Философская антропология (учение о человеке)

Термин «антропология» применяется Г. Гегелем в узком значе­нии, как учение о «природном, или непосредственном духе»: «Пер­вое, с чем имеет дело антропология, есть качественно определенная и своим природным определением привязанная душа. Сюда относятся, например, расовые различия»1. Антропология, по Г. Гегелю, изучает душевные свойства, порожденные природными факторами, такими, как особенности географии мест проживания, климат, расовые и эт­нические различия. Эти факторы определяют некоторую первичную основу духовного начала в человеке, они существенно влияют на ха­рактер людей. С учетом их влияния Г. Гегель, например, определяет отличительные черты национального характера итальянцев, испан­цев, французов, англичан, немцев2. Понимаемая так, антропология близка к тому, что в наши дни принято называть «этнографией», «эт­нологией» (а иногда сохраняется прежнее название, принятое во вре­мена Г. Гегеля, — «антропология»). Однако было бы ошибочным счи­тать только эту часть учения Г. Гегеля учением о человеке: вся его философская система является в определенном смысле философской ан­тропологией. Дело прежде всего в том, что он рассматривает человека как существо душевно-духовное. Душа — начальная стадия восхожде­ния к духу — см. ранее.) Дух же, во всех его разнообразных проявле­ниях, является для Г. Гегеля основным предметом философии. Изучая дух, философия познает человека. Она превращается в самопознание человека. Характерна в этом смысле гегелевская трактовка древнего изречения, хорошо известного Сократу: «Познай самого себя — эта абсолютная заповедь не имеет значения только самопознания, направ­ленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значения познания того, что подлинно в челове­ке... — познания самой сущности как духа»3.

Таким образом, сущность человека, согласно Г. Гегелю, не сво­дится ни к природному, ни к чисто социальному началу. Он продол­жает традицию, основанную еще Сократом. В составе человеческого

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 41.

2 Там же. С. 68-73.

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 6.





существования выделяется то, что можно назвать собственно челове­ческим. Собственно человеческое сверхприродно, поэтому позиция Г. Гегеля в вопросе о человеке может быть охарактеризована как суп­ранатурализм. Сверхприродное в человеке — божественного проис­хождения. Философия Г. Гегеля стремится постигнуть смысл челове­ческой жизни. Она утверждает, что смысл человеческого бытия в сво­боде. Жизненный путь человека есть путь самоосвобождения духа. Сущность свободы в самоопределении. Человек должен пройти путь духовного самоопределения. Поэтому свобода есть творение челове­ком самого себя, своего духа. Это творение развивается во взаимодей­ствии и противоборстве с внешним миром, который предстает как инобытие, первоначально чуждое и враждебное человеку.

Итак, смысл человеческой жизни в свободе и самоосвобождении. Этот смысл по своему существу не внешняя норма, он не предстоит человеку извне. Смысл человеческой жизни сокрыт в глубине челове­ческого духа, в качестве духовного начала, работающего над своим осуществлением. Это значит, что человеческий дух, даже когда не свободен, сохраняет силу освободить себя. Освободить свой дух и зна­чит освободить себя. Человек живет не только для внешнего; все внеш­нее воспринимается им через внутреннюю жизнь души. В душе заклю­чен дух, который по своей сути есть свобода. Человек живет для жиз­ни духа и только благодаря этой жизни. Человек живет той силой, для которой он живет. Жизнь есть процесс самоосвобождения духа. Этот процесс имеет свои ступени, или этапы.

Первый этап связан с тем, что внутреннее наталкивается на что-то внешнее. Внешнее воспринимается как препятствие, как то, что ограничивает свободу. Внешнее ощущается как «другое» — инобытие. Инобытие имеет свою жесткость и непроницаемость. Оно ограничи­вает обнаружившую его внутреннюю силу. Однако выясняется, что в действительности инобытие совсем не чуждо внутреннему. Дух чело­века восходит ко второму этапу. Он осознает, что преодоление ино­бытия недостижимо на пути ослепленного отрицания, на пути его бесследного уничтожения. Освобождение мыслимо только следую­щим путем: инобытие должно быть принято и усвоено и затем долж­но быть разоблачено как мнимое инобытие. На втором этапе дух при­емлет и усваивает инобытие. Инобытие становится частью духовного мира человека. Духовный мир не только обогащается за счет инобы­тия, но приобретает новую степень свободы. Это происходит потому, что инобытие осознается не как таковое, а как свое, как часть внут­реннего. Оглядываясь «назад», на первый этап, дух убеждается, что чуждость внешнего заключалась в односторонней ориентации самого духа. Страх перед внешним был иллюзией духа. Это помогает перейти на третий, последний этап. Здесь инобытие осознается как мнимое инобытие. Включив инобытие в свой состав и освоив его, дух делает последний шаг — понимает, что чуждость внешнего была мнимой.


Устанавливается спекулятивное тождество субъекта (человеческого духа) и объекта (внешнего мира).

По данной схеме происходит освоение духом различных внешних предметов. Тем же путем душа приемлет свое тело, свои собственные бессознательные влечения, бытие других людей, общество, экономи­ческую жизнь и т.д. В конечном итоге свобода и разум состоят в том, что я возвышаюсь до формы «Я»=«Я», что я все познаю как принадле­жащее мне, как «Я», что каждый объект я постигаю как звено в сис­теме того, что есть я сам, — коротко говоря, что в одном и том же сознании я имею и «Я», и мир, в мире снова нахожу себя и, наобо­рот, в моем сознании именно то, что есть, что имеет объектив­ность», — пишет Г. Гегель1.

В этой ситуации объект побежден и «субъект получает полное осно­вание сказать ему: «ты — это я, а я— это ты; или ты и я— одно и то же». Объект оказывается разоблаченным, а субъект — свободным от инобы­тия»2. Субъект приобретает полную власть над объектом, тем самым ста­новится свободным. Свобода предполагает, следовательно, что субъект справился со своим содержанием, он осуществил присвоение и овладе­ние, закончил разоблачение инобытия, проработал его и снял разли­чие между ним и собою; он превратил инобытие в свой знак и отобра­жение. Процесс самоосвобождения предстает как своеобразное углубле­ние духа. Дух углубляется в объект и в то же время в себя. Углубление-духа в объект необходимо для того, чтобы осуществить истинное само­углубление. Каждый этап, вводящий субъекта в объект, подвигает дело самоосвобождения субъекта. Таким образом, борьба с объектом необ­ходима духу для его освобождения. Победа заключается в присвоении духом инобытия, в превращении его в свою часть. Дух обретает свободу, потому что может оперировать с бывшим инобытием легко и непри­нужденно, он познал инобытие, «снял» его чуждость.

Легко заметить, что процесс самоосвобождения духа, описанный Г. Гегелем, совпадает с тем, что происходит в глубине человеческого сознания, когда человек познает какой-либо предмет или овладевает навыками профессии. Действительно, вначале то, чем предстоит ов­ладеть, предстает как нечто чуждое и пугающее. Но по мере того как знания и навыки совершенствуются, предмет становится все более «своим»; человек как бы «срастается» со знаниями и навыками как частью своей души. Наконец, человек осваивает свое дело и необхо­димые для него знания настолько, что чувствует себя в рамках про­фессии легко и непринужденно. О таком человеке принято говорить, что он «владеет профессией», «владеет предметом», «владеет ситуа­цией». Но у Г. Гегеля речь идет не только об овладении отдельным предметом, подлежащим изучению. Он полагает, что на том же пути

 

' Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 233. 2 Ильин И.А. Указ. соч. С. 262.


можно «овладеть» природой как таковой, миром, историей, эконо­мической и политической жизнью общества и т.д.— всем без исклю­чения и без существенного остатка. Некоторый остаток может сохра­ниться за пределами нашего разума, но он несуществен. Следователь­но, разум человеческий имеет все перспективы стать господином мира. В господстве над миром видит Г. Гегель свободу человека; только с достижением господства связывает он самоосвобождение духа.

Процесс самоосвобождения духа трактуется Гегелем еще и как развитие сознания от преобладания субъективной стороны к объек­тивной и далее, к абсолютной. В этом случае дух подразделяется на три разновидности, которые являются одновременно и этапами преодо­ления субъективности, и этапами восхождения к абсолютности. Ге­гель выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный дух— такая стадия развития человеческой психики и сознания, на которой преобладающей являются индивидуальные стороны бытия, рассматриваемые изолированно от «большого» мира. Человеческий дух замкнут в себе, он страшится внешнего мира. В страхе он уходит в себя; говоря более точно, страх перед инобытием препят­ствует духу открыться навстречу миру. Однако такое положение в из­вестном смысле нормально для первой фазы развития духа. Ее изуче­нию посвящены соответствующие науки: антропология, феноменология и психология. Прорыв от субъективности к объективности происходит через практический дух. Практический дух — последняя фаза субъек­тивности, открывающая путь к объективности. На этой фазе в дело вступает воля, реализующаяся в поступке. Поступок предполагает сти­мул для своего осуществления, т.е. интерес. «Поступок есть цель субъек­та, а также его деятельность, осуществляющая эту цель только вслед­ствие того, что субъект таким образом присутствует (даже) и в самом бескорыстном поступке, так как благодаря его интересу и существует вообще совершение поступков»1. Но для совершения поступка субъект нуждается в теории, ибо в противном случае поступок останется субъективным произволом. Ощущая потребность в теории, дух делает важный шаг навстречу свободе, поскольку «действительная свобод­ная воля есть единство теоретического и практического духа»2.

Под объективным духом (второй стадией развития духа) Г. Гегель понимает такие формы сознания, которые не могут быть сведены к индивидуальным проявлениям, они общественны по природе. Это право, мораль и нравственность. В рамках нравственности он рассматривает также государство. Дух осваивает объективные формы для того, чтобы двигаться дальше. Он переходит на ступень абсолютного духа. После­дний включает в себя искусство, религию Откровения (христианство) и философию. Освоением философии завершается путь духовного разви-


тия. Философия — вершина эволюции духа, поскольку именно в ней разум получает наибольшее развитие. В философии же происходит окон­чательная встреча индивидуального человеческого разума с «разум­ностью мира». Иначе говоря, через философию человек окончательно убеждается, что всюду в мире есть своя закономерность, доступная человеческому уму. Закономерно отнюдь не все и не всегда (в мире сохраняется несущественный, незакономерный, т.е. хаотический эле­мент), но мир закономерен в основе. Овладев философией, дух завер­шает путь своего духовного самоосвобождения, он свободен в абсо­лютном смысле. Под абсолютностью здесь понимается полное и глу­бокое овладение методом самоосвобождения. Этот метод и заключен в гегелевской философии. Овладев ее методом, человек способен объяс­нить любое явление (в том числе и не описанное в гегелевской фило­софии) с позиции разумности. Философия Г. Гегеля должна научить усматривать закономерность мира: природы, общества, истории, че­ловеческой жизни. По мысли Г. Гегеля, в этом и состоит свобода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: