Организационные структуры управления предприятием

Рисунок иллюстрирует структуру управления фирмой в различных условиях дея тельности фирм, выпускающих разные виды продукции Каждая структура имеет свою специфическую организацию управления и подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим на различных уровнях данной организационной структуры

Однако при этом руководитель должен обладать разносторонними знаниями, поскольку отсутствуют специалисты по отдельным функциям управления (экономисты, технологи, маркетологи и т. п) С ростом масштабов предприятия и сложности управления руководитель уже не в состоянии принимать необходимые решения.

При функциональной структуре руководителю непосредственно подчинены функциональные службы и отделы (производственный, управления персоналом, финансовый, бухгалтерия и др.), каждая из которых дает в пределах своей компетенции указания линейным подразделениям. Функциональная структура повышает эффективность управления за счет привлечения квалифицированных специалистов, хорошо знающих конкретные области производства и управления. Однако при этом нарушается единство управления,


ршжается ответственность из-за того, что исполнитель может по-йучать противоречащие друг другу указания от нескольких функциональных руководителей.

При штабной структуре у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных ячеек, отделов, бюро, §упп, отдельных специалистов, которые отвечают за конкретные щкции управления, но решения принимает непосредственно руководитель предприятия. Эта структура является наиболее распространенной.

Все рассмотренные выше структуры управления эффективны при решении повторяющихся задач (стабильном ассортименте, про-^зводстве однородной продукции).

В условиях, когда решается задача разработки новой продукции или технологии, используется матричная структура управле-1рш, при которой руководители проектов или целевых программ разработки новой модели автомобиля или создания принципиально нового медицинского препарата) осуществляют непосредственное руководство цехами, лабораториями и т. д., а функциональные подразделения обеспечивают их экономическое, кадровое, финансовое и т. п. «сопровождение». Это позволяет освободить высшие Органы управления от функций оперативного руководства, приблизить менеджеров программ к исполнителям на основе прямых горизонтальных связей. В итоге организационная структура управления становится более гибкой и приспособленной к изменениям на рынке.

При дивизиональной структуре первому лицу организации подчинены отделы или дирекции, которые разделены по продуктовому или географическому признаку. В электротехнической фирме — s»to производство стиральных машин, микроволновых печей и холодильников, в крупной энергосистеме — это энергоснабжение разных краев, районов или областей. При этом в рамках каждого из этих блоков может быть использована любая из перечисленных йыше организационных структур.

Планирование

Планирование — важная функция менеджмента. Она определяет, как, когда и кем должны осуществляться процессы производства и реализации товаров и услуг.


ПЛАНИРОВАНИЕ — это процесс изучения и ре
шения проблем будущего. Оно заключается в оп
ределении целей деятельности организации и спо-
^ собов их реализации.________________________ ^

В рыночном хозяйстве роль регулятора выполняет рынок. При этом, однако, полностью сохраняется осуществляемое на каждом предприятии общефирменное и внутрифирменное планирование.

Никто не принуждает менеджера составлять планы. Их необходимость диктуется самой жизнью. Каждая фирма сама может решить, какие планы ей нужны для работы и как удобнее всего их составлять.

Планы составляются на разные сроки. С точки зрения планируемых периодов и масштабов решаемых задач следует отличать перспективное стратегическое (долгосрочное), рамочное (среднесрочное), текущее и оперативное (календарное) планирование.

Стратегическое планирование — это определение основных направлений развития предприятия в ближайшие 10—15 лет. Оно предполагает решение кардинальных проблем, например изменение профиля фирмы, завоевание новых рынков или создание сети филиалов, и базируется на данных экономических, научно-технических, демографических и других прогнозов. Стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства предприятия.

На базе стратегического планирования осуществляется среднесрочное планирование на ближайшие 3 — 5 лет. В нем конкретизируются задачи стратегических планов, предусматриваются проведение таких, например, мероприятий, как строительство нового или реконструкция действующего цеха, внедрение компьютеризированной системы управления.

На основе этих планов осуществляется текущее планирование сроком до одного года. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Годовые планы охватывают все стороны деятельности организации и задачи управления: маркетинг, обеспечение ресурсами, производство, управление персоналом, финансирование, инновации, инвестиции, социальное развитие.

Детальная координация работы различных служб предприятия происходит в процессе оперативного планирования — составления


Месячных планов, а также календарных планов на декаду (10 дней), суточных и почасовых графиков.

Современной формой планирования является бюджетирование, которое представляет собой систему бюджетов (сводов доходов и расходов) предприятия и его внутренних подразделений, Контроля их исполнения, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин этих отклонений.

Особое место в системе планирования занимают бизнес-планы. Они представляют собой комплексное обоснование новой инвестиционной, коммерческой, научно-технической или иной программы или проекта — создания нового предприятия, освоения новой продукции, техники или технологии строительства и реконструкции производственных и непроизводственных объектов. Их основной целью является привлечение дополнительного капитала. Задача составителей бизнес-плана — убедить потенциальных инвесторов, заимодателей, или будущих участников создаваемой фирмы в конкурентоспособности продукта, компетентности авторов проекта, наличии рынков сбыта, прибыльности и других преимуществах программы. В современных условиях любая предпринимательская деятельность начинается с разработки бизнес-плана.

Мотивация как функция менеджмента

МОТИВАЦИЯ — создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы.

Каждый работник имеет свои собственные потребности и интересы. Американский ученый А. Маслоу разделил все потребности на пять групп, «вмонтировав» их по признаку значимости для среднего потребителя в форму пирамиды (рис. 7.3). f Побудительными мотивами или стимулами к труду являются различные формы вознаграждения.

Деньги. Формы денежного поощрения могут быть различными: повышение заработной платы, премии. Участие в прибыли фирмы означает, что работники, которые владеют акциями фирмы, будут делать все возможное, чтобы повысить ее производительность и прибыль.

Лучшие условия труда. От того, в какой цвет выкрашены стены Помещения, где люди работают, как расставлена мебель, есть ли


Рис. 7-3. А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: