Термин «антропология» применяется Г. Гегелем в узком значении, как учение о «природном, или непосредственном духе»: «Первое, с чем имеет дело антропология, есть качественно определенная и своим природным определением привязанная душа. Сюда относятся, например, расовые различия»1. Антропология, по Г. Гегелю, изучает душевные свойства, порожденные природными факторами, такими, как особенности географии мест проживания, климат, расовые и этнические различия. Эти факторы определяют некоторую первичную основу духовного начала в человеке, они существенно влияют на характер людей. С учетом их влияния Г. Гегель, например, определяет отличительные черты национального характера итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев2. Понимаемая так, антропология близка к тому, что в наши дни принято называть «этнографией», «этнологией» (а иногда сохраняется прежнее название, принятое во времена Г. Гегеля, — «антропология»). Однако было бы ошибочным считать только эту часть учения Г. Гегеля учением о человеке: вся его философская система является в определенном смысле философской антропологией. Дело прежде всего в том, что он рассматривает человека как существо душевно-духовное. Душа — начальная стадия восхождения к духу — см. ранее.) Дух же, во всех его разнообразных проявлениях, является для Г. Гегеля основным предметом философии. Изучая дух, философия познает человека. Она превращается в самопознание человека. Характерна в этом смысле гегелевская трактовка древнего изречения, хорошо известного Сократу: «Познай самого себя — эта абсолютная заповедь не имеет значения только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значения познания того, что подлинно в человеке... — познания самой сущности как духа»3.
|
|
Таким образом, сущность человека, согласно Г. Гегелю, не сводится ни к природному, ни к чисто социальному началу. Он продолжает традицию, основанную еще Сократом. В составе человеческого
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 41.
2 Там же. С. 68-73.
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 6.
существования выделяется то, что можно назвать собственно человеческим. Собственно человеческое сверхприродно, поэтому позиция Г. Гегеля в вопросе о человеке может быть охарактеризована как супранатурализм. Сверхприродное в человеке — божественного происхождения. Философия Г. Гегеля стремится постигнуть смысл человеческой жизни. Она утверждает, что смысл человеческого бытия в свободе. Жизненный путь человека есть путь самоосвобождения духа. Сущность свободы в самоопределении. Человек должен пройти путь духовного самоопределения. Поэтому свобода есть творение человеком самого себя, своего духа. Это творение развивается во взаимодействии и противоборстве с внешним миром, который предстает как инобытие, первоначально чуждое и враждебное человеку.
|
|
Итак, смысл человеческой жизни в свободе и самоосвобождении. Этот смысл по своему существу не внешняя норма, он не предстоит человеку извне. Смысл человеческой жизни сокрыт в глубине человеческого духа, в качестве духовного начала, работающего над своим осуществлением. Это значит, что человеческий дух, даже когда не свободен, сохраняет силу освободить себя. Освободить свой дух и значит освободить себя. Человек живет не только для внешнего; все внешнее воспринимается им через внутреннюю жизнь души. В душе заключен дух, который по своей сути есть свобода. Человек живет для жизни духа и только благодаря этой жизни. Человек живет той силой, для которой он живет. Жизнь есть процесс самоосвобождения духа. Этот процесс имеет свои ступени, или этапы.
Первый этап связан с тем, что внутреннее наталкивается на что-то внешнее. Внешнее воспринимается как препятствие, как то, что ограничивает свободу. Внешнее ощущается как «другое» — инобытие. Инобытие имеет свою жесткость и непроницаемость. Оно ограничивает обнаружившую его внутреннюю силу. Однако выясняется, что в действительности инобытие совсем не чуждо внутреннему. Дух человека восходит ко второму этапу. Он осознает, что преодоление инобытия недостижимо на пути ослепленного отрицания, на пути его бесследного уничтожения. Освобождение мыслимо только следующим путем: инобытие должно быть принято и усвоено и затем должно быть разоблачено как мнимое инобытие. На втором этапе дух приемлет и усваивает инобытие. Инобытие становится частью духовного мира человека. Духовный мир не только обогащается за счет инобытия, но приобретает новую степень свободы. Это происходит потому, что инобытие осознается не как таковое, а как свое, как часть внутреннего. Оглядываясь «назад», на первый этап, дух убеждается, что чуждость внешнего заключалась в односторонней ориентации самого духа. Страх перед внешним был иллюзией духа. Это помогает перейти на третий, последний этап. Здесь инобытие осознается как мнимое инобытие. Включив инобытие в свой состав и освоив его, дух делает последний шаг — понимает, что чуждость внешнего была мнимой.
Устанавливается спекулятивное тождество субъекта (человеческого духа) и объекта (внешнего мира).
По данной схеме происходит освоение духом различных внешних предметов. Тем же путем душа приемлет свое тело, свои собственные бессознательные влечения, бытие других людей, общество, экономическую жизнь и т.д. В конечном итоге свобода и разум состоят в том, что я возвышаюсь до формы «Я»=«Я», что я все познаю как принадлежащее мне, как «Я», что каждый объект я постигаю как звено в системе того, что есть я сам, — коротко говоря, что в одном и том же сознании я имею и «Я», и мир, в мире снова нахожу себя и, наоборот, в моем сознании именно то, что есть, что имеет объективность», — пишет Г. Гегель1.
В этой ситуации объект побежден и «субъект получает полное основание сказать ему: «ты — это я, а я— это ты; или ты и я— одно и то же». Объект оказывается разоблаченным, а субъект — свободным от инобытия»2. Субъект приобретает полную власть над объектом, тем самым становится свободным. Свобода предполагает, следовательно, что субъект справился со своим содержанием, он осуществил присвоение и овладение, закончил разоблачение инобытия, проработал его и снял различие между ним и собою; он превратил инобытие в свой знак и отображение. Процесс самоосвобождения предстает как своеобразное углубление духа. Дух углубляется в объект и в то же время в себя. Углубление-духа в объект необходимо для того, чтобы осуществить истинное самоуглубление. Каждый этап, вводящий субъекта в объект, подвигает дело самоосвобождения субъекта. Таким образом, борьба с объектом необходима духу для его освобождения. Победа заключается в присвоении духом инобытия, в превращении его в свою часть. Дух обретает свободу, потому что может оперировать с бывшим инобытием легко и непринужденно, он познал инобытие, «снял» его чуждость.
|
|
Легко заметить, что процесс самоосвобождения духа, описанный Г. Гегелем, совпадает с тем, что происходит в глубине человеческого сознания, когда человек познает какой-либо предмет или овладевает навыками профессии. Действительно, вначале то, чем предстоит овладеть, предстает как нечто чуждое и пугающее. Но по мере того как знания и навыки совершенствуются, предмет становится все более «своим»; человек как бы «срастается» со знаниями и навыками как частью своей души. Наконец, человек осваивает свое дело и необходимые для него знания настолько, что чувствует себя в рамках профессии легко и непринужденно. О таком человеке принято говорить, что он «владеет профессией», «владеет предметом», «владеет ситуацией». Но у Г. Гегеля речь идет не только об овладении отдельным предметом, подлежащим изучению. Он полагает, что на том же пути
' Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 233. 2 Ильин И.А. Указ. соч. С. 262.
можно «овладеть» природой как таковой, миром, историей, экономической и политической жизнью общества и т.д.— всем без исключения и без существенного остатка. Некоторый остаток может сохраниться за пределами нашего разума, но он несуществен. Следовательно, разум человеческий имеет все перспективы стать господином мира. В господстве над миром видит Г. Гегель свободу человека; только с достижением господства связывает он самоосвобождение духа.
Процесс самоосвобождения духа трактуется Гегелем еще и как развитие сознания от преобладания субъективной стороны к объективной и далее, к абсолютной. В этом случае дух подразделяется на три разновидности, которые являются одновременно и этапами преодоления субъективности, и этапами восхождения к абсолютности. Гегель выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух.
|
|
Субъективный дух— такая стадия развития человеческой психики и сознания, на которой преобладающей являются индивидуальные стороны бытия, рассматриваемые изолированно от «большого» мира. Человеческий дух замкнут в себе, он страшится внешнего мира. В страхе он уходит в себя; говоря более точно, страх перед инобытием препятствует духу открыться навстречу миру. Однако такое положение в известном смысле нормально для первой фазы развития духа. Ее изучению посвящены соответствующие науки: антропология, феноменология и психология. Прорыв от субъективности к объективности происходит через практический дух. Практический дух — последняя фаза субъективности, открывающая путь к объективности. На этой фазе в дело вступает воля, реализующаяся в поступке. Поступок предполагает стимул для своего осуществления, т.е. интерес. «Поступок есть цель субъекта, а также его деятельность, осуществляющая эту цель только вследствие того, что субъект таким образом присутствует (даже) и в самом бескорыстном поступке, так как благодаря его интересу и существует вообще совершение поступков»1. Но для совершения поступка субъект нуждается в теории, ибо в противном случае поступок останется субъективным произволом. Ощущая потребность в теории, дух делает важный шаг навстречу свободе, поскольку «действительная свободная воля есть единство теоретического и практического духа»2.
Под объективным духом (второй стадией развития духа) Г. Гегель понимает такие формы сознания, которые не могут быть сведены к индивидуальным проявлениям, они общественны по природе. Это право, мораль и нравственность. В рамках нравственности он рассматривает также государство. Дух осваивает объективные формы для того, чтобы двигаться дальше. Он переходит на ступень абсолютного духа. Последний включает в себя искусство, религию Откровения (христианство) и философию. Освоением философии завершается путь духовного разви-
тия. Философия — вершина эволюции духа, поскольку именно в ней разум получает наибольшее развитие. В философии же происходит окончательная встреча индивидуального человеческого разума с «разумностью мира». Иначе говоря, через философию человек окончательно убеждается, что всюду в мире есть своя закономерность, доступная человеческому уму. Закономерно отнюдь не все и не всегда (в мире сохраняется несущественный, незакономерный, т.е. хаотический элемент), но мир закономерен в основе. Овладев философией, дух завершает путь своего духовного самоосвобождения, он свободен в абсолютном смысле. Под абсолютностью здесь понимается полное и глубокое овладение методом самоосвобождения. Этот метод и заключен в гегелевской философии. Овладев ее методом, человек способен объяснить любое явление (в том числе и не описанное в гегелевской философии) с позиции разумности. Философия Г. Гегеля должна научить усматривать закономерность мира: природы, общества, истории, человеческой жизни. По мысли Г. Гегеля, в этом и состоит свобода.