Смысл истории

Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности (вспом­ним «вечное повторение» античных мыслителей), но в поступатель­ном движении к максимальному нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут со­стояние «невозможности грешить». Смысл истории — нравственный прогресс. Августин развивает знаменитое учение о двух градах — «Гра­де Божьем» и «Граде земном».

Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная Церковь. Град земной, или Град диавола, — это люди, жи­вущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые по­рочной волей. Град диавола не совпадает с земным человеческим об­ществом — не все люди и не всегда подчиняются порочным страстям, хотя в большинстве случаев именно это имеет место. Однако два града. неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обна­ружить ту границу, которая их разделяет. Это связано, в частности, и с тем, что Град Божий, или Истинная Церковь, не тождествен церк­ви земной как земному институту и земной организации. В этой церк­ви немало людей, столь же далеких от стяжания благодати, сколь и неведающие о ней язычники. Да и самой церкви как институту свой­ственно ошибаться. Тем не менее Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, ее трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совершенствования человечества. Этот процесс осуще­ствляется неуклонно, несмотря на все изгибы и причудливые поворо­ты истории.

Главную роль в земной жизни играет государство, немыслимое без государственной власти и насилия. Государство, по Августину,



возникает вследствие соглашения людей, объединившихся для опре­деленных целей. Абсолютно справедливое государство заведомо нео­существимо, поскольку невозможно достичь идеальной организации в пределах земных институтов и посредством ограниченных челове­ческих сил. Государство может быть улучшаемо постепенно, но ни­когда в пределах земной истории не станет совершенным. Оно всегда будет ареной борьбы между силами добра и силами зла, так же, как и сердца людей. Таким образом, вся история предстает как драматичес­кое противоборство двух градов, едва различимое за неупорядоченно­стью общественной жизни. В своей обнаженности эта борьба предста­нет и разрешится за пределами человеческой истории. Августин -сторонник христианской эсхатологии, учения о конце истории. Имен­но там, за пределами истории и земного мира вообще, в ином изме­рении люди обретут состояние «невозможности грешить».

Значение Августина для последующего философского и культур­ного развития велико. Оно обусловлено прежде всего тем, что он «со­здал целостную и завершенную картину мироздания, картину до та­кой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним ве­ков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение»1. Не избежал такого влияния и Фома Аквинский, — по свидетельству многих исследователей, — «един­ственный мощный конкурент Августина на пространстве тысячеле­тия». Успеху трудов Августина содействовали не только глубина и уни­версальность учения, что не нуждается в доказательствах, но и ряд благоприятных обстоятельств. Наследие Августина удалось сохранить вопреки многим чрезвычайным обстоятельствам, каковые не редкость в истории. Многие поколения ученых читали, изучали, переписывали его труды. Немаловажно и то, что, будучи церковным человеком и монахом (Августин был основателем и настоятелем монастыря), ав­тор обращает свои труды к широкому кругу читателей, не ограничи­вая его монастырскими стенами. Этим произведения Августина отли­чаются от произведений восточных Отцов, многие из которых (осо­бенно касающиеся духовной жизни личности) написаны в виде наставлений, адресованных монахам. Труды Августина оказались в вы­игрышном положении, поскольку не всем и не сразу стало ясно, что монашеское «умное делание» имеет прямое отношение к духовной жизни любого человека. Между тем сходство многих идей Августина с идеями восточной патристики вполне очевидно.

1 Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 45.

П-781


ЛИТЕРАТУРА

Библия. Ветхий и Новый Завет.

Молитвослов. Международный издательский центр православной ли­тературы.

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Па­риж, 1964; М., 1991.

Преподобного Отца нашего Иоанна Лествичника «Лествица». Изда­ние Псковско-Печерского монастыря, 1994.

Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, твор-чество/уТворения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993.

Столяров А. А. Августин. Жизнь. Учение//Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Флоровский Т.Е. Восточные Отцы III-IV веков. Париж. 1933.; М., 1992. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V—VIII веков. Париж. 1933.; М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: