Структура валового внутреннего продукта США

( в текущих ценах)

    1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
ВВП млрд долл. % 5803,1 9817,0 10100,8 10480,8 10987,9
Продуктовая структура
Товары млрд долл. % 2155,8 37,1 3449,3 35,0 3400,5 33,7 3456,2 33,0 3579,8 32,6
В том числе длительного пользования млрд долл. % 957,9 16,5 1689,4 17,2 1581,8 15,6 1582,8 15,1 1633,6 14,9
Услуги млрд долл. % 3113,7 53,7 5425,6 55,2 5717,6 56,6 6049,8 57,7 6377,7 58,0
Инфраструктура млрд долл. % 533,5 9,2 942,1 9,8 982,7 9,7 974,8 9,3 1030,4 9,4

Источник: Statistical Abstract of the United States, 2004-2005, p. 427.

Таким образом, на производство товаров в 2003 г. приходилось 32,6% ВВП, 58% - услуги, 9,4% - инфраструктура.

Промышленность США составляет 24% мирового объема промышленного производства, потребляя 1/3 добываемого в мире сырья. Наиболее высокие темпы развития среди отраслей промышленности наблюдались в конце XX начале XXI века в химической отрасли. Каждое 6-е новое рабочее место было создано в этом секторе.

США сохраняют лидерство в отраслях высокотехнологичных, которые американские компании не могут размещать в странах третьего мира, потому что они не заинтересованы в потере производственных секторов, а также по техническим соображениям. Только новые и высокотехнологические отрасли рентабельны при использовании высококвалифицированной и высокооплачиваемой американской рабочей силы (в 2004 г. среднечасовая ставка американского рабочего была 15,7 долл. в час).

Замечено, что по мере освоения мировой промышленностью тех или иных производств американские производители теряют интерес к старым производствам и отраслям менее наукоемким и ориентируются на отрасли более наукоемкие. США почти полностью уступили преимущество в производстве бытовой домашней техники странам Юго-Восточной Азии, странам Латинской Америки – в текстильной и швейной промышленности, европейцам – отдали свой рынок дорогих автомобилей и парфюмерии, хотя производство этих товаров возможно на территории США.

Сегодня США – мировая научно-исследовательская лаборатория. Американцы отвечают за 42% мирового рынка высокотехнологичных видов вооружения, 30% рынка летательных аппаратов. На американскую фундаментальную науку работает большая часть всего мирового научного потенциала. Государственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом №1 во всех послевоенных администрациях.

В материальной сфере работает примерно каждый 4-5-й работник страны. В непроизводственной сфере число занятых превышает 70%.

Внешнеэкономические связи. США – один из крупнейших в мире экспортер товаров.

Доля США в мировом экспорте - 9,3% (2006 г.), (Германия – 10,1%), импорте – 17,0%, (Германия – 8,1%). Импорт в 2006 г. составил 1,919 трлн долл., а экспорт – 1,038 трлн долл.

В целом доля внешней торговли в ВВП США не достигает и 20%, что значительно меньше, чем в странах ЕС. При этом если по сельскохозяйственным товарам экспорт превышает импорт, то по изделиям обрабатывающей промышленности и минеральным энергоресурсам сохраняется растущий дефицит. Известно, что США предпочитают импортировать нефть, сберегая внутренние природные запасы для будущих поколений. А повышение цен на нефть, побившее все предшествующие рекорды, безусловно, резко увеличило торговый дефицит по данной статье торговли.[4]

Экспорт товаров и услуг США дает 7,9% ВВП страны, в 2006 г. он составил 1038,3 млрд долл. Импорт (2006 г. – 1919,4 млрд долл.) для американской экономики более важен чем экспорт. До 2007 г. США были самым привлекательным для иностранных инвесторов рынком.

США лидируют среди других стран по запасам монетарного золота (на конец 2006 г. – 261,50 млн тройских унций)[5]. Резервные активы (без золота) в 2005 г. составили 54,08 млрд долл. Этот показатель значительно уступает аналогичным показателям в КНР, Японии и России.

Важную роль в развитии американской экономики играет так называемая «вторая экономика».

«ВТОРАЯ ЭКОНОМИКА» – сеть международного производства и коммерческой деятельности, созданная зарубежными филиалами ТНК путем прямых инвестиций.

«Вторая экономика» США по объему производства товаров, услуг и прямых иностранных инвестиций, а также по объему продаж значительно превосходит другие страны. Доля американских корпораций в общем объеме накопленных прямых инвестиций в мире составила в начале XXI века 25%. В зарубежных филиалах американских корпораций на тот период трудились 10 млн рабочих и служащих.

Поощряется также политика закрепления американских компаний на рынках других стран, начатая при президенте Рейгане, - ведь один доллар инвестиций компаний США за рубежом увеличивает инвестиции внутри страны на 3,5 долл. Среди внешнеторговых партнеров США в последние годы выделяется КНР. Впервые в истории внешней торговли США с 2003 г. по объему импорта (152,4 млрд долл.) КНР вышло на второе место после Канады, опередив Мексику, а по общему товарообороту позади КНР оказалась Япония (180,8 млрд и 170 млрд долл. соответственно).[6]

Такое развитие событий американское правительство относит и к своей заслуге, поскольку конгресс ежегодно подтверждает для КНР статус «наиболее благоприятствующей нации». Кроме того, США поддержали вступление КНР в ВТО, что позволило расширить китайский рынок для американских товаров, инвестиций и услуг. В 2003 г. американский экспорт в КНР вырос на 28%, а экспорт КНР в США – на 22%[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: