Г. Гегель, несомненно, является продолжателем традиций европейского рационализма. Однако рационализм его философии существенно отличен от того, как он представлен предшественниками, начиная с Р. Декарта и кончая И. Кантом. Г. Гегель разделяет убеждение в разумности, рациональности всего существующего. Однако разум настолько «хитер», что прячет себя за неразумностью, скрывает себя на такой глубине, добраться до которой можно, лишь употребив все силы души, прежде всего интеллектуальные. Г. Гегель неоднократно говорит о «хитрости диалектического разума», подчеркивая сложность и противоречивость жизни. Жизнь разумна только в своей глубинной основе. Она может быть пронята, охвачена мыслью, но для этого мысль должна иметь мужество пройти длинный и извилистый путь. В конце этого пути и с учетом всех пройденных этапов откроется Истина: «Истина не есть голый результат, а результат, взятый вместе с путем к нему». Истина как итог является одновременно преодолением («снятием», по гегелевской терминологии) противоположности субъекта и объекта. В этом пункте Г. Гегель стремится решить проблему, поставленную И. Кантом, в связи с научной непознаваемостью вещи самой по себе: как мы помним, по И. Канту, вещи как таковые, в их числе Бог, душа, свобода и мир в целом, непознаваемы средствами науки.
|
|
Г. Гегель осознает, что тезис о научной непознаваемости вещей самих по себе возникает у И. Канта не случайно. Он естественно вытекает из двух предпосылок, которые кенигсбергский мыслитель принимает как очевидное. Во-первых, это невозможность преодоления разделения между субъектом и объектом. И. Кант не допускает их взаимного перехода, не допускает возможности их слияния, т.е. фактически уничтожения взаимной противопоставленности. Поэтому у него и получается, что в объекте всегда остается то, что для субъекта недоступно, непознаваемо. Во-вторых, за образец «науки» И. Кант принимает теоретическое естествознание. Для последнего же, действительно, противоположность субъекта и объекта непреодолима. Ученый-естественник вынужден мысленно выносить себя за скобки изучаемой реальности; он рисует картину мира, находясь за рамками картины и словно наблюдая ее извне. Однако образ мира ускользает от него, будучи бесконечно многообразным и изменчивым. Отсюда наука, подобная естествознанию, ограничивается условно-формальными знаниями; полнота реальности, жизнь предмета для нее недоступны. Субъект и объект остаются взаимно чуждыми. Г. Гегель стремится преодолеть отчуждение субъекта от объекта и соответственно объекта от субъекта.
|
|
В стремлении Г. Гегеля найти тождество между субъектом и объектом нельзя не усмотреть озабоченности мыслителя отрицательными последствиями рационализма, абсолютизирующего противопоставленность человека и мира в рамках субъектно-объектного отношения. В некоторой степени Г. Гегель делает «шаг к Востоку», видя в сложившемся на Западе способе мышления внутреннюю раздвоенность духа. Он стремится понять происходящее с миром как происходящее с самим человеком. Однако он понимает, что в рамках научного познания сделать это невозможно. Это можно сделать, выработав особый тип знания, особую науку, «Науку» с большой буквы. Такой Наукой и призвана стать гегелевская философия. Для такой Науки не будет уже никаких пределов, ничто не останется для нее закрытым, непроницаемым. Но Наука должна принципиально отличаться от известных наук по своим методам и подходу к реальности.
Вообще говоря, кантовский тезис о непознаваемости вещей самих по себе может не быть истолкован как ограничивающий возможности человеческого познания. У И. Канта речь идет об ограниченности возможностей науки, притом науки, построенной по типу классического естествознания. По меньшей мере, главные из «вещей самих по себе» — Бог, душа и свобода, будучи недоступны науке, открываются человеку на иных путях. Эти пути сверхнаучны, сверхрациональны. Однако Г. Гегеля не устраивает такая трактовка. В ограничении возможностей науки он видит ограничение возможностей человека и его способности познания. Именно поэтому он идет по пути расширительного понимания науки. Гегелевская Наука (его собственная философия) существенно отлична от того ее понимания, которое было характерно для И. Канта и его предшественников. Единственное, что ее объединяет с наукой, построенной по типу математического естествознания, — субъектно-объектный характер. Способ же взаимодействия объекта и субъекта в гегелевской философии весьма своеобразен.
Г. Гегель рассуждает следующим образом. Сознание, живущее в предмете, если оно погружено в предмет самозабвенно, есть уже царство предмета. Самозабвенное сознание интуитивно сливается с мыслимым предметом. Такое сознание остается самим собой, т.е. сознанием, но есть уже не сознание конечного индивида со всеми его несовершенствами. Оно как бы забыло о себе, о своей ограниченности. На уровне спекулятивного мышления происходит освобождение «от себя», от случайно-личного. Однако это не смерть сознания, а именно слияние его с предметом. Предмет как бы вливается в стихию освобожденного от дурной субъективности сознания. Это своеобразное перевоплощение сознания, подобное перевоплощению актера в изображаемого героя. Так и человек, познающий нечто, должен без принуждения поставить себя на место познаваемого, слиться с ним, зажить его жизнью. Это и будет устанавливаемым в процессе познания тождеством субъекта и объекта. Субъект и объект предстанут не внешними друг к другу, а
взаимопроникающими, живущими жизнью друг друга. Субъект, принимая в себя то, что было ранее внешним, относится к нему с этого момента как к своему, т.е. как к живому, предельно реальному. Такое отношение предполагает не холодно-отстраненный взгляд («абстрактный», или «формальный», по гегелевской терминологии), а теплый, заинтересованный, сочувственный. В пределах этого отношения действует не просто мышление, а своеобразное «мышление-воображение», «мышление-интуиция». Однако оно остается мышлением — логически строгим (категориальным) и последовательным. Живя жизнью предмета, мышление движется вместе с предметом, переходя от одной категории к другой, которые одновременно оказываются этапами в развитии предмета. При каком условии становится возможным совпадение человеческого мышления и жизни, субъекта и объекта?
|
|
Г. Гегель тщательно продумал ответ на этот вопрос. Выясняется, что в самом объекте, в жизни, взятой вне человека, живет объективное мышление, действует разум. Разум составляет основу всего сущего: «разум есть субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие»1. Мысль есть принцип и сущность мира. В познании происходит «встреча» двух разумов, двух мышлений — объективного и бессознательного с субъективно-человеческим и сознательным. Мысль есть ритм жизненного процесса, скрытая за хаосом неосмысленности закономерность. Абсолютного хаоса нет. В любом внешне неупорядоченном потоке событий и явлений можно усмотреть закономерность, ритмичность, открыть скрытый смысл. Иначе говоря, во всем есть своя логика. Но эта логика не субъективно-человеческая, а логика «вообще» — Логика с большой буквы. Однако последний тезис не означает, что буквально все, что мы наблюдаем, что дано нам в опыте, является разумным и, следовательно, может быть оправдано в равной мере. Разум «разлит» в мире, но это не значит, что все разумно.
В этой связи Г. Гегель различает четыре вида бытия. Наибольшей реальностью обладает то, в чем логика просвечивает вполне очевидно, т.е. это объективное мышление, или Логика сама по себе. Это первый вид бытия. На втором месте стоит то, в чем закономерность, т.е. разумность, можно рассмотреть при некотором усилии — это действительное. Далее могут быть события и явления, в которых доминируют остатки хаоса. Это третий вид бытия, или просто существующее, неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению и самоуничтожению. Наконец, то, что является всецело хаотичным, лишенным логики и ритма, но на самом деле не существует вовсе и является иллюзией, кажимостью.
С учетом четырех групп бытия становится понятным знаменитое гегелевское изречение (которое он сам, впрочем, связывает с Плато-
1 ГегельГ.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. С. 64.
|
|
ном): «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно»1. Его следует трактовать с учетом точного гегелевского (а не общепринятого) значения слова «действительное». Действительное — не все, что существует, а только его часть. Это та часть существующего, в которой можно усмотреть проявления закономерности, ритма. Помимо этого есть еще «просто существующее». Оно временно, не закономерно, подвержено саморазрушению и самоуничтожению. О нем нельзя сказать, что оно разумно. Так же нельзя сказать этого и о том, что является всецело хаотичным, и поэтому есть не более чем иллюзия, кажимость.