Выигрыш от торговли

В случае, если страны специализи­руются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют отно­сительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитать, насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?

@ Выигрыш от торговли (gains которого она имеет относительное from trade) — это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необ­ходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления.

Страна I за единицу рабочего време­ни может произвести 1 /A1 товара 1 и 1/А2 товара 2, относительная цена товара 1, выраженная через цену товара 2, со­ставляет, как и прежде, Р12. Следова­тельно, за единицу времени страна мо­жет импортировать (1/A1)×(P1/P2) това­ра 2. Закупать за рубежом ей будет вы­годнее, чем закупать товар на внутрен­нем рынке, до тех пор, пока из-за рубе­жа за счет продажи товара 1 можно получать больше товара 2, чем от своих поставщиков, то есть

(1.9)

(1/A1)×(P1/P2) >1/A2

или, поделив обе стороны неравенст­ва на (1/А1)

12 > А12) (1.10)

Но уравнение 1.10 эквивалентно главному уравнению сравнительных преимуществ (1.4), показывающему, что обе страны специализируются на про­изводстве тех товаров, в которых у них есть сравнительное преимущество. Поэ­тому для страны I наиболее эффектив­ный способ получать товар 2 заключа­ется в том, чтобы производить больше товара 1 и обменивать его на товар 2. Для страны II, напротив, наиболее ра­циональный способ получить больше товара 1 заключается том, чтобы про­извести больше товара 2 и обменять его на товар 1 (пример 1.4).

Объем выигрыша от торговли опре­деляет также размер, на который уве­личится потребление товаров 1 и 2 в каждой из стран (рис. 1.2). Если кривая производственных возможностей стра­ны I составляет АВ, а страны II — А'В', то при развитии торговли (Т) между странами каждая из них сможет потреб­лять большее количество товаров 1 и 2, В результате в распоряжении страны I окажется С товара 2, а в распоряжении страны II С' товара 1. Как видно — кривые производственных возможнос­тей в обоих случаях переместились и площадь треугольников ОСВ и ОА'С' существенно больше, чем площадь пре­жних треугольников АОВ (для страны I) и ОА'В' (для страны II).

Одно из допущений теории сравни­тельных преимуществ заключалось в том, что она предполагала, что мир со­стоит всего из двух стран и что эти страны торгуют друг с другом всего дву­мя товарами. Разумеется, это нереально: даже если изучать торговлю только двух стран мира и их торговлю только двумя товарами, ее не удастся вырвать из общего контекста торговли между этими и другими странами мира и вовлеченности в нее значительно большего числа товаров.


Cтрана I

Страна II

в-

В Q1 B C` Q`

Рис. 1.2. Увеличение потребления в результате торговли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: