Двадцатый век продемонстрировал невиданный рост могущества государственного аппарата и его воздействия на все сферы общественной и индивидуальной жизни. Главным признаком государства принято считать наличие публичной власти. Последняя есть несовпадающая со всем населением часть общества, специально занятая отправлением властных полномочий. Следовательно, государство предполагает обязательность государственного чиновничества, в своей совокупности составляющего государственный аппарат. Государство немыслимо также без репрессивного аппарата: суд, прокуратура, органы государственной безопасности, полиция (милиция), армия и др. Отмечая рост значения государства, будем подразумевать понимание государства именно как публичной власти.
В истории, предшествующей XX в., общим правилом было положение, когда государство оставляло неприкосновенной частную жизнь индивида. По крайней мере, так обстояло дело в ареале христианской культуры. Вопросы ведения хозяйства, устройства индивидуального быта, обустройства жилища, не говоря уже о выборе друзей, партне-
|
|
ра по браку и строительству семейной жизни и т.п., оставались в сфере компетенции личности. Отдельные факты государственного вмешательства в частную жизнь в период, например, средневековья свидетельствуют о том, что государство того периода было не в силах тотально контролировать частную жизнь всего населения. В большинстве случаев индивид оставался свободен в решении вопросов личного бытия. В отличие от этого XX в. продемонстрировал факты тотальной зависимости человека от государства.
В ряде случаев государство обнаружило способность подчинить все параметры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население. Классическим примером в этом отношении явилось государство периода гитлеровской диктатуры в Германии и сталинской в бывшем Советском Союзе. Однако важно подчеркнуть, что государственный тоталитаризм есть специфический феномен, осмысление которого имеет огромное философское и мировоззренческое значение. Этот феномен нельзя свести к особенностям той или иной идеологии, к тому или иному периоду или к феноменам, свойственным отдельным странам. Не сводится он и к вопросам только лишь политического значения, например, к вопросу о типе государственной власти, хотя эти вопросы исключительно важны. Однако характерно, что даже страны, признанные в качестве бастионов демократического государственного устройства, не избежали в XX в. тенденций к вторжению в частную жизнь граждан. Таковы факты начала 50-х гг. в США — широкая кампания гонений на инакомыслие, вошедшая в историю под наименованием маккартизма; отнюдь не редкими остаются факты тотальной слежки или вмешательства в личную жизнь со стороны государственных спецслужб «демократических» государств. XX в. обнаружил, что права граждан нарушаются в самых разных ситуациях и при самом демократическом государственном устройстве. Это говорит о том, что государство само по себе выросло в особую проблему и имеет тенденцию к тому, чтобы подмять под себя общество и личность. Не случайно со второй половины века возникают и развиваются различные формы негосударственных организаций правозащитной направленности, ставящие своей целью ограждение личности от произвола государственных органов.
|
|
Разумеется, государство не утратило в XX в. свойственных ему позитивных общественных функций. Напротив, история столетия подтвердила огромное значение государства для обеспечения нормальной жизни индивида и общества. Конечно, было бы самонадеянным Делать абсолютные обобщения, однако можно констатировать, что в ряду серьезных философских произведений уходящего столетия весьма немного таких, в которых бы отстаивался тезис об «отмене» или об «отмирании» государства. Идея «отмирания» государства лишь по инерции сохранялась в рамках советской официальной идеологии. Впрочем, и последняя вынуждена была в искаженно-уродливой форме
отобразить факт роста могущества государственного аппарата, приняв на вооружение тезис о «возрастании роли партии».
Рост могущества государства обнаруживается в XX в. в самых разнообразных измерениях. Вполне очевиден, например, рост численности людей, занятых на государственной службе: в любом из современных обществ они составляют значительную долю населения. Особенно заметно возросла численность репрессивных органов государства, а широкое развитие спецслужб — явление, почти целиком относящееся к нашему веку. Охранное отделение царской России или Скотленд-Ярд времен Шерлока Холмса выглядели бы жалкими карликами по сравнению с современными ЦРУ или ФБР, не говоря уже о спецслужбах времен «холодной войны» и разгула репрессий. Многомиллионные армии — явление также до XX в. невиданное: в самых крупных сражениях времен Наполеона и других битвах XIX в. участвовало самое большое несколько сот тысяч человек. Если учесть качественную несопоставимость уровня военной техники современности и прошлого, то картина приобретает впечатляющую наглядность. Впрочем, техническая оснащенность государства, ставшая одним из следствий технологической революции, вообще является важнейшим фактором роста его могущества.
В частности, информатизация позволяет без труда составить и хранить подробные сведения о каждом отдельном гражданине, его биографии и деталях жизни, включая интимные подробности. Кем и в каких целях подобная информация будет использована, почти целиком зависит от намерений чиновников или от расклада политических сил, непрерывно ведущих борьбу за власть на всех уровнях государственного аппарата. Технический прогресс позволил тоталитарным государствам Гитлера и Сталина, Франко и Муссолини создать мощный информационно-пропагандистский аппарат. Если не учитывать невиданный рост государства и его информационно-пропагандистских возможностей, то случаи массового заражения людей идеологиями и широкой распространенности фанатического поклонения вождю, фюреру или иному властителю будут выглядеть рационально необъяснимыми. Как известно, такие случаи — не редкость в истории нашего времени. Массовый психоз может быть легко спровоцирован и подогрет могучей пропагандистской машиной.
|
|
Особая сложность положения состоит в том, что, как отмечалось, государство как в прошлом, так и сегодня выполняло и выполняет огромный объем функций, жизненно важных для каждого человека. Важнейшая из них — защита жизни и достоинства личности. Значение государства глубоко осознается в случаях разрушения государственных скреп. Такое разрушение обычно сопровождается разгулом стихийных сил, произволом и насилием со стороны быстро возникающих бандитствующих группировок, грабежом, мародерством, попранием норм права и морали. Утрата государственными органами возможностей контроля над ситуацией, как это происходит во время
революций, гражданских войн, разрушение государства по иным причинам оставляет индивида беззащитным. Возможности международных организаций, в том числе столь влиятельной, как Организация Объединенных Наций (ООН), в защите индивида ограничены. Кроме того, с разрушением государства уничтожаются основы правового регулирования жизни общества.
Право есть атрибут государства. Право мыслимо только в рамках государства, которое одно в состоянии устанавливать и поддерживать законность и правопорядок. Таким образом, значение государства в жизни общества исключительно велико. Однако это обстоятельство не является оправданием того, чтобы закрывать глаза на опасности, исходящие от самого государства, связанные с тенденциями всевластия государственной машины и поглощения ею всего общества.
Опыт XX столетия убеждает в том, что общество должно уметь противостоять двум, в равной мере опасным вариантам: разрушению государства, с одной стороны, и его подавляющему воздействию на все сферы общественной жизни — с другой. Нормальный вариант, т.е. тот, который обеспечивал бы соблюдение прав личности и общественного порядка, располагается в сравнительно узком промежутке между хаосом безгосударственности и государственной тиранией. Оставаться в этом промежутке, не впадая ни в ту, ни в другую крайность, весьма трудно. Именно поэтому в произведениях многих философов (в тех случаях, когда философия не оказывалась в роли государственной идеологии) отчетливо слышен мотив предупреждения как об опасных последствиях общественного хаоса, так и об опасности со стороны государственного тоталитаризма.
|
|
Мыслители XX в. стремятся пробудить в нас сознание опасности, привлечь взоры к роковым ошибкам, пробудить чувство ответственности. Они порой не столько стремятся обнаружить какие-либо закономерности (что было характерно для философии XIX в.), сколько как бы говорят нам: «опасно хбдите...» Применительно к проблеме государства это означает, что нормальное его функционирование предполагает важную роль негосударственной (общественной) защиты прав человека. Общественная активность должна направляться не против государства, в расчете на его «отмирание» или разрушение, а на критику государственных злоупотреблений. В необходимых случаях общественность должна возвышать свой голос в защиту прав личности и соблюдения законности через средства массовой информации, посредством поддержки лиц, чьи права были ущемлены, и т.п. К сожалению, в России нет прочных традиций общественной заботы о соблюдении прав личности. Однако если мы хотим, чтобы наша страна стала демократическим государством не на словах, а на деле, то должны осознать, что такую традицию необходимо создавать, ибо других, более твердых или абсолютных, гарантий защиты от государственного произвола не существует.
Глава III «ВОССТАНИЕ МАСС»
Выражение «восстание масс» принадлежит испанскому мыслителю XX в. X. Ортеге-и-Гассету (1883-1955). Именно так названа одна из его самых известных работ1. В ней Ортега-и-Гассет развивает идеи, касающиеся специфического феномена современности, почти неведомого предшествующим временам. Схожие мысли можно обнаружить у многих других мыслителей.
Чтобы понять сущность «восстания масс», нужно помнить, что как западноевропейское, так и российское общество длительный период своей истории были обществами с иерархической структурой. Основу общественной иерархии составляли сословия: дворянство, духовенство, «третье сословие» (ремесленники, торговцы, свободные крестьяне и т.д. — все те, кого принято называть буржуазией). Разумеется, такое положение было проявлением правового неравенства, поскольку за каждым из сословий законодательно закреплялись особые привилегии и обязанности. Начиная со времени Великой французской революции происходит разрушение исторически сложившейся иерархической структуры. В Западной Европе в течение XIX в. оно поэтапно, через серию революций и реформ, приводит к либеральному государству и демократии; в России сословная иерархия рушится в начале XX в.
Уничтожение неравного положения людей перед законом (сословных привилегий) явилось огромным шагом прогрессивного значения. Оно, в частности, составило необходимую предпосылку демократии современного типа и открыло перспективы для динамичного развития общества. Однако в социально-философской литературе (как, например, в упомянутой работе X. Ортеги-и-Гассета) со временем было обращено внимание и на иной аспект происшедшего.
Дело, в частности, в том, что иерархическое строение обеспечивало необходимый минимум упорядоченности общества. Социальные роли были определенным образом распределены и закреплены. Так, аристократия (дворянство), обладая в среднем соответствующей подготовкой и образованием, отвечала за прочность государства и его курс. Дворянство составляло опору власти монарха, который служил символом государства и олицетворял собой вершину общественной пирамиды. Аристократия во многих случаях служила основой высокой культуры (А. Пушкин, М. Лермонтов, Дж. Байрон и многие другие) и составляла культурную среду, совершенно необходимую для творчества и создания культурных ценностей. Соответствующие роли гласно или негласно закреплялись и за другими сословиями так, что харак-
1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.
тер роли в целом соответствовал общественному положению и уровню подготовленности представителей данного сословия.
Приблизительно к началу второго десятилетия XX в., вследствие революций и по другим различным причинам, сословное устройство общества окончательно ушло в прошлое. Но не менее важно то, что ушли в прошлое относительная стабильность и определенность общественной структуры. Этим и было вызвано к жизни явление, получившее название «восстания масс» и широко отмеченное в литературе. На смену относительной упорядоченности общества пришла массовизация. Она означала прежде всего значительное усложнение социальной структуры общества — притом что границы между различными социальными группами становятся подвижными и размытыми. Индивиды из одной социальной группы получают возможность беспрепятственно переходить в другую, более низкую или высокую. Наступила эпоха массового общества. Эта эпоха продолжается по сегодняшний день.
Исследованию массового общества посвящена огромная литература. В ней всестороннему анализу подвергнуты различные его проявления. Обратим внимание, в частности, на то, что вследствие массовизации распределение социальных ролей происходит случайно и часто не зависит ни от уровня компетентности, ни образованности и общей культуры индивида. Какого-либо твердого и устойчивого критерия, определяющего продвижение на более высокие ступени общественного положения, не существует. Ничто не мешает занять, например, пост президента или члена правительства совершенно не подготовленным к исполнению этих обязанностей индивидам, которые сами скорее всего будут уверены в обратном. Впрочем, компетентность в условиях массовизации вообще ценится невысоко. Авторитет компетентности легко заменяется авторитетом власти и силы. Вообще, критерии оценок изменчивы и разноречивы. Значительная часть населения либо равнодушна к любым вопросам серьезного значения, либо принимает стандартные оценки, вкусы и пристрастия, навязываемые средствами массовой информации и формируемые кем-то, а не вырабатываемые самостоятельно. Высказывать самостоятельное и оригинальное суждение становится рискованно. Это обстоятельство не может не способствовать утрате привычки к методическому мышлению, к ответственности. Большинство людей привыкает к общепринятым стереотипам и испытывает психологический дискомфорт при попытках их разрушения.
Заметим, что «восстание масс» при всех своих негативных сторонах, конечно, не может служить аргументом в пользу восстановления старого иерархического строя. Не может оно служить и аргументом в пользу наведения твердого порядка посредством жесткой государственной тирании. В основе массовизации лежат процессы либерализации общества. Принцип либерализма предполагает признание равенства людей перед законом и права каждого свободно выбирать свою судьбу. Таким образом, «восстание масс» есть одно из следствий осознания
людьми открывшихся перед ними возможностей, ощущения того, что не существует непреодолимых препятствий к исполнению своих желаний и планов. С этим ощущением собственной силы и возможностей, свойственным теперь большинству людей, можно связывать большие надежды. Но одновременно оно может иметь и обратную сторону, заключать в себе опасность.
В частности, отсутствие твердо определенных социальных ограничений может восприниматься как отсутствие ограничений вообще; отсутствие социально-сословной иерархии — как отсутствие иерархии, предполагающей уважение к духовности, знанию, компетентности; равенство возможностей — как оправданность претензий на высокое положение без заслуженных оснований; относительность и множественность ценностей — как отсутствие всяких ценностей абсолютного характера. Такое положение грозит установлением в социальной сфере полного хаоса. В свою очередь, разгул хаоса ведет, как правило, к наведению порядка наиболее простым способом — твердой рукой диктатуры. Так случалось не раз в истории XX в. Факты установления диктатуры как реакции на хаос массовизации свидетельствуют о том, что «восстание масс» способно подорвать ту основу, на которой стало возможным либеральное общественное устройство, базирующееся на признании суверенности и свободы личности.
Вместе с тем возможен и иной сценарий — тот, который открывал бы действительные перспективы как для отдельной личности, так и для общества в целом. Однако для его реализации как минимум необходимо осознание опасных сторон «восстания масс» и умение блокировать развитие негативных тенденций. Прежде всего следует распознать, что собой представляет «человек-масса», являющийся главным носителем и агентом массовизации.
«Человек-масса» — это тот, кто не может оценить самого себя как с плохой, так и с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя «таким, как все», и отнюдь не переживает из-за этого. Ему нравится чувствовать себя таким, как все», — пишет X. Ортега-и-Гассет1. Человек-масса не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он склонен плыть по течению. Он довольно успешно решает свои материальные проблемы, привык не обращаться ни к какому духовному авторитету, кроме своего собственного. С интеллектуальной точки зрения человеком-массой будет тот, кто, думая разрешить какую-то умственную проблему, удовлетворится самой первой мыслью, пришедшей в голову, — в отличие от другого типа мышления, которое не доверяет тому, что сразу приходит в голову, а принимает как достойную лишь мысль, до которой непросто додуматься, которая требует умственных усилий.
Ортега-и-Гассет X. Указ. соч. С. 43—44.
Человек-масса — это средний тип современного человека и как таковой он распространен во всех классах общества, на всех его этажах. Он не редкость в кругах, считающих себя интеллектуальными, но одновременно не все рядовые рабочие и служащие могут быть отнесены к этому типу. Он не чувствует внутренней потребности измерять свою жизнь высокими духовными ценностями и добровольно служить им. Дисциплина духа, требовательность и взыскательность к себе чужды ему. Человек-масса не хочет ни признавать чужую правоту, ни самому быть правым: он просто-напросто стремится навязать свое мнение или примыкает к общепринятому. В то же время он заряжен энергией и динамизмом. Мир представляется ему широчайшим полем приложения энергии и предприимчивости.
Портрет человека-массы следует, конечно, принять в качестве условного — в виде конкретного человека, полностью соответствующего портрету, его не встретить. Черты его обнаруживаются повсюду и одновременно он как бы нигде. Это объясняется его изменчивостью, а именно тем, что в нем самом заложена возможность самоизменения, перехода в другое качество. Иначе говоря, человек-масса таков, что в нем же самом заложена возможность его преодоления. Во всяком случае, внешних препятствий к этому не существует; все препятствия имеют внутренний характер, поэтому преодолимы. Возможности улучшения среднего человека связаны также с особенностями нашей эпохи, с ее технологическими и иными достижениями. Средний человек сегодня гораздо более информирован, чем большинство людей в прошлом. Телевидение, радио, газеты приносят ему самую свежую и подробную информацию из всех точек планеты. Правда, в большинстве случаев информация эта имеет поверхностный характер. Однако ничто не мешает заглянуть вглубь — для этого тоже существуют широкие возможности. Расширение сферы контактов между людьми, в том числе между представителями разных стран, народов и континентов, условия, предоставляемые информационными технологиями, также выступают фактором духовного роста — были бы только желание и воля к преодолению собственной инертности и умственной дремоты. Дело за тем, чтобы уметь правильно использовать данные возможности.
Глава IV