Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности (вспомним «вечное повторение» античных мыслителей), но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Смысл истории — нравственный прогресс. Августин развивает знаменитое учение о двух градах — «Граде Божьем» и «Граде земном».
Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная Церковь. Град земной, или Град диавола, — это люди, живущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые порочной волей. Град диавола не совпадает с земным человеческим обществом — не все люди и не всегда подчиняются порочным страстям, хотя в большинстве случаев именно это имеет место. Однако два града. неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обнаружить ту границу, которая их разделяет. Это связано, в частности, и с тем, что Град Божий, или Истинная Церковь, не тождествен церкви земной как земному институту и земной организации. В этой церкви немало людей, столь же далеких от стяжания благодати, сколь и неведающие о ней язычники. Да и самой церкви как институту свойственно ошибаться. Тем не менее Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, ее трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совершенствования человечества. Этот процесс осуществляется неуклонно, несмотря на все изгибы и причудливые повороты истории.
|
|
Главную роль в земной жизни играет государство, немыслимое без государственной власти и насилия. Государство, по Августину,
возникает вследствие соглашения людей, объединившихся для определенных целей. Абсолютно справедливое государство заведомо неосуществимо, поскольку невозможно достичь идеальной организации в пределах земных институтов и посредством ограниченных человеческих сил. Государство может быть улучшаемо постепенно, но никогда в пределах земной истории не станет совершенным. Оно всегда будет ареной борьбы между силами добра и силами зла, так же, как и сердца людей. Таким образом, вся история предстает как драматическое противоборство двух градов, едва различимое за неупорядоченностью общественной жизни. В своей обнаженности эта борьба предстанет и разрешится за пределами человеческой истории. Августин -сторонник христианской эсхатологии, учения о конце истории. Именно там, за пределами истории и земного мира вообще, в ином измерении люди обретут состояние «невозможности грешить».
|
|
Значение Августина для последующего философского и культурного развития велико. Оно обусловлено прежде всего тем, что он «создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение»1. Не избежал такого влияния и Фома Аквинский, — по свидетельству многих исследователей, — «единственный мощный конкурент Августина на пространстве тысячелетия». Успеху трудов Августина содействовали не только глубина и универсальность учения, что не нуждается в доказательствах, но и ряд благоприятных обстоятельств. Наследие Августина удалось сохранить вопреки многим чрезвычайным обстоятельствам, каковые не редкость в истории. Многие поколения ученых читали, изучали, переписывали его труды. Немаловажно и то, что, будучи церковным человеком и монахом (Августин был основателем и настоятелем монастыря), автор обращает свои труды к широкому кругу читателей, не ограничивая его монастырскими стенами. Этим произведения Августина отличаются от произведений восточных Отцов, многие из которых (особенно касающиеся духовной жизни личности) написаны в виде наставлений, адресованных монахам. Труды Августина оказались в выигрышном положении, поскольку не всем и не сразу стало ясно, что монашеское «умное делание» имеет прямое отношение к духовной жизни любого человека. Между тем сходство многих идей Августина с идеями восточной патристики вполне очевидно.
1 Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 45.
П-781
ЛИТЕРАТУРА
Библия. Ветхий и Новый Завет.
Молитвослов. Международный издательский центр православной литературы.
Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Париж, 1964; М., 1991.
Преподобного Отца нашего Иоанна Лествичника «Лествица». Издание Псковско-Печерского монастыря, 1994.
Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, твор-чество/уТворения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993.
Столяров А. А. Августин. Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
Флоровский Т.Е. Восточные Отцы III-IV веков. Париж. 1933.; М., 1992. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V—VIII веков. Париж. 1933.; М., 1992.