Схоластика и «христианское завоевание мира»

Дух эпохи средневековья отмечен контрастностью двух миров -«Града земного» и «Града Божьего». Учение Августина о двух градах приобрело широкую известность. Оно во многом определяло духов­ный климат схоластики. Это учение, отличавшееся возвышенным ха­рактером, было пессимистичным по отношению к земной жизни и земной истории. На земле неустранимо царствуют силы смерти, лжи и лицемерия, поэтому спасение души мыслится здесь исключительно через духовное приобщение к возвышенному «Граду Божьему». Авгу-стиновское противопоставление двух миров прочно вошло в саму ткань христианского мировоззрения. Однако с XII в. наряду с ним возникла новая концепция истории, отправлявшаяся от идеи троичности. Она знаменовала переход от традиционной идеи Августина «бегства от мира» к идее «христианского завоевания мира».

Популярности этой идеи способствовал переход церкви к актив­ной деятельности в миру. Важным рубежом в политической активиза­ции церкви стали реформы папы Григория VII (XI в.). Им была офи­циально заявлена претензия папства быть выше светской власти. На время Григория VII приходится подготовка крестовых походов, неви­данный ранее факт отлучения императора от церкви, официальное разделение церквей (1054) на римско-католическую и православную (греко-кафолическую). Усиление влияния церкви на политические дела повлекло за собой ее обмирщение. Церковь оказалась втянутой в по­литические распри и интриги, что препятствовало решению собственно религиозных проблем. Реакцией на сложившееся положение и стала тринитарная концепция истории, выдвинутая итальянским аббатом Джоакино да Фьоре (1130-1202).

Согласно этой концепции, история делится на три эпохи: эпоху Отца, эпоху Сына и эпоху Духа Святого. В первую эпоху христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому следует только подчиняться. Во вторую — в виде Откровения, предпо­лагающего взаимную любовь Бога и человека. Наконец, следует ожи­дать наступления третьей эпохи — эпохи Святого Духа, когда начнет­ся прямое действие божественного в земной истории. Новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения людей от страстей и пороков. Тринитарная концепция истории выра­жала тягу к обновлению, освобождению от гнета властных институ­тов и экономического угнетения. Через нее в схоластику вошла соци­альная тема. Вопросам справедливого социального устройства сужде­но было занять важное место во всей последующей философии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: