Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Действительно, в толпе, на массовом митинге, даже на экране телевизора шансы на успех имеет тот, кто
сформулирует простой лозунг, а не тот, кто примется за серьезные рассуждения. Последний наскучит раньше, чем успеет закончить речь. Таков закон массового общения, и как таковой он не плох и не хорош. Опасность состоит в том, что всегда находятся демагоги, умеющие использовать его в своих интересах, не думая о последствиях. Выдвигать непосредственные требования желаемого — значит забывать правила нормального поведения, поскольку всякая категоричность подразумевает заведомое отрицание права на другое мнение. Отсюда всего один шаг до того, что принято называть «прямым действием», т.е. насилия. В этом случае насилие будет не вынужденной мерой, а тем, с чего начинают, и, следовательно, не может быть нравственно оправданным.
Призыв к прямому действию закрывает путь к диалогу, обозрению и обсуждению иных возможностей решения возникших проблем. Но масса относится к идее обсуждения и обдумывания неблагосклонно. Гораздо с большим восторгом толпа реагирует на призывы и обещания быстрого и радикального улучшения. Для объяснения же неудач и трудностей нужен образ врага. Его легче всего сконструировать на основе неизвестного, того, информация о чем скудна и недостаточна, питается мифами, слухами, домыслами. Это — «не свои», чужаки. Так возникают и культивируются на волнах массового сознания две грозные и опасные болезни нашего времени — агрессивный национализм и воинствующий космополитизм.
|
|
История XX столетия полна примерами, когда национализм достигал масштабов массового психоза и истерии, охватывавших миллионы людей. Классическим в этом отношении явился национализм гитлеровского рейха, приведший к трагическим последствиям для всего человечества. Казалось, что столь показательного и наглядного по своей чудовищности урока будет достаточно, чтобы навсегда исключить чуму агрессивного национализма из практики международных отношений и из жизни в целом. Однако к концу столетия мы явились свидетелями новых всплесков агрессивности на национальной почве. Они возникают в самых разных точках планеты, в том числе в тех, где ранее положение выглядело вполне благополучным. Обнаруживается, что агрессивно-националистическая истерия способна захватить не только нации, находящиеся в процессе приобщения к цивилизации, но и нации «цивилизованные» или те, которые принято считать таковыми. Вместе с тем все чаще национализму противостоит столь же опасный и столь же агрессивный космополитизм.
|
|
Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, связанные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех под единый шаблон. В этом смысле космополитизм есть отрицание всемирного многообразия — культурного, политического, экономического, языкового и др. Космополитизм может быть связан, например, с культурной экспансией одной страны, которая навязы-396
вает присущие ей культурные стандарты другим народам, так или иначе препятствуя развитию самобытных культур. Космополитизм отрицает право народов на сохранение идентичности, суверенности, самобытности. Он не может не задевать национальных чувств и национального достоинства людей. Именно поэтому он вольно или невольно провоцирует агрессивно-националистическую реакцию. Подталкивая к агрессивности, космополитизм препятствует формированию и развитию здорового национального чувства. Такое чувство не может не предполагать гордости за свое отечество, его историю, традиции и культуру, как и уважения к другим народам. Массовое заражение космополитическими настроениями ничем не лучше и не менее опасно, чем агрессивность на узконациональной почве.
Наконец, обратим внимание еще на один своеобразный феномен XX в., ставший возможным на фоне массовизации. Речь идет о небывалом влиянии сектантства, особенно о сектах тоталитарного типа.
В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта», ставшая вскоре широко известной. Ее автор, американский философ и психолог В. Джемс впервые обратил серьезное внимание на факт существования и все более широкого распространения разнообразных религиозных течений, которые возникли как ответвления христианства. Таких направлений становилось все больше и больше. В своем вероучении они все более удалялись от классического христианства, приобретая подчас необычные и экзотические формы. В книге В. Джемс отстаивал позицию толерантности (терпимого отношения) к вновь возникшим религиозным направлениям, не видя с их стороны какой-либо опасности для общества.
Сегодня мы имеем возможность оценить «многообразие религиозного опыта» во всей полноте. На фоне утраты людьми ценностей традиционного характера, отрыва от исторических корней, разочарования в многообещающих теориях становится понятным успех разного рода проповедников. Доверчивость людей нередко используется с целью подчинить их диктату вождя, т.е. руководителя секты. Безоговорочное подчинение лидеру составляет важнейший признак тоталитарности. Тоталитарная религиозность захватывает человека без остатка, не оставляя за ним права на частную жизнь, так же как это имеет место в случае с тоталитарной государственностью (см. гл. II наст, раздела). Религиозный тоталитаризм направлен, как правило, против государства, общества, национальных традиций. Он осуществим через отсечение индивида от всех социальных связей, за исключением тех, которые существуют внутри данного религиозного сообщества (секты). Тоталитарное сектантство во многих случаях космополитично и стремится распространить влияние секты в мировом масштабе. Нередко секта бросает вызов не только государству, на территории которого возникла, но всему мировому сообществу, претендуя ни больше, ни меньше как на мировое господство.
Глава V