Дети Чернобыля, Дети-сироты, Развитие социального обслуживания семьи и детей. Развитие индустрии детского питания и др.

С 1996 г. уровень младенческой смертности снизился с 13,3 на 1000 новорожденных до 7,7 %0 в 2003 г.

В Республике Беларусь с 1991 г. стали формироваться медицинские организации частной формы соб­ственности.

В Беларуси разработаны и реализуются государ­ственные программы:

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 год; «Программа развития первичной медико-са­нитарной помощи в Республике Беларусь на 2003 – 2007 годы»; «О внесении изменений в Государственную программу укрепления материально-технической базы уч­реждений здравоохранения республики на 2000 – 2002 годы и на период до 2005 года»; Государственная программа «Здоровье народа» на 1999 - 2005 гг.; Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001 - 2005 гг.; Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001 - 2005 гг.; Государственная программа профилактики ОГЭП ВИЧ-инфекции на 2001 - 2005 годы; Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001 -2005 годы и на период до 2010 года; Государственная программа «Сахарный диабет» на 2004 - 2008 годы; Государственная программа профилактики и снижения травматизма; Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004 - 2007 годы; Государственная программа социально-экономического развития и возрождения села, раздел «Здравоохранение»; Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 - 2007 годы.

Обретение республикой суверенитета способство­вало привлечению средств из-за рубежа под эгидой ВОЗ: проект «Сасакава-Чернобыль», диагностический комплекс детского хирургического центра, развитие детской онкологической клиники, международный проект по щитовидной железе. В 1994 г. в Беларуси открыто пред­ставительство ВОЗ.

В основу политики развития здравоохранения в современных условиях положены следующие важные принципы:

· обеспечение социальной справедливости и дос­тупности медицинской помощи;

· профилактическая направленность работы меди­цинских систем;

· обеспечение экономической, социальной и меди­цинской эффективности;

· единство медицинской науки и практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: