И рыночные структуры

. I»

1 ('

Г)

Прочитав эту главу, вы узнаете:

+ чем отличаются друг от друга различные типы рыночных структур;

+ каким образом определяется равновесное положение конкурентной фирмы;

4- как строится кривая предложения конкурентной фирмы;

+ почему в долгосрочном периоде конкурентные фирмы получают нулевую экономическую прибыль;

4- как определяются оптимальный объем производства и це-
n на продукции фирмой-монополистом;

4- в чем заключается ценовая дискриминация;

4- каковы экономические последствия монополистической структуры;

4- в чем заключается антимонопольная политика государства;

4- каковы отличительные черты поведения фирм-олигополи-стов;

4- как функционируют рынки в условиях монополистической конкуренции и в условиях монопсонии.

Одной из важных черт рынка является конкуренция между фирмами—производителями товаров и услуг. Фирма обычно функционирует в определенной рыночной среде, где ее экономические интересы сталкиваются с интересами других фирм. Поэтому, планируя объем выпуска продукции или устанавливая цену на нее, фирма всегда должна исходить из особенностей конкурентной среды.

В настоящей главе мы углубим наше представление о рынке, покажем, что отдельные отрасли относятся к разным типам


рыночных структур. Среди них надо различать: 1совершенную конку
ренцию', (МонЪполистйчёскую конкуренцию, олигополию, монопо
лию И МОНОПСОНИЮ. х t i'.Ю t

tO.1. ТИПЫ PbtNOmiX СТРУКТУР", ~

Прежде всего нам надо установить, по каким критериям мы будем различать рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, кГкакому типу относится^ или иная рыночная структура, должны быть положены следующиег критерии: j j 7^

— количество фирм, представленных на рынке той продук
ции, которая выпускается данной отраслью;

— характер производимой продукции (стандартная или диф
ференцированная);

— наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм
в данную отрасль или выхода из нее;

— степень доступности экономической информации.

В одних отраслях число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России в 2006 г. на долю восьми крупнейших предприятий отрасли приходилось 56,7% продукции, а в пищевой промышленности восемь крупнейших фабрик выпускали лишь 9%, т. е. ббльшую часть товаров выпускали средние и мелкие предприятия. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же, чтобы


организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень досгупности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые ^производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну. (

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

В табл. 10-1 показаны особенности рыночных структур.

Таблица 10-1 Типы оыночных ctdvktvd

Типы рыночных структур Количество фирм Характер продукции Существование рыночных барьеров tj/f^j Доступности экономической информации CJ Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Отсутствующа^ Полная „ г, <) t> доступность Отсутствует
',, "'; N-V Монополист- Большое Дифферента ческая /^ /, рованная конкуренция,' UM ' \.rt., >. -»ю U) i HUaKUe ; о Некоторые ограничения Частичный
Олигополия Небольшое Стандартная или дифференцированная Высокие Существенные ограничения Частичный
Монополия Одна Уникальная Непреодолимые Недоступна Полный
Монопсония Одна Стандартная Высокие Некоторые ограничения Полный

Теперь мы перейдем к более подробному рассмотрению каждого типа рыночной структуры.

10.2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ^

Сущность совершенной конкуренции

Следует иметь в виду, что указанные в табл. 10-1 черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия > совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности,^, е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. "Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ, price — цена, take — пригашать) в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (make — делать), которые влияют на уровень рыночных цен.

В качестве примера рынка, который по своим условиям 'близок к условиям совершенной конкуренции, может служить мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной американской фирмы, занимающейся уловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т. е. практически не повлияло бы на ее уровень, i

\

Общий, средний и предельный доходы фирмы

В данном разделе мы будем предполагать, что фирма производит какой-то один вид продукции. При этом будем исходить из того, что в своем поведении при принятии тех или иных решений', фирма стремится максимизировать свою прибыль. Прибыль


любой фирмы может быть рассчитана на основе двух показателей: 1) общего дохода (общей выручки), полученного фирмой от продажи своей продукции, и 2) общих издержек, которые фирма несет в процессе производства этой продукции, т. е.

г П = TR- TC,j (10.1)

где 77?' — общая выручка фирмы, р.; ТС2 — общие издержки фирмы, р.; П — прибыль, р.

Общая выручка, или общий доход, фирмы — это вся та сумма денег, которую получает фирма от реализации своей продукции.

Наряду с показателями общего дохода, используются показатели среднего и предельного дохода. Средний доход фирмы — это полученный фирмой общий доход в расчете на единицу продукции. Он может быть выражен в виде:




где AR3 средний доход фирмы; Q — выпуск единиц продукции. Предельный доход — это прирост общего дохода в результате увеличения выпуска продукции на единицу:



(10.3)


где Л//?4 — предельный доход фирмы.

Рассмотрим приведенные показатели применительно к конкурентной фирме. ^В условиях совершенной конкуренции при любом объеме выпуска продукция продается по одинаковой цене, заданной рынком. Поэтому величина среднего дохода фирмы равна цене продукта. Например, если фирма продала 10 единиц продукции по цене 100 р. за единицу, то ее общий доход составит 1000 р., а средний доход — 100 р., т. е. он равен цене. При этом реализация каждой дополнительной единицы продукта означает, что общий доход возрастает на величину, равную цене. Если фирма продаст 11 единиц, то дополнительная единица данной продукции принесет ей дополнительный доход 100 р., который опять-таки

1 Total Revenue.

2 Total Cost

3 Average Revenue.

4 Marginal Revenue


равен цене единицы продукции. Следовательно, в условиях совершенной конкуренции выдерживается равенство

Р= AR = MR. (10.4)

Проиллюстрируем это равенство на нашем примере, представив его в виде таблицы 10-2.

Таблица 10-2 Общий, средний и предельный доходы фирмы

Объем продаж (0), ед. Цена за 1 ед., р. Общий доход (7-Я), р. Средний доход (AR), р. Предельный доход (MR), p.
         
         
         

Таблица 10-2 показывает, что рост объема продаж с 10 ед. до 11 ед., а затем до 12 ед. по цене 100 р. за единицу не изменяет среднего и предельного дохода. И тот и другой остаются равными 100 р., т. е. цене 1 единицы.

| Теперь представим средний и предельный доходы фирмы |в виде графика (рис. 10-1). Он предполагает, что на оси абсцисс [откладывается объем продаж (Q), а на оси ординат — все стоимостные показатели (Р, AR, MR). В этом случае средний и предельный доходы фирмы, как мы уже установили, при любом значении Q остаются постоянными — 100 р. Поэтому кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Обе они представлены одной линией, параллельной оси абсцисс.



Рис. 10-1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: