Понятие современности

«Единой ситуации для людей одного времени не существует», — пи­сал К. Ясперс1. Действительно, из того факта, что людям выпало жить в одно и то же время, еще не следует, что их жизненные ситуации полностью совпадают. В большинстве случаев ситуация каждого чело­века отличается своеобразием, характеризуется собственными черта­ми, связанными с теми условиями, в которых он находится, с теми задачами, которые ему приходится решать, Каждый по-своему вос­принимает значительные события своей исторической эпохи. Тем не менее К. Ясперс справедливо замечает, что «мы привыкли говорить о духовной ситуации времени, как будто она одна»2.

Дело в том, что мы можем мысленно стать на точку зрения по­стороннего наблюдателя и попытаться обозреть картину современ­ной нам эпохи в целом. Тогда обнаружится, что в рамках историчес­кого процесса всего человечества мы находимся в определенном ме­сте. В современности как целостности отдельный человек также занимает определенное место. Мое место как бы определено коорди­натами: то, что я существую, функция этого места; мир — целое, я — его элемент или модификация. Всемирно-исторические особен­ности эпохи составляют тот фон, на котором я утверждаюсь в своей индивидуальной жизненной ситуации. Этот фон то едва ощутим, то воспринимается словно надвигающимся на меня — я ощущаю свою зависимость от исторических процессов, от событий исторического масштаба. Такая зависимость особенно ощутима в переломные пери­оды истории, подобные тем, которые переживает современная Рос­сия и другие страны постсоветского пространства. В эти периоды по­требность в осмыслении особенностей и характера эпохи становится особенно острой.

В советское время задачей разъяснения существа современной эпохи

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 302.

2 Там же.


были заняты партийные идеологи и теоретики. Они рассматривали ее как задачу политико-идеологического характера. Не случайно со вре­менем обнаружилось, что все определения, данные ими, не более чем заклинания колдунов-неудачников. Однако надо признать, что вопрос об особенностях и характере современной эпохи всегда оста­ется вопросом исключительного жизненного значения. Только ре­шать его следует не с узких партийно-политических позиций и не в целях какой-либо партийной идеологии. Современная ситуация дол­жна быть рассмотрена как духовная ситуация, как духовная ситуация времени.

В рамках настоящего пособия мы обратим особое внимание на те факторы, которые оказывают определяющее влияние на духовный климат эпохи, воздействуют на культурно-нравственную атмосферу. Выявить эти факторы можно посредством анализа произведений, со­зданных мыслителями XX в. В огромном массиве произведений, со­зданных в течение столетия, сконцентрированы итоги размышлений выдающихся людей. Содержание этих размышлений может стать свое­образным компасом для нашего познания эпохи.

Время, ведущее свой отсчет от первой мировой войны (1914-1918) и событий, непосредственно примыкающих к ней, существенно от­личается от предшествующего времени. И хотя рубеж второго десяти­летия XX в. отстоит от нас довольно далеко, именно тогда стали скла­дываться факторы долговременного характера, продолжающие в зна­чительной мере определять нашу жизнь и сегодня. Действие этих факторов сохранилось несмотря на то, что в ходе исторического раз­вития эпоха претерпела существенные изменения. Поэтому в широком смысле современность следует определить как время, ведущее свой от­счет от рубежа второго десятилетия XX в.

В составе эпохи выделяются периоды, отчетливо обозначаемые со­ответствующими событиями всемирно-исторического масштаба.

Начальный период эпохи открывается первой мировой войной (1914-1918) и событиями, непосредственно связанными с ней. К числу последних относятся революции в России (1917) и Германии (1918), распад Австро-Венгерской империи, крушение империй в России и Германии и т.д. В этот период впервые явственно обнаруживаются те особенности эпохи, которые будут отчетливо проявляться и в даль­нейшем. Среди них такие, как огромность масштабов исторических событий, выход на историческую арену больших масс людей, небы­валый динамизм происходящего, и другие, о чем мы подробней бу­дем говорить в дальнейшем.

Второй период ведет свое начало от событий второй мировой войны (1939-1945). Важнейшим ее последствием стал раскол мира на две противоборствующие группировки: государства, ориентирующиеся на социалистическую систему, и государства, идущие по пути, который по принятой у нас терминологии характеризуется как «капиталисти-


ческий»1. Во главе двух противоборствующих группировок встали две супердержавы: США и Советский Союз. В этот период еще более воз­росла роль научно-технических достижений, еще более значимой ста­ла роль государственного аппарата, а также усилилось действие дру­гих факторов, характерных для эпохи в целом.

Переход к третьему периоду современной эпохи связан с крушени­ем системы социализма (1987-1990) и распадом СССР (1991). Ситуация в мире значительно изменилась вследствие того, что двухполюсный мир, т.е. мир, расколотый на два противоположных лагеря, ушел в прошлое. Однако на смену прежним проблемам пришли новые или обострились те, которые ранее находились в тени. В частности, воз­росли угрозы воинствующего национализма и космополитизма, меж­дународного терроризма, обострилась экологическая ситуация. Харак­терно и то, что научно-технический прогресс вступил в стадию ак­тивной информатизации (компьютеризации).

Несмотря на различия между периодами, они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в рамках одной эпохи. Каковы ха­рактерные черты современной эпохи?

Во-первых, современная эпоха обнаружила подлинную всемирность исторического процесса. Уже первая мировая война оказалась событи­ем столь масштабным по количеству вовлеченных в нее масс людей, стран и народов, что по сравнению с ней войны и конфликты про­шлых эпох предстали незначительными. Еще более крупной по масш­табу вовлеченности в военные и связанные с ними события, а также по последствиям всемирно-исторического значения оказалась вторая мировая война. Теснейшую экономическую взаимосвязь народов об­наружил экономический кризис 1929 г., вошедший в историю под названием «великая депрессия». Всемирность истории выразилась и в научно-технических достижениях, которые так или иначе становятся достоянием всех стран и народов. В то же время возникли и обостри­лись проблемы,' чреватые негативными последствиями не для отдель­ной страны или отдельного региона, а для всего мира.

Всемирность не уничтожила отдельного существования государств. Она сделала невозможным их изолированное существование. Отноше­ния между государствами и между группами государств приобрели исключительно сложный характер.

Во-вторых, современной эпохе присущ небывалый ранее дина­мизм. Масштабные и радикальные изменения происходят стремитель­но, часто при жизни одного поколения. Жизнь людей предшествую­щего XIX в. и более ранних эпох выглядела бы на этом фоне почти недвижной или, во всяком случае, размеренной и неторопливой.

В-третьих, определяющими для современной эпохи стали неви-

1 Некоторые западные авторы отрицают правомерность термина «капитализм». См., например: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1990. Т. 1. С. 14.


данные темпы научно-технического прогресса. Выдающиеся достиже­ния науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Неизмеримо выросли разнообразные возможности человека. Действи­тельно, если в начале века, например, автомобиль и телефон были редкостью и подавляющее большинство людей передвигалось на кон­ной тяге (как и во все предшествующие времена начиная с древнос­ти), а о телефоне знали в лучшем случае понаслышке, то уже в 20-30-е гг. эти и многие другие технические достижения становятся при­вычными. Радио, телевидение, авиация, звуковое кино, а затем ядерная энергия, электронно-вычислительные машины, выход человека в космос — эти и иные результаты научно-технического прогресса воз­никли и получили широкое распространение за время жизни двух-трех поколений. Исключительная роль научно-технических достиже­ний отличает современную эпоху от всех предшествующих.

Названные факторы современной эпохи, как и множество дру­гих, не могли не получить своего отражения в философии. Более того, они существенно повлияли на облик философского знания, на его структуру и тематическое содержание. Философия (как и куль­тура в целом) перестала стремиться к подражанию классическим образцам. Философию и культуру со второго десятилетия XX в. и по наши дни целесообразно рассматривать как неклассическую, или по­стклассическую.

В работах многих авторов встречается более дробное деление, пре­дусматривающее следующую классификацию типов культуры: доклас-сическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая (см., в частности: Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб., 1995. С. 115-126). Однако в рамках на­стоящего пособия нам достаточно обратить внимание на неклассич­ность (постклассичность) современной культуры. Имеется в виду, что в современной культуре последних десятилетий (ориентировочно с середины 70-х гг.) содержатся элементы постнеклассической культу­ры. (См. также раздел «Философия культуры».)

Во-первых, современная философия отличается исключительным многообразием. Она вышла далеко за пределы той тематики, которая была характерна, в частности, для философии XIX в.

Во-вторых, в современной философии ярко выражено стремле­ние приблизиться к отдельному живому человеку. Она обращает осо­бое внимание не столько на те факторы, которые в наше время улуч­шили и облегчили человеческое существование, сколько на факторы, усложнившие его.

В-третьих, методы, разрабатываемые и применяемые современ­ной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX в. Вообще, проблеме философского метода уделяется значительно большее внимание, чем это было свойственно философской классике.


 

В XX в. изменились тональность и настроение философских про­изведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ философии XIX в. Но нет в ней и пессимистического упадни­чества. Один из основных мотивов современной философии можно выразить словами Вл.С. Соловьева позднего периода его творчества: «Не следует стремиться построить рай на земле, главное — не допус­тить ада». Исключение составляет философия, существовавшая в Со­ветском Союзе под жестким партийно-идеологическим контролем1.

Одной из особенностей философской эволюции XX в. явилось то, что установка на господство человека над природой (эта установка оформилась в предшествующее столетие) постепенно все более смяг­чалась и наконец сменилась установкой на сознательное оберегание природы. Еще одна особенность состоит в том, что в XX в. философия оказалась вынужденной, с одной стороны, противостоять невиданно мощному давлению государственной власти, с другой — учитывать небывало широкое развитие массово-коммерческой культуры.

Философия XX в. — это огромный массив философских произве­дений. Этот массив едва ли обозрим в кратком пособии. Мы рассмот­рим его только в соответствии с темами, получившими особую акту­альность. Прежде всего следует охарактеризовать факторы духовной ситуации времени, нашедшие свое выражение в философских трудах известных мыслителей.


Раздел 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: