Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

А) Вступительные замечания




§ 95. Содержательная, или «внутренняя», сторона слова представляет собой

явление сложное, многогранное. В содержании слова, и прежде всего слова

знаменательного, следует различать два момента. О них хорошо говорит крупнейший

русский языковед XIX в. Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891): «..слово

заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и

вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых

грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне

с содержанием многих других»1 .

Заключенное в знаменательном слове указание на те или иные «общие разряды», т.

е. на определенные грамматические категории, называется грамматическим значением

(данного слова или его отдельной формы). Так, в слове теплая (в данной словоформе)

грамматическим значением является указание на род (женский), число (единственное),

падеж (именительный), а также (в любой словоформе — теплый, теплая, теплого и т. д.)

на грамматический класс слов, т. е. часть речи (прилагательное). Грамматическими зна-ч

ениями занимается грамматика.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. 3-е изд. М., 1958. Т. 1—2. С. 35 (1-е издание вышло

в 1874 г.).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключенное же в слове указание на «известное содержание, свойственное только

ему одному», т. е. только данному слову в отличие от всех других слов, называется

лексическим значением. Лексическое значение, как правило, остается одним и тем же во

всех грамматических формах слова, в том числе и аналитических. Таким образом, оно

принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом. Лексическое значение

слова теплый — это то значение, которым это слово отличается от всех других слов

русского языка, прежде всего от соотносительных по смыслу (т. е. от холодный, горячий,

прохладный, тепловатый), а далее и от всех остальных (кислый, желтый, высокий,

передний, восьмой, человек, гора, бежать, вприкуску и т. д.). Лексикология и лексическая

семасиология как раз и занимаются исследованием лексического значения,

индивидуально присущего каждому знаменательному слову.

Что касается служебных слов, то вопрос о их лексическом значении не имеет

однозначного решения в науке. Ясно только, что они функционируют в предложении как

выразители тех или иных грамматических значений отдельных слов и тех или иных




смысловых и формальных связей между словами и что, таким образом, грамматическое

значение является в их содержании ведущим, если вообще не единственным.

§ 96.Важнейшую часть лексического значения,. его, так сказать, ядро составляет у

большинства знаменательных слов мыслительное отображение того или иного явления

действительности, предмета (или класса предметов) в широком смысле (включая

действия, свойства, отношения и т. д.). Обозначаемый словом предмет называют

денотатом, или референтом 1 , а отображение денотата (класса денотатов) —

концептуальным значением слова, или десигнатом 2 . Кроме ядра в состав лексического

значения входят так называемые коннотации, или созначения 3 — эмоциональные,

экспрессивные, стилистические «добавки» к основному значению, придающие слову

особую окраску. В каждом языке есть и такие знаменательные слова, для которых не

дополнительным, а основным значением является выражение тех или иных эмоций (на-пример, междометия вроде ого! тьфу! или брр!) или же передача команд — побуждений к

определенным действиям (стоп! прочь! брысь! на! в смысле 'возьми' и т. п.).

В лексическом значении слова выделяются три стороны, или грани: 1) отношение

к денотату — это так называемая предметная отнесенность слова; 2) отношение к

категориям логики, и прежде всего к понятию,— понятийная отнесенность; 3) отношение

к концептуальным и коннотативным значениям других слов в рамках соответствующей

лексической системы — этот аспект значения иногда называют значимостью (фр. valeur).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Денотат—от лат. denotatum "отмеченное, обозначенное'; референт—от англ. to refer 'отсылать, иметь

отношение', т. е. 'то, с чем соотносится, на что указывает слово'.

2 Концептуальный — от лат. conceptus 'представление о чем-либо, понятие'. Десигнат — от лат.

designдtum 'обозначенное посредством знака'.

3 Коннотация (от лат. con 'вместе с' и notдlio 'обозначение') — букв. 'обозначение чего-либо совместно с

чем-то другим, попутно', т. е. 'добавочное, сопутствующее значение'.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------





Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 270; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10708 - | 8041 - или читать все...

Читайте также:

 

35.168.111.191 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.