Когда-то под моим руководством работал человек, который должен был приходить на работу в 8.30, а вместо этого каждый день появлялся в офисе в 11.00. Во всех остальных отношениях он был прекрасным работником и готов был оставаться на работе как угодно поздно, если надо было закончить дело. Через некоторое время я привык к тому, что он приходит к 11.00; его поведение постепенно изменило мои ожидания. Гарри Трумэн исполнял роль президента с неожиданным рвением, чего нельзя сказать о Дуайте Эйзенхауэре. Каждый из них «приспособил» роль к особенностям своей личности и жизненной философии. Точно так же поведение участника переговоров влияет на ожидания организаторов переговоров.
Лучше всего можно оценить отношения между сендером и получателем ролевых указаний, представив себе, как бы они переговаривались друг с другом. Сендер говорит: «Я хочу, чтобы вы сделали следующее...» Получатель отвечает: «Будьте благоразумны, вы — не единственный, кто обращается ко мне с такой просьбой...» Через некоторое время оба начинают понимать, что им надо пойти на компромисс или прервать отношения. То, о чем они в конце концов договорятся, будет зависеть, как и в любых других переговорах, от личностных характеристик, потребностей, взаимоотношений и умения спорить. Сложности возникают и из-за того, что семь других сендеров одновременно пытаются сделать так, чтобы их пожелания тоже были услышаны. Никому никогда не удается получить все, что хочется.
|
|
Люди учатся принимать тот уровень исполнения роли, который они получают. Как только исполнитель роли достигает более высокого уровня, все вокруг него тут же достигают более высокого уровня ожидания. И наоборот, мы приспосабливаемся к тем, кто не сумел действовать в соответствии с нашими ожиданиями. Имеется постоянная обратная связь между ролевым исполнением и ролевым ожиданием.