Часть 7 Эффективные стратегии долгосрочного роста

Глава 18 Работа на глобальном рынке

В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:

1. Какие факторы определяют решение компании о выходе на внешний рынок?

2. В чем секрет эффективного внутреннего маркетинга?

3. Как улучшить навыки реализации маркетинговых программ?

4. Что может помочь руководству компании контролировать и совершенствовать маркетинговую деятельность?

. ..

Маркетинг менеджмент в компании Avon Products

Компания Avon известна от Бирмингема до Боснии и Пекина своей продукцией – и поддержкой добрых начинаний. Эта фирма была основана в 1886 г. в Нью‑Йорке; к 1914 г. она уже продавала косметику в Канаде, а к 1960 г. – осуществляла торговые операции в Европе и Южной Америке. Совсем недавно компания начала победное проникновение на рынки России, Китая и Восточной Европы. Сегодня 5 млн торговых представителей компании работают более чем в 120 странах мира. Объем годовых продаж компании Avon приближается к $8 млрд. Хотя в каждой стране есть местный маркетинговый отдел, бренд‑президент (подчиняющийся непосредственно президенту компании) отвечает за реализацию стратегии глобального брендинга.

Что касается маркетинга парфюмерии и косметики, бижутерии и подарков, то компания выступает также в качестве спонсора различных мероприятий и продает товары для того, чтобы получить деньги на благотворительные нужды. Крестовый поход против рака молочной железы компании Avon, начатый в 1992 г., собрал в крупнейших городах Соединенных Штатов более $350 млн во время мероприятий ежегодного марша против рака груди и благотворительных обедов с участием звезд. Кроме того, Avon продает товары с маркой Крестового похода и отдает 100% прибыли на просветительные программы, выявление, лечение и исследования рака молочной железы. Эта деятельность не только способствует сплочению руководителей, работников, торговых представителей, покупателей и поставщиков компании; она также позволяет применить на практике принципы делового поведения и этики Кодекса Avon. Недавно президент компании сказал следующее: «Безупречная репутация Avon построена на том, что компания хорошо делает то, что надлежит делать». [590]

Несмотря на то, что у компаний есть великолепные возможности проникать на иностранные рынки и вступать там в конкурентную борьбу, они сталкиваются там с большими опасностями. Однако у компаний, продающих свою продукцию в рамках мировых отраслей, на самом деле есть только одна‑единственная возможность – вывести свои операции на международный уровень. К примеру, компания Avon конкурирует с такими соперниками, как французский косметический гигант L’Orеal и англо‑голландская многонациональная корпорация Unilever. В этой главе мы рассмотрим основные решения, которые приходится принимать при выходе на мировые рынки, изучим вопрос о том, как компании организуют маркетинг, претворяют его в жизнь, а также управляют им и контролируют его. Кроме того, мы обсудим, каким образом фирмы могут оценить сильные и слабые стороны своего маркетинга, включая использование этичного и социально ответственного маркетинга.

Управление глобальным маркетингом

Многие компании занимаются международным маркетингом десятилетиями: товары под марками таких поставщиков, как Nestle ′, Shell, Bayer и Toshiba, знакомы потребителям во всем мире. Но интенсивность глобальной конкуренции постоянно возрастает. Национальные компании, которые никогда не задумывались об иностранных конкурентах, вдруг обнаруживают их на своем рынке. Глобальная отрасль – это отрасль, в которой стратегическое положение конкурентов на основных географических или национальных рынках определяется их глобальной позицией в целом. [591] Глобальная компания действует более чем в одной стране и пользуется преимуществами в сфере исследований и разработок, производства, логистики, маркетинга и финансов в плане издержек и репутации, недоступными поставщикам, работающим исключительно на внутреннем рынке.

Глобальные компании планируют и осуществляют деятельность во всемирном масштабе. Например, кабина «всемирного грузовика» компании Ford изготовлена в Европе, шасси – в Северной Америке, собирается он в Бразилии, а продается в США. Компания Otis Elevator получает дверные системы для лифтов из Франции, комплектующие – из Испании, электронику – из Германии, специальные двигатели – из Японии, а интеграция всей этой системы осуществляется из США.

Идею использования мировых рыночных ниш поддерживает также малый и средний бизнес. Вот пример: Poliane Bakery ежедневно реализует в Париже 15 тыс. буханок хлеба, испеченного старым, традиционным способом (это, между прочим, 2,5% всего хлеба, продаваемого во французской столице). Но еще хлеб «Poliane» ежедневно с помощью службы экспресс‑доставки FedEx отправляется лояльным покупателям примерно в 20 стран мира. [592]

Какого бы размера ни была компания, при выходе на мировой рынок ей необходимо принять ряд решений (рис. 18.1). Ниже мы рассмотрим каждое из них.

Решение о выходе на внешний рынок

К выходу на международную арену поставщиков подталкивает влияние ряда факторов. Компания обнаруживает, что некоторые зарубежные рынки предоставляют возможность получения более высокого дохода, чем внутренний рынок. Для достижения эффекта масштаба фирме необходимо расширить клиентуру. Компания стремится уменьшить свою зависимость от одного рынка. Внутренний рынок компании атакован глобальными корпорациями, предлагающими лучшую или более дешевую продукцию. Возможно, обороняющаяся фирма примет решение о контрнаступлении на чужой территории.

Рис. 18.1. Основные решения в международном маркетинге.

Перед тем как принять решение о входе на внешний рынок, компания должна оценить возможные риски. Во‑первых, фирма может неправильно понимать предпочтения зарубежных потребителей и, как следствие, предлагать неконкурентоспособную, непривлекательную продукцию. Во‑вторых, она может не разбираться в чуждой культуре ведения бизнеса и не уметь грамотно общаться с «аборигенами». В‑третьих, компания может недооценивать правила регулирования бизнеса за рубежом и непредвиденные издержки. В‑четвертых, у компании может не хватать менеджеров с опытом международной деятельности. Наконец, всегда существует возможность, что правительство иностранного государства изменит торговое законодательство, произойдет девальвация валюты или же в стране случится переворот, который может привести к экспроприации собственности иностранных фирм. Решение о том, какие рынки выбрать

Принятие решения о входе на внешний рынок предполагает постановку целей и разработку политики международного маркетинга. Какую часть выручки компания будет стремиться получать из‑за рубежа? Большинство компаний начинают работу на зарубежных рынках с небольших объемов. Некоторые имеют далеко идущие планы. И. Айал и Дж. Зиф считают, что компания должна ограничить число зарубежных рынков, если: 1) издержки входа на рынок и его контроля высоки; 2) издержки адаптации продукции и программ продвижения значительны; 3) компания и так работает в стране с высокой численностью населения, а доходы ее жителей постоянно возрастают; 4) доминирующие на иностранном рынке фирмы могут установить высокие барьеры на входе. [593]

Компания также должна определить, какой тип стран она будет рассматривать? Привлекательность зарубежного рынка зависит от типа выпускаемой компанией продукции, географических факторов, численности населения и уровня его доходов, политического климата.

На долю развитых стран и экономически наиболее обеспеченных регионов стран развивающихся приходится менее 15% населения земного шара. Существует ли способ обслужить остальных 85% жителей, обладающих куда меньшей покупательской способностью? Некоторые компании сумели раскрыть потенциал развивающихся рынков, изменив свой традиционный подход к маркетингу и найдя более эффективный способ реализации товаров и услуг. [594] Если мы говорим о развивающихся странах, можно забыть о привычных западному миру способах ведения бизнеса. На рынках, где доходы жителей ограничены, крайне важны небольшие размеры упаковки и низкая розничная цена. Мини‑пакетики стирального порошка и шампуня компании Unilever стоимостью 4 цента пользуются большим успехом в сельской Индии, где до сих пор проживает 70% населения страны. [595]

Решение о способе выхода на внешний рынок

Если компания приняла решение о выходе на рынок конкретной страны, следующий ее шаг – разработка оптимальной стратегии проникновения на этот рынок. Мы имеем в виду такие стратегии, как косвенный экспорт, прямой экспорт, лицензирование, совместные предприятия и прямые инвестиции (рис. 18.2). Каждая последующая стратегия выхода на внешний рынок подразумевает повышение уровня ответственности, риска, контроля и потенциальной прибыли организации.

Прямой и косвенный экспорт. Первый шаг к выходу на внешний рынок – косвенный экспорт через независимых посредников. Косвенный экспорт требует меньше средств и сопряжен с меньшим риском, так как посредники действуют по своей инициативе, опираясь на знание конъюнктуры зарубежных рынков, и, как правило, совершают меньше ошибок. Если руководство компании приняло решение о самостоятельном экспорте продукции, то инвестиции и риск несколько возрастают, однако увеличивается и потенциальная прибыль. [596] Компании могут принять участие в выставках, проходящих в иностранных государствах, или создать web‑сайты для каждой страны из числа основных участников рынка.

Лицензирование. Обычно лицензиар за вознаграждение или роялти предоставляет иностранной компании право использования своих производственных и торговых секретов, торговой марки или патента и таким образом при минимальном риске выходит на зарубежный рынок. Лицензиат же получает производственные знания и опыт или известный продукт (торговую марку). Однако компания‑лицензиар не имеет возможности осуществлять строгий контроль деятельности лицензиата. Более того, успешная деятельность последнего ведет к упущенной выгоде у лицензиара. По окончании срока действия контракта компания может обнаружить, что «своими руками» создала себе конкурента.

Рис. 18.2. Пять возможных стратегий выхода на международный рынок.

Совместные предприятия. Иностранные инвесторы могут объединить усилия с местными предпринимателями и создать совместное предприятие (СП), в этом случае иностранная компания разделяет уставный капитал и контроль производства с местной компанией. У СП есть и определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях в отношении инвестиций, маркетинга, использования прибыли. Один из партнеров может пожелать инвестировать доходы в дальнейший рост предприятия, а другой захочет увеличить дивиденды акционеров. Более того, наличие СП нередко затрудняет для компании осуществление производственной и маркетинговой политики во всем мире по своему усмотрению. Прямые инвестиции. Последняя форма выхода компании на зарубежный рынок – собственное сборочное или производственное предприятие. Иностранная компания может приобрести акции или контрольный пакет акций местной компании или же построить собственное производство «с нуля». Например, General Motors инвестировала миллиарды долларов в автопроизводителей из многих стран мира, таких как Fiat Auto Holdings, Isuzu, Daewoo, Suzuki, Saab, АвтоВАЗ. [597] Во‑первых, благодаря этой стратегии компания получает возможность использовать преимущества низкой стоимости рабочей силы, сырья и льгот, предоставляемых правительством зарубежной страны. Во‑вторых, создание новых рабочих мест способствует формированию положительного имиджа компании в принимающей ее стране. В‑третьих, поддерживая хорошие отношения с органами власти, покупателями, местными поставщиками и дистрибьюторами, компания адаптирует свою продукцию к потребностям локального рынка. Основной недостаток практики прямых инвестиций заключается в том, что компания не застрахована от ухудшения рыночных условий, девальвации валюты или экспроприации собственности в случае каких‑либо политических потрясений. Сокращение производства или прекращение деятельности фирмы приводит к существенным издержкам, поскольку принимающая страна может потребовать выплаты крупного выходного пособия для работников закрывающегося предприятия.

Разработка маркетинговой программы

Компаниям, работающим на внешних рынках, приходится приспосабливать маркетинговую стратегию к местным условиям. [598] Некоторые из них придерживаются политики глобальной стандартизации маркетинга‑микс – товара, продвижения и каналов распределения, что сулит снижение издержек, единство имиджа торговой марки, а также быстрое и эффективное практическое внедрение идей. На другом «полюсе» находятся компании, считающие более выгодным адаптированный маркетинг‑микс, когда производитель подстраивает свою маркетинговую программу под каждый конкретный рынок. Это позволяет учитывать различия в потребностях и желаниях покупателей, в характере употребления товаров и реакции на них, а также различия в законодательных и маркетинговых институтах. Между этими двумя крайностями существует множество промежуточных вариантов. У. Киган предлагает пять стратегий для адаптации товара и его продвижения на иностранном рынке (рис. 18.3). [599]

Рис. 18.3. Стратегии адаптации и продвижения товара на внешних рынках. Товар

Одни типы товаров лучше подходят для вывода на зарубежные рынки, чем другие. [600] Прямое расширение означает предложение внешнему рынку оригинального товара без каких‑либо изменений. Оно весьма эффективно в торговле фотоаппаратами, бытовой электроникой, различным производственным оборудованием. Однако прежде чем ввозить свой национальный товар в другую страну, компания должна определить, какие из элементов принесут больше доходов, нежели затрат: особенности товара, торговая марка, маркировка и упаковка, основные темы рекламы, носитель рекламы или ее исполнение, цены и стимулирование сбыта.

Адаптация товара подразумевает изменение продукции в соответствии с условиями конкретной страны и предпочтениями местных потребителей. Компания может производить региональную версию своего товара; версию, предназначенную для конкретной страны; версию, адаптированную к определенному городу, или специальные модели товара для розничной торговли. Изобретение товара означает разработку нового продукта и осуществляется в двух формах. Обратное изобретение – это продвижение устаревшей, но прекрасно приспособленной к требованиям зарубежного рынка модели продукции. Прогрессивное изобретение – это создание нового товара, отвечающего потребностям покупателей из какой‑либо страны. Разработка нового товара требует значительных инвестиций, но и окупаемость проекта может быть значительной, особенно если удастся вывести новинку на рынки других стран. Вышедшие на мировой рынок американские компании не только представляют на них новые товары, но и перенимают в ходе международной торговли определенные идеи и виды продукции у своих партнеров. Компания Hдagen‑Dazs разработала специально для Аргентины специальную вкусовую добавку к мороженому под названием «dulce de leche» («сладкий, как молоко»). Всего год спустя компания начала поставки мороженого с этим наполнителем в супермаркеты всего мира; добавка вошла в десятку самых популярных вкусов Америки. [601]

Продвижение

Компании могут использовать на внешних рынках уже апробированные программы маркетинговых коммуникаций или изменять их в соответствии с условиями каждого нового рынка. Данный процесс называют адаптацией коммуникаций. В случае, когда компания приспосабливает к требованиям внешнего рынка и товар, и мероприятия по продвижению, процесс носит название двойной адаптации.

Рассмотрим рекламное обращение. Самый простой способ адаптации – изменение только названия товара, языка надписей и цвета. [602] Второй вариант – использование в глобальном масштабе одной темы, но адаптированной к каждому конкретному рынку. Например, в рекламе мыла «Camay» красивая женщина принимает ванну. В Венесуэле демонстрировался ролик, в котором в ванную комнату входил мужчина, в Италии и Франции на экране появлялись только мужские руки, в Японии мужчина ожидал даму в гостиной. Идея позиционирования остается неизменной, но ее творческое исполнение варьируется в соответствии с особенностями местного восприятия. Третий подход заключается в разработке глобального фонда рекламы, из которого рекламные агентства из разных стран подбирают наиболее подходящий для себя вариант. Наконец, некоторые компании позволяют своим региональным менеджерам финансировать разработку рекламы для своих стран.

Требует адаптации и подбор средств информации, который варьирует в разных странах, особенно если речь идет о таких товарах, как сигареты и алкоголь. Компаниям приходится адаптировать к местным условиям и методы стимулирования сбыта, принимая во внимание запреты или ограничения на скидки, возврат части стоимости, купоны, игры, подарки. Коррекции может потребовать и практика личной продажи. Характерный для Америки прямой подход (без обиняков, прямо к делу) может быть менее эффективен в Европе, Азии и других местах, где большим успехом пользуется менее откровенная, мягкая тактика. [603]

Цена

На внешнем рынке транснациональные компании сталкиваются со специфическими проблемами установления цен на продукцию: эскалацией цен, трансфертными ценами, демпингом и «серым» рынком. В зависимости от величины добавленной стоимости и изменений валютных курсов на внешнем рынке товар должен продаваться по цене, в 2–5 раз превышающей цену производителя, чтобы последний получил ту же прибыль, что и на внутреннем рынке. Компания может пойти на установление унифицированных цен на всех рынках, установить рыночную цену для каждой страны или установить цену на основе издержек для каждой страны.

Настоящим бедствием для многих многонациональных компаний становится «серый» рынок, когда один и тот же марочный товар продается по разным ценам в разных странах. Перекупщики из страны с низкими ценами находят пути, чтобы продать такой товар в стране с высокими ценами, и зарабатывают на этом. Транснациональные корпорации пытаются бороться с «серым» рынком, контролируя дистрибьюторов, повышая в известных случаях отпускные цены или, в зависимости от условий того или иного рынка, изменяя характеристики товара или гарантии обслуживания. Распространение Интернета также способствует сокращению разницы в ценах на различных рынках. Торговля через сеть делает цены «прозрачными», так как покупатели могут легко выяснить цену данного товара в разных странах.

Каналы распределения

Национальные различия в каналах распределения просто потрясают. Поэтому компании должны изучить вопрос о том, как товары движутся внутри каждой страны, и составить себе общее представление о каналах распределения и путях попадания товара к конечному потребителю. В Японии компания Procter & Gamble поставляет мыло генеральному оптовому торговцу, который перепродает его дистрибьютору данного типа товаров. Тот, в свою очередь, реализует товар специализированному оптовику, поставляющему его региональным оптовым компаниям. Последние сбывают продукцию местным оптовым торговцам, которые реализует его магазинам. В итоге конечная цена товара для потребителей превышает отпускную цену производителя в 2–3 раза. Если же компания будет поставлять мыло в тропическую Африку, она продаст его оптовому импортеру, который реализует его нескольким оптовикам, которые перепродадут товар работающим на местных рынках мелким торговцам (по большей части, женщинам).

Другое различие заключается в объемах и характере розничной торговли различных стран. В то время как в США господствуют крупные розничные торговые сети, в большинстве других стран розничная торговля находится в руках небольших независимых торговцев. Их наценки весьма высоки, однако местные обычаи предусматривают возможность торга, и реальная цена оказывается гораздо ниже первоначально запрашиваемой. Доходы населения ограничены, и потребители совершают ежедневные покупки в небольших количествах – таких, чтобы можно было донести домой или увезти на велосипеде. Разделение крупных партий на более мелкие по‑прежнему остается важной функцией посредников, продлевающей жизнь состоящим из множества звеньев цепочкам распределения, которые являются основным препятствием увеличению крупномасштабной розничной торговли в развивающихся странах. Транснациональная компания, приходя в новую для себя страну, должна выбирать надежных дистрибьюторов, вкладывать в них деньги и согласовывать с ними цели. [604]

Внутренний маркетинг

Внутренний маркетинг требует, чтобы все сотрудники организации принимали ее маркетинговые концепции и цели и участвовали в создании, предоставлении и продвижении ценности для покупателей. В последнее время маркетинг превратился из одной из функций отдела сбыта в важнейшую функциональную сферу, распределенную по всей организации. [605] Многие компании теперь создают подразделения по принципу ключевых процессов, а не отделов. Организацию, разделенную на отделы, все чаще считают препятствием для выполнения основных бизнес‑функций. Поговорим о том, как могут быть организованы отделы маркетинга, как они могут эффективно сотрудничать с другими отделами и как фирме развивать у себя креативную маркетинговую культуру.

Способы организации отдела маркетинга

Сегодня существует целый ряд различных форм организации отдела маркетинга: [606] по выполняемым функциям, по географическому признаку, по управлению товарами или торговыми марками, по управлению рынками, в матричной форме или по корпоративно‑дивизиональному принципу.

Функциональная организация

Это самая распространенная форма организации маркетинговой деятельности на предприятии. Функциональные специалисты подчиняются вице‑президенту компании по маркетингу, координирующему их действия. Основное достоинство функциональной организации маркетинга – ее административная простота. Однако при увеличении числа товаров и обслуживаемых рынков эффективность данной модели снижается. Во‑первых, планирование конкретных товаров и рынков при функциональной организации производится неадекватно; товарами, которые никто не поддерживает, пренебрегают. Во‑вторых, между всеми функциональными службами идет борьба за бюджет и статус. Вице‑президенту по маркетингу приходится постоянно взвешивать противоречащие друг другу требования конкурирующих функциональных специалистов и координировать их действия.

Географическая организация

Компании, поставляющие товары на внутренний рынок, часто организуют свои торговые (а иногда и иные, включая маркетинговые) отделения по географическому принципу. Менеджер по национальному сбыту может руководить 4 региональными торговыми менеджерами, у каждого из которых в подчинении находятся по 6 зональных менеджеров. Менеджерам по торговле в определенной зоне подчиняются по 8 районных менеджеров, а тем, в свою очередь, – по 10 торговых представителей или продавцов. В некоторых компаниях введены должности специалистов по территориальному рынку (менеджеров по региональному или местному маркетингу), в обязанности которых входит обеспечение продаж на основных рынках сбыта. Компания McDonald ’ s примерно половину общего рекламного бюджета распределяет с учетом региональных различий.

Организация по управлению товарами или торговыми марками

Компании, производящие различные товары и владеющие множеством торговых марок, часто организованы по принципу управления отдельными товарами или брендами. Такая организация не заменяет собой функциональную, а служит дополнительным уровнем управления. В подчинении у руководителя находятся менеджеры товарных категорий, которые, в свою очередь, управляют менеджерами по конкретным товарам и маркам. Организация по товарам или маркам целесообразна в случаях, когда компания выпускает большой ассортимент продукции или когда номенклатура товаров настолько велика, что в рамках функциональной организации с ним не справиться.

Организация управления по товарам имеет несколько преимуществ. Прежде всего менеджер получает возможность сконцентрировать усилия на разработке эффективного комплекса маркетинга для своего товара. Ускоряется его реакция на рыночные проблемы, менее известным торговым маркам уделяется больше внимания, поскольку у них появляется свой «защитник». Однако такая организация управления может привести к конфликтам и напряжению, если менеджеры по товарам, и в особенности менеджеры торговых марок, не имеют достаточных для эффективного исполнения своих обязанностей полномочий. Кроме того, такие менеджеры становятся настоящими экспертами по своим товарам, но редко – по какой‑либо функциональной составляющей. Вначале для управления каждым основным товаром назначается один человек, а вскоре появляются менеджеры по самым незначительным продуктам или маркам. Опять же, менеджеры по торговым маркам, как правило, занимаются одной маркой недолго. Такая краткосрочная занятость одним брендом ведет к краткосрочному планированию и оказывает разрушительное воздействие на долгосрочный потенциал марки. Фрагментированность рынков сбыта существенно усложняет разработку единой общенациональной стратегии компании. Бренд‑менеджерам приходится приспосабливаться к требованиям региональных и локальных сбытовых групп, что приводит к переходу власти от отдела маркетинга к сбыту. Наконец, менеджеры по товарам и маркам заставляют компанию сосредоточивать усилия на увеличении доли рынка, а не на укреплении взаимоотношений с покупателями. Однако именно отношения с покупателями, а не бренды как таковые, являются основным средством создания ценности.

Для того чтобы ликвидировать вышеперечисленные недостатки, существует второй способ организации продукт‑менеджмента – замена менеджеров по товарам командами.

Сторонники этого подхода считают, что каждым крупным брендом должна заниматься группа по управлению активами торговой марки, состоящая из представителей основных функциональных отделов, определяющих рыночную эффективность марки. В таком случае компания состоит из нескольких групп по управлению марочными активами, которые будут периодически отчитываться перед соответствующим советом, а тот, в свою очередь, – перед директором по брендингу. Третий способ повышения эффективности организации по товарам – ликвидация должностей менеджеров по второстепенным товарам и поручение управления двумя или более товарами оставшимся специалистам. На практике это выполнимо, если два или более товара удовлетворяют схожие потребности.

Четвертый способ – введение управления по категориям, или категорийного менеджмента, когда менеджмент осуществляется на уровне товарных категорий. В последние годы на категорийный менеджмент перешли Procter & Gamble (между прочим, пионер системы бренд‑менеджмента) и ряд других ведущих компаний. [607]

Более того, поскольку в розничной торговле принято мыслить категориями товаров и измерять прибыльность по отделам и секциям магазинов, то в P & G пришли к выводу, что разумнее всего перестроиться сходным образом. Управление по товарным категориям – отнюдь не панацея, а вариация на тему все той же товарно‑ориентированной системы. Компания Colgate перешла с бренд‑менеджмента (объект управления – зубная паста «Colgate») на категорийный менеджмент (объект – товарная категория «зубная паста»), а после – на новую систему «управления по типу удовлетворяемой потребности» (уход за полостью рта). Последний шаг означает, что в качестве базисного фактора организации управления компания наконец‑то стала рассматривать потребности покупателей. [608]

Организация по управлению рынками

Многие компании продают свои товары на разных рынках. Например, Canon продает факсимильные аппараты индивидуальным и деловым покупателям, государственным учреждениям. Если всех покупателей в соответствии с их предпочтениями и поведением можно разделить на несколько групп, то имеет смысл организовать управление по рынкам. В этом случае менеджер по всем рынкам руководит деятельностью менеджеров по отдельным рынкам (их также называют менеджерами по развитию рынка, специалистами по рынку или специалистами по отрасли). При необходимости менеджеры по рынкам могут обращаться за помощью к функциональным службам. Тот, кто координирует деятельность компании на наиболее важных рынках, может даже иметь нескольких функциональных специалистов в своем подчинении.

Менеджеры по рынкам входят в штат компании, их обязанности аналогичны обязанностям менеджеров по товарам. Данной системе свойственны те же преимущества и недостатки, что и товарно‑ориентированной системе управления. Основное ее преимущество – что маркетинговая деятельность организуется таким образом, чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей. Организуя управление по покупателям, компания стремится к такой структуре, которая позволяет понимать и удовлетворять нужды индивидуальных клиентов в отличие от работы с массовым рынком или даже сегментами рынка.

Матричная организация

Компании, имеющие большое число ассортиментных групп и оперирующие на различных рынках, могут создать матричную организацию. Пионером в создании матричной структуры была компания DuPont. Пока отдел текстильных волокон входил в состав DuPont, в нем работало несколько менеджеров, один занимался вискозой, остальные – другими волокнами. Кроме менеджеров по товарам в этом же отделе работали менеджеры по рынкам, занимающиеся отдельно мужской одеждой, женской одеждой и т. д. Менеджеры по товарам планировали сбыт и прибыль по своим волокнам. Они просили менеджеров по рынкам оценить, какое количество волокна может быть продано на каждом из рынков по предлагаемой цене. Менеджеры по рынкам, однако, были более заинтересованы в удовлетворении потребностей, существующих на их рынках, а не в продвижении конкретных волокон. По идее, прогнозы сбыта, составленные менеджерами рынков и менеджерами товаров, должны были сойтись. Компании, подобные DuPont, могут сделать еще один шаг в этом же направлении и рассматривать менеджеров по рынкам как главных маркетологов, а менеджеров по товарам – как поставщиков.

Казалось бы, матричная организация – идеальный вариант для компаний с большим числом товаров и рынков. Проблема состоит в том, что эта система обходится дорого и вызывает массу конфликтов и ряд вопросов о распределении полномочий и ответственности. Интерес к матричной организации растет, так как компании создают условия, в которых такая система имеет возможность процветать – простые и немногочисленные командные структуры, построенные вокруг бизнес‑процессов, охватывающих сразу несколько функциональных служб. [609]

Корпоративно‑дивизиональная организация

Расширяясь, компании с большим числом товаров/рынков преобразуют основные товарно‑рыночные группы в отдельные подразделения. Возникает вопрос: какую часть маркетинговых услуг и мероприятий должны выполнять головные офисы, а какую – подразделения? В одних компаниях в каждом подразделении есть свой отдел маркетинга; в других – имеется небольшой штат специалистов по маркетингу высшего уровня; в третьих – предпочитают сохранять крепкий корпоративный штат маркетологов. Вне зависимости от того, насколько формализован маркетинг в организации, определенные мероприятия должны проводиться именно «сверху вниз». Вот как видит роль корпоративного маркетинга Ф. Вебстер: 1) внедрение культуры ориентации на покупателя, выполнение роли адвоката покупателя при формулировании стратегии на высшем уровне; 2) оценка привлекательности рынков: анализ потребностей и желаний покупателей и предложений конкурентов; 3) разработка предложения ценности в целом, создание видения и определение основных параметров предоставления конкурентоспособной ценности покупателям. [610]

Глобальная организация

Компании, оперирующие на международном рынке, могут быть организованы тремя способами. Компании, которые только‑только выходят на мировой уровень, могут начать с создания отдела экспорта, в котором будет работать менеджер по продажам вместе с несколькими помощниками (оказывая ограниченный спектр маркетинговых услуг). По мере того как эти компании будут все решительнее осуществлять международные операции, они могут создать международный отдел с различными функциональными специалистами (в том числе и специалистами по маркетингу) и оперативными подразделениями, организованными по географическому принципу, по товару или как филиал международной компании. Наконец, некоторые компании превратились в подлинно глобальные организации. Их высшее руководство и персонал во всемирном масштабе планируют производство, маркетинговые стратегии, финансовые потоки и логистические системы. Глобальные структурные единицы подчиняются непосредственно исполнительному директору или исполнительному комитету компании, а не главе международного отделения.

Связь маркетинга с остальными отделами фирмы

В обычной организации на удовлетворение покупателей потенциально оказывает влияние каждая функция. Согласно маркетинговой концепции, все отделы должны в первую очередь думать о покупателях и работать совместно для удовлетворения их потребностей и оправдания их ожиданий. Следить за этим должен отдел маркетинга. У вице‑президента или директора по маркетингу есть две задачи: 1) координировать внутренний маркетинг в компании и 2) координировать маркетинговую деятельность с финансовой, производственной и другими функциями компании.

Поскольку конфликт интересов и нарушения внутренней коммуникации неизбежны, компания должна стремиться к балансу, при котором маркетинг и прочие отделы могли бы совместно определять приоритеты фирмы. Достижению взаимопонимания между ними может помочь проведение общих семинаров, создание совместных комиссий, взаимодействие сотрудников отделов, обмен кадрами, применение аналитических методов для поиска наиболее выгодной линии поведения. [611] Отдел маркетинга должен периодически организовывать кросс‑функциональные встречи с каждым из отделов, что поможет укрепить взаимопонимание и сотрудничество. Когда отделы компании вместе работают над достижением общих целей, маркетинг становится более эффективным.

Управление процессом маркетинга

Реализация (внедрение) маркетинговых планов – это процесс преобразования маркетинговых планов в рабочие задания и обеспечения их осуществления таким образом, чтобы достигались поставленные цели. [612] План маркетинга, каким бы замечательным он ни был, не имеет особой ценности без надлежащего исполнения. Стратегия маркетинговых действий отвечает на вопросы что и зачем, а ее исполнение – на вопросы кто, где, когда и как? Стратегия и ее реализация – вещи взаимосвязанные, так как каждый стратегический уровень устанавливает другим, более низким уровням, задания по осуществлению соответствующих действий. Например, стратегическое решение высшего руководства фирмы об «уборке урожая» с некоторого товара должно быть сформулировано в форме конкретных заданий службам и отделам.

Томас Бонома выделяет четыре основных навыка, необходимых для эффективного внедрения маркетинговых программ: 1) диагностические навыки (способность определять, что именно не так); 2) умение определить организационный уровень компании, порождающий проблему (проблемы реализации могут возникнуть на одном из трех уровней: маркетинговая функция, маркетинговая программа и маркетинговая политика); 3) навыки реализации плана (навыки бюджетирования для распределения ресурсов, организационные навыки для создания эффективной команды и навыки взаимодействия для мотивирования участников работы) и 4) умение оценивать результаты исполнения. [613]

Для повышения эффективности маркетинговых операций и прибыли на инвестиции в маркетинг организации могут воспользоваться специальными компьютерными программами по управлению маркетинговыми процессами, активами и более эффективному распределению маркетинговых ресурсов.

Оценка и контроль

Чтобы успешно справляться с многочисленными сюрпризами, возникающими в процессе реализации маркетинговых планов, отдел маркетинга должен осуществлять постоянный мониторинг и контроль над всеми видами маркетинговой деятельности. Как следует из табл. 18.1, выделяют четыре варианта маркетингового контроля: контроль годовых планов, прибыльности, эффективности и стратегический контроль. В главе 2 мы уже говорили об использовании показателей эффективности маркетинга при анализе маркетинговых планов и их прибыльности. Цель контроля годовых планов – удостовериться в том, что компания достигает своих целей по сбыту, прибыли и другим показателям, установленным в годовом плане. Главное в таком контроле – управление по целям. В этом процессе выделяют четыре этапа (рис. 18.4). Во‑первых, руководство устанавливает цели на ближайший месяц или квартал. Во‑вторых, осуществляется контроль рыночной деятельности фирмы. В‑третьих, если возникают серьезные отклонения, менеджмент обязан установить их причины. В‑четвертых, предпринимаются корректирующие шаги, направленные на сокращение расхождений между целевыми и фактическими показателями.

Данная модель контроля применима на всех уровнях организации. Топ‑менеджмент фирмы устанавливает цели по прибыли и объемам продаж на год. Для каждого последующего уровня управления эти цели конкретизируются в различных показателях. В результате каждый менеджер по товару руководствуется в своих действиях определенными целями по сбыту и затратам. Конкретные задачи ставятся перед региональными менеджерами по сбыту, равно как и перед всеми торговыми представителями. По истечении периода планирования менеджеры высшего звена анализируют результаты деятельности подчиненных и определяют необходимость корректирующих воздействий.

Таблица 18.1. Типы маркетингового контроля.

Контроль эффективности

Предположим, анализ прибыльности показал, что по некоторым товарам, территориям или рынкам компания получает слишком маленькую прибыль. Возникает вопрос: а есть ли более эффективные способы управления торговым персоналом, проведения рекламных кампаний, мероприятий стимулирования сбыта, организации распределения в этих маркетинговых объектах?

Рис. 18.4. Процесс контроля.

В некоторых компаниях введена должность маркетингового контролера, или инспектора, который помогает маркетологам повысить эффективность работы. Контролеры работают в офисах, но тем не менее специализируются именно на маркетинговой стороне бизнеса. В таких компаниях, как General Foods, DuPont и Johnson & Johnson, контролеры производят сложный финансовый анализ маркетинговых затрат и полученных результатов. Они следят за выполнением планов по прибыли, консультируют бренд‑менеджеров при составлении бюджетов, измеряют эффективность продвижения, анализируют затраты на различные средства информации, оценивают прибыльность различных покупателей и географических регионов, учат маркетологов предвидеть финансовые последствия маркетинговых решений. [614] Стратегический контроль

Время от времени компании должны полностью пересматривать маркетинговые цели и проводить критический анализ маркетинговой эффективности. Один из способов – это осуществлять анализ эффективности маркетинга, характеризующейся пятью основными характеристиками маркетинговой ориентации: направленностью на покупателя (обслуживанием потребностей и желаний покупателя), интегрированной организацией маркетинга (интеграцией маркетинга с остальными направлениями деятельности), адекватной маркетинговой информацией (своевременным проведением всех необходимых маркетинговых исследований), стратегической ориентацией (разработкой официальных маркетинговых планов и стратегий) и операционной эффективностью (гибким и эффективным использованием маркетинговых ресурсов). Большинство компаний и подразделений получает по этим показателям оценку «хорошо» или «отлично». [615]

Компании, обнаруживающие, что эффективность их маркетинга невелика, должны предпринять более глубокое исследование, известное как маркетинговый аудит. Маркетинговый аудит – это всестороннее, систематическое, независимое и периодическое исследование компанией (или ее бизнес‑единицами) маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности для выявления проблем и возможностей, а также разработки плана действий по повышению эффективности маркетинга. [616] В маркетинговом аудите рассматриваются шесть основных составляющих маркетинговой ситуации в компании: 1) маркетинговая среда и задачи; 2) маркетинговая стратегия; 3) маркетинговая организация; 4) маркетинговые системы; 5) производительность маркетинга и 6) маркетинговая функция (все ее 4 «Р»).

Наиболее успешные компании сравнивают эффективность своей маркетинговой деятельности с лучшими образцами высокоэффективных предприятий. Полученные результаты выявляют сильные и слабые стороны этих компаний, помогая обнаружить то, что необходимо изменить для того, чтобы компания вошла в число лучших игроков на рынке. Наконец, фирмы должны решить, осуществляют ли они по‑настоящему этичный и социально ответственный маркетинг.

Успех в бизнесе и постоянное удовлетворение покупателей и акционеров неразрывно связаны с высокими стандартами делового и маркетингового поведения. Компании, вызывающие восхищение, всегда привержены идее служения интересам людей, а не своим собственным. Повышение уровня социальной ответственности маркетинга требует соблюдения законодательных и этических норм, а также социально ответственного поведения. Руководство компании должно принять в письменном виде и распространять среди сотрудников кодекс поведения, создавать в компании традицию этичности, а также вменить сотрудникам в обязанность знание и соблюдение юридических и этических норм. [617] Общаясь с покупателями и акционерами, маркетологи должны стремиться к социальной ответственности. [618]

Резюме главы 18

При выходе компании на внешний рынок необходимо определить маркетинговые цели и политику и решить, на рынках нескольких или многих стран она будет оперировать, исходя из рыночной привлекательности, риска и конкурентных преимуществ. После выбора конкретной страны компании необходимо определить оптимальный способ проникновения на ее рынок: косвенный экспорт, прямой экспорт, лицензирование, совместное предприятие или прямые инвестиции. Каждая последующая стратегия подразумевает большие обязательства, риски, контроль и потенциальную прибыль. На товарном уровне фирмы могут придерживаться стратегии прямого расширения, адаптации товара или изобретения; на уровне продвижения возможны стратегии коммуникативной и двойной адаптации; на уровне цен поставщики сталкиваются с эскалацией цен и «серым» рынком; на уровне распределения фирмам необходимо разработать схему каналов сбыта продукции вплоть до конечных покупателей. На уровне дистрибуции фирма должна понимать общую картину движения товара к конечному пользователю.

Современный отдел маркетинга может быть организован на основе функциональной специализации, по географическому и региональному признакам, по товарам и маркам или по рыночным сегментам. Применяется и матричная организация, в которой работают и менеджеры по рынкам, и менеджеры по товарам. Наконец, в одних компаниях сильно развит корпоративный маркетинг, в других он ограничен, в третьих – маркетинговые службы функционируют лишь на уровне подразделений. В зависимости от степени вовлеченности в деятельность на внешнем рынке компании управляют своим международным маркетингом, создавая экспортный отдел, международное подразделение или глобальную организацию. Эффективную современную маркетинговую организацию отличает скоординированное взаимодействие и ориентация всех отделов на покупателя.

Реализация (внедрение) маркетинговых планов – это процесс преобразования маркетинговых планов в рабочие задания и обеспечения их осуществления таким образом, чтобы достигались поставленные цели. Компании могут использовать четыре варианта маркетингового контроля: контроль годовых планов, прибыльности, эффективности и стратегический контроль. Контроль эффективности акцентирован на способах повышения эффективности продаж, рекламы, стимулирования сбыта и дистрибуции. Стратегический контроль заключается в том, что время от времени компании должны полностью пересматривать маркетинговые цели и проводить критический анализ маркетинговой эффективности посредством маркетингового аудита. Наконец, фирмы должны определить, осуществляют ли они по‑настоящему этичный и социально ответственный маркетинг.

Примечания

Jim Dalrymple, «Apple’s Uphill Climb», MacWorld, June 2005, pp. 16+; Nick Wingfield, «But Will Apple See a Boost?» Wall Street Journal, April 28, 2005, pp. B1+; Randall Stross, «How the iPod Ran Circles Around the Walkman», New York Times, March 13, 2005, sec. 3, p. 5.

«The Boston Beer Company», Beverage Industry, January 2005, p. 19; Sam Hill and Glenn Rifkin, Radical Marketing (New York: HarperBusiness, 1999); Gerry Khermouch, «Keeping the Froth on Sam Adams», BusinessWeek, September 1, 2003, pp. 54–56.

American Marketing Association, 2004.

Peter Drucker, Management: Tasks, Responsibilities, Practices (New York: Harper and Row, 1973), pp. 64–65.

Philip Kotler, «Dream Vacations: The Booming Market for Designed Experiences», The Futurist (October 1984): 7–13: B. Joseph Pine II and James Gilmore, The Experience Economy (Boston: Harvard Business School Press, 1999); Bernd Schmitt, Experience Marketing (New York: Free Press, 1999); Mark Hyman, «The Family That Fields Together», Business Week, February 9, 2004, p. 92.

Irving J. Rein, Philip Kotler, and Martin Stoller, High Visibility (Chicago: NTC Publishers, 1998); H. Lee Murphy, «New Salton Recipe: Celeb Chefs», Crain’s Chicago Business, April 4, 2005, p. 4.

Philip Kotler, Irving J. Rein, and Donald Haider, Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States and Nations (New York: Free Press, 1993); and Philip Kotler, Christer Asplund, Irving Rein, and Donald H. Haider, Marketing Places in Europe: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States and Nations (London: Financial Times Prentice‑Hall, 1999); Marketing Places Europe (London: Financial Times Prentice‑Hall, 1999).

Connie Lewis, «Bullish Figures Not All Fun, Games for Hoteliers», San Diego Business Journal, January 24, 2005, pp. 3+.

Carl Shapiro and Hal R. Varian, «Versioning: The Smart Way to Sell Information», Harvard Business Review (November–December 1998): 106–114.

John R. Brandt, «Dare to Be Different», Chief Executive, May 2003, pp. 34–38.

Paige Albiniak, «A Sober Success Story», Broadcasting & Cable, March 28, 2005, p. 60.

Далее, говоря «фирма» или «компания», мы будем иметь в виду активного субъекта рынка.

Jeffrey Rayport and John Sviokla, «Managing in the Marketplace», Harvard Business Review (November–December 1994): 141–150. См. также: «Exploring the Virtual Value Chain», Harvard Business Review (November–December 1995): 75–85.

Mohan Sawhney, Seven Steps to Nirvana (New York: McGraw–Hill, 2001).

Gerry Khermouch, «Breaking into the Name Game», BusinessWeek, April 7, 2003, p. 54; «China’s Challenge», Marketing Week, October 2, 2003, pp. 22–24.

Bruce I. Newman, ed., Handbook of Political Marketing (Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1999); and Bruce I. Newman, The Mass Marketing of Politics (Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1999).

John B. McKitterick, «What Is the Marketing Management Concept?» в: Frank M. Bass ed. The Frontiers of Marketing Thought and Action (Chicago: American Marketing Association, 1957), pp. 71–82; Fred J. Borch, «The Marketing Philosophy as a Way of Business Life », The Marketing Concept: Its Meaning to Management (Marketing series, no. 99) (New York: American Management Association, 1957), pp. 3–5; Robert J. Keith, «The Marketing Revolution», Journal of Marketing (January 1960): 35–38.

Theodore Levitt, «Marketing Myopia», Harvard Business Review (July–August 1960) 50.

Ajay K. Kohli and Bernard J. Jaworski, «Market Orientation: The Construct, Research Propositions, and Managerial Implications», Journal of Marketing (April 1990): 1–18; John C.

Narver and Stanley F. Slater, «The Effect of a Market Orientation on Business Profitability», Journal of Marketing (October 1990): 20–35; John C. Narver and Stanley F. Slater, «Market Orientation, Customer Value, and Superior Performance», Business Horizons (March–April 1994), 22–28; A. Pelham and D. Wilson, «A Longitudinal Study of the Impact of Market Structure, Firm Structure, Strategy and Market Orientation Culture on Dimensions of Business Performance», Journal of the Academy of Marketing Science 24, no. 1 (1996): 27–43; Rohit Deshpande and John U. Farley, «Measuring Market Orientation: Generalization and Synthesis», Journal of Market‑Focused Management 2 (1998): 213–232.

John C. Narver, Stanley F. Slater, and Douglas L. MacLachlan «Total Market Orientation, Business Performance and Innovation», Working Paper Series, Journal of Marketing Science Institute, Report No. 00–116, 2000, pp. 1–20. См. также: Ken Matsuno and John T. Mentzer, «The Effects of Strategy Type on the Market Orientation‑Performance Relationship», Journal of Marketing (October 2000): 1–16.

Evert Gummesson, Total Relationship Marketing (Boston: Butterworth‑Heinemann, 1999); Regis McKenna, Relationship Marketing (Reading, MA: Addison‑Wesley, 1991); Martin Christopher, Adrian Payne, and David Ballantyne, Relationship Marketing: Bringing Quality, Customer Service, and Marketing Together (Oxford, U.K.: Butterworth‑Heinemann, 1991).

James C. Anderson, Hakan Hakansson, and Jan Johanson, «Dyadic Business Relationships within a Business Network Context», Journal of Marketing (October 15, 1994): 1–15.

Laura Mazur, «Personal Touch Is Now Crucial to Growing Profits», Marketing, November 27, 2003, p. 18.

Neil H. Borden, «The Concept of the Marketing Mix», Journal of Advertising Research 4 (June): 2–7. Еще одна схема приведена в: George S. Day, «The Capabilities of Market‑Driven Organizations», Journal of Marketing 58, no. 4 (October 1994): 37–52.

E. Jerome McCarthy, Basic Marketing: A Managerial Approach, 12th ed. (Homewood, IL: Irwin, 1996). Стоит также отметить две альтернативные классификации. А. Фрей предложил делить все переменные маркетинговых решений по двум факторам: предложению (товар, упаковка, торговая марка, цена и сервис) и методам и инструментам (каналы распределения, личная продажа, реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью). См. Albert W. Frey, Advertising, 3rd ed.(New York: Ronald Press, 1961), p. 30. У. Лэзер и Ю. Келли предложили трехфакторную классификацию: комплекс товаров и услуг, комплекс распределения и комплекс коммуникации. См. William Lazer and Eugene L. Kelly, Managerial Marketing: Perspectives and Viewpoints, rev. ed. (Homewood, IL: Irwin, 1962), p. 413.

Robert Lauterborn, «New Marketing Litany: 4P’s Passе′; C‑Words Take Over», Advertising Age, October 1, 1990, p. 26.

«McDonald’s Corp.’s Poultry Suppliers in the United States and Europe Have Ceased Using Human Antibiotics as Growth Promoters in Chickens, the Company Said», Nation’s Restaurant News Daily NewsFax, January 14, 2005, p. 1; William Greider, «Victory at McDonald’s», The Nation, August 18, 2003.

Hamish Pringle and Marjorie Thompson, Brand Soul: How Cause‑Related Marketing Builds Brands (New York: John Wiley & Sons, 1999); Richard Earle, The Art of Cause Marketing (Lincolnwood, IL: NTC, 2000).

Из личной беседы с Г. Карпентером.

Stanley C. Plog, «Starbucks: More Than a Cup of Coffee», Cornell Hotel & Restaurant Administration Quarterly, May 2005, pp. 284+; Bruce Finley, «Starbucks Executive Reflects on Corporate Social Responsibility», Denver Post, April 12, 2002, (www.denverpost.com); Howard Schultz, Pour Your Heart Into It (New York: Hyperion, 1997).

H. Hammonds, «Michael Porter’s Big Ideas», Fast Company, March 2001, pp. 150–154.

Michael E. Porter, Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance (New York: Free Press, 1985).

См.: Robert Hiebeler, Thomas B. Kelly, and Charles Ketteman, Best Practices: Building Your Business with Customer‑Focused Solutions (New York: Simon and Schuster, 1998).

См.: Michael Hammer and James Champy, Reengineering the Corporation (New York: Harper Business, 1993).

Myron Magnet, «The New Golden Rule of Business», Fortune, November 28, 1994, pp. 60–64.

C. K. Prahalad and Gary Hamel, «The Core Competence of the Corporation», Harvard Business Review (May–June 1990): 79–91.

Pew Internet and American Life Project Survey, November–December 2000.

См. Peter Drucker, Management: Tasks, Responsibilities and Practices (New York: Harper & Row, 1973), ch. 7.

См. «The Hollow Corporation», BusinessWeek, March 3, 1986, pp. 57–59. См. также William H. Davidow and Michael S. Malone, The Virtual Corporation (New York: HarperBusiness, 1992).

Подробное обсуждение этого вопроса приведено в работе Laura Nash, «Mission statements – Mirrors and Windows», Harvard Business Review (March–April 1988), pp. 155–156.

Derek Abell, Defining the Business: The Starting Point of Strategic Planning (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1980), ch. 3.

Theodore Levitt, «Marketing Myopia», Harvard Business Review (July–August 1960): 45–56.

Tilman Kemmler, Monika Kubikova′, Robert Musslewhite and Rodney Prezeau, «E‑Performance II – The Good, the Bad and the Merely Average», эксклюзивный материал для mckinseyquarterly.com, 2001.

Размер матрицы может быть увеличен до девяти ячеек, если добавить в нее модифицированные товары и модифицированные рынки.

«Business: Microsoft’s Contradiction», The Economist, January 31, 1998, pp. 65–67; Andrew J. Glass, «Microsoft Pushes Forward, Playing to Win the Market», Atlanta Constitution, June 24, 1998, p. D12; Ron Chernow, «The Burden of Being a Misunderstood Monopolist», BusinessWeek, November 22, 1999, p. 42.

E. Jerome McCarthy, Basic Marketing: A Managerial Approach, 12th ed. (Homewood, IL: Irwin, 1996).

Paul J. H. Shoemaker, «Scenario Planning: A Tool for Strategic Thinking», Sloan Management Review (Winter 1995): 25–40.

В англоязычной аббревиатуре SWOT перечислены сокращения обследуемых параметров внешней и внутренней среды компании: Strengths – сила; Weaknesses – слабость; Opportunities – возможности; Threats – угрозы.

Philip Kotler, Kotler on Marketing (New York: Free Press, 1999).

См. Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors (New York: Free Press, 1980), ch. 2.

Michael E. Porter, «What Is Strategy?» Harvard Business Review (November–December 1996), pp. 61–78.

О стратегических альянсах вы можете прочесть в: Peter Lorange and Johan Roos, Strategic Alliances: Formation, Implementation and Evolution (Cambridge, MA: Blackwell, 1992); Jordan D. Lewis, Partnerships for Profit: Structuring and Managing Strategic Alliances (New York: The Free Press, 1990); John R. Harbinson and Peter Pekar Jr., Smart Alliances: A Practical Guide to Repeatable Success (San Francisco: Jossey‑Bass, 1998); Harvard Business Review on Strategic Alliances (Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 2002).

См. Robin Cooper and Robert S. Kaplan, «Profit Priorities from Activity‑Based Costing», Harvard Business Review (May–June 1991): 130–35.

См. Thomas J. Peters and Robert H. Waterman, Jr., In Search of Excellence: Lessons from America’s Best‑Run Companies (New York: Harper &Row, 1982) pp. 9–12. Этой же схемой пользуется в: Richard Tanner Pascale and Anthony G. Athos, The Art of Japanese Management: Applications for American Executives (New York: Simon & Schuster, 1981).

См. Terrence E. Deal and Allan A. Kennedy, Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life (Reading, MA: Addison‑Wesley, 1982); «Corporate Culture», BusinessWeek, October 27, 1980, pp. 148–160; Stanley M. Davis, Managing Corporate Culture (Cambridge, MA: Ballinger, 1984); and John P. Kotter and James L. Heskett, Corporate Culture and Performance (New York: The Free Press, 1992).

Marian Burk Wood, The Marketing Plan Handbook, 2d ed. (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2005).

Donald R. Lehmann and Russell S. Winter, Product Management, 3d ed. (Boston: McGraw‑Hill/Irwin, 2001).

John McManus, «Stumbling into Intelligence», American Demographics (April 2004): 22–25.

John Gaffney, «The Buzz Must Go On», Business 2.0, February 2002, pp. 49–50.

Tim Ambler, Marketing and the Bottom Line: The New Metrics of Corporate Wealth (London: FT Prentice Hall, 2000).

Bob Donath, «Employ Marketing Metrics with a Track Record», Marketing News, September 15, 2003, p. 12.

Kusum L. Ailawadi, Donald R. Lehmann, and Scott A. Neslin, «Revenue Premium as an Outcome Measure of Brand Equity», Journal of Marketing 67 (October 2003): 1–17.

Fred Vogelstein, «Mighty Amazon», Fortune, May 26, 2003, pp. 60–74.

Robert S. Kaplan and David P. Norton, The Balanced Scorecard (Boston: Harvard Business School Press, 1996).

Как вариант, компании могут сосредоточиваться на факторах, оказывающих воздействие на их акционерную стоимость. Цель маркетингового планирования – увеличение акционерной стоимости, которая представляет собой текущую стоимость доходов будущих периодов, созданных за счет деятельности компании в текущем периоде. В анализе рентабельности обычно рассматриваются результаты только за один год. См. Alfred Rapport, Creating Shareholder Value, rev. ed. (New York: The Free Press, 1997).

Для дополнительного изучения темы финансового анализа см. Peter L. Mullins Measuring Customer and Product Line Profitability (Washington DC: Distribution Research and Education Foundation, 1984)

Robin Cooper and Robert S. Kaplan, «Profit Priorities from Activity‑Based Costing», Harvard Business Review (May‑June 1991): 130–135.

Jack Neff, «P&G, Clorox Rediscover Modeling», Advertising Age, March 29, 2004, p. 10.

«Sony Says PSP Sells More Than a Half Million Units in Its First 2 Days», Wireless News, April 10, 2005, www.10meters.com; Nick Wingfield, «Games for Grown‑Ups», Wall Street Journal, March 17, 2005, pp. B1+; John Teresko, «ASIA: Yesterday’s Fast Followers Today’s Global Leaders», Industry Week, February 2004, pp. 22–28; Gregory Solman, «Sony’s Got Game on Movie, TV Screens», Adweek, November 26, 2003, p. NA.

«Real‑World RFID», Information Week, May 25, 2005, www.informationweek.com.

Mara Der Hovanesian, «Wells Fargo», BusinessWeek, November 24, 2004, p. 96.

Emily Sweeney, «Karmaloop Shapes Urban Fashion by Spotting Trends Where They Start», Boston Globe, July 8, 2004, p. D3.

См. «In‑Flight Dogfight», Business 2.0, January 9, 2001, pp. 84–91; John Blau, «In‑Flight Internet Service Ready for Takeoff», IDG News Service, June 14, 2002; «Boeing In‑Flight Internet Plan Goes Airborne», Associated Press, April 18, 2004.

Bruce Nussbaum, «The Power of Design», Business Week, May 17, 2004, pp. 86–94.

Elizabeth Roger D. Blackwell, James S. Hensel, Michael B. Phillips, and Brian Sternthal, Laboratory Equipment for Marketing Research (Dubuque, IA: Kendall/Hunt, 1970); and Wally Wood, «The Race to Replace Memory», Marketing and Media Decisions, July 1986, pp. 166–67. См. также: Gerald Zaltman, «Rethinking Market Research: Putting People Back In», Journal of Marketing Research 34, no. 4 (November 1997): 424–37; Andy Raskin, «A Face Any Business Can Trust», Business 2.0 (December 2003): pp. 58–60; и Louise Witt, «Inside Intent», American Demographics (March 2004): 34–39.

Witt, «Inside Intent», pp. 34–39.

См. Kevin J. Clancy and Peter C. Krieg, Counterintuitive Marketing: How Great Results Come from Uncommon Sens e (New York: The Free Press, 2000).

Barbara Thau, «Target Has Home, Expansion in Its Sights», HFN, May 23, 2005, p. 4; Janet Moore and Ann Merrill, «Target Market», Minneapolis‑St. Paul Star Tribune, July 27, 2001; «Hitting the Bulls‑Eye: Target Sets Its Sights on East Coast Expansion», Newsweek, October 11, 1999.

Более детальное обсуждение можно найти в работе: Gary L. Lilien, Philip Kotler, and K. Sridhar Moorthy, Marketing Models (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1992).

См. https://www.naics.com, https://www.census.gov/epcd/naics02.

Gerald Celente, Trend Tracking (New York: Warner Books, 1991).

Donald G. McNeil Jr., «Demographic “Bomb” May Only Go “Pop”!» New York Times, August 29, 2004, sec. 4, p. 1; «World Population Profile: 1998 – Highlights», U.S. Census Bureau, March 18, 1999, www.census.gov.ipc/www/wp98001.html.

Kathy Chen, «China Sees Growth in Toy Market», Wall Street Journal, December 2, 2003, p. B4; Sally D. Goll, «Marketing: China’s (Only) Children Get the Royal Treatment», Wall Street Journal, February 8, 1995, p. B1.

Sebastian Moffett, «Senior Moment: Fast Aging Japan Keeps Its Elders on the Job Longer», Wall Street Journal, June 15, 2005, pp. A1+.

«Futher Along the X‑Axis», American Demographics, May 2004, pp. 21–24.

John Rodwan Jr., «Seeking Growth: Convenience Store Volume Increases to 12 Percent», National Petroleum News, May 2005, p. 19; «Top‑10 U.S. Soft Drink Companies and Brands for 2000», Beverage Digest, February 15, 2001.

Brian Grow, «Hispanic Nation», Business Week, March 15, 2004, pp. 58–70.

Laura Koss‑Feder, «Out and About», Marketing News, May 25, 1998, pp. 1, 20.

«Rural Population and Migration: Overview», Economic Research Service, U.S. Department of Agriculture.

Christopher Reynolds, «Magnetic South», Forecast, September 2003, p. 6.

David Leonh


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: