Угрозы и опасности современного общества

Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Действительно, в толпе, на массовом митинге, даже на экране телевизора шансы на успех имеет тот, кто


сформулирует простой лозунг, а не тот, кто примется за серьезные рассуждения. Последний наскучит раньше, чем успеет закончить речь. Таков закон массового общения, и как таковой он не плох и не хо­рош. Опасность состоит в том, что всегда находятся демагоги, умею­щие использовать его в своих интересах, не думая о последствиях. Выдвигать непосредственные требования желаемого — значит забы­вать правила нормального поведения, поскольку всякая категорич­ность подразумевает заведомое отрицание права на другое мнение. От­сюда всего один шаг до того, что принято называть «прямым действи­ем», т.е. насилия. В этом случае насилие будет не вынужденной мерой, а тем, с чего начинают, и, следовательно, не может быть нравственно оправданным.

Призыв к прямому действию закрывает путь к диалогу, обозре­нию и обсуждению иных возможностей решения возникших проблем. Но масса относится к идее обсуждения и обдумывания неблагосклон­но. Гораздо с большим восторгом толпа реагирует на призывы и обе­щания быстрого и радикального улучшения. Для объяснения же не­удач и трудностей нужен образ врага. Его легче всего сконструировать на основе неизвестного, того, информация о чем скудна и недоста­точна, питается мифами, слухами, домыслами. Это — «не свои», чу­жаки. Так возникают и культивируются на волнах массового сознания две грозные и опасные болезни нашего времени — агрессивный наци­онализм и воинствующий космополитизм.

История XX столетия полна примерами, когда национализм дости­гал масштабов массового психоза и истерии, охватывавших милли­оны людей. Классическим в этом отношении явился национализм гит­леровского рейха, приведший к трагическим последствиям для всего человечества. Казалось, что столь показательного и наглядного по своей чудовищности урока будет достаточно, чтобы навсегда исключить чуму агрессивного национализма из практики международных отношений и из жизни в целом. Однако к концу столетия мы явились свидетелями новых всплесков агрессивности на национальной почве. Они возникают в самых разных точках планеты, в том числе в тех, где ранее положение выглядело вполне благополучным. Обнаруживается, что агрессивно-на­ционалистическая истерия способна захватить не только нации, на­ходящиеся в процессе приобщения к цивилизации, но и нации «циви­лизованные» или те, которые принято считать таковыми. Вместе с тем все чаще национализму противостоит столь же опасный и столь же аг­рессивный космополитизм.

Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, свя­занные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех под единый шаблон. В этом смысле космополитизм есть отрицание всемирного многообразия — культурного, политического, экономического, языкового и др. Космополитизм может быть связан, например, с культурной экспансией одной страны, которая навязы-396


вает присущие ей культурные стандарты другим народам, так или иначе препятствуя развитию самобытных культур. Космополитизм от­рицает право народов на сохранение идентичности, суверенности, самобытности. Он не может не задевать национальных чувств и наци­онального достоинства людей. Именно поэтому он вольно или не­вольно провоцирует агрессивно-националистическую реакцию. Под­талкивая к агрессивности, космополитизм препятствует формирова­нию и развитию здорового национального чувства. Такое чувство не может не предполагать гордости за свое отечество, его историю, тра­диции и культуру, как и уважения к другим народам. Массовое зара­жение космополитическими настроениями ничем не лучше и не ме­нее опасно, чем агрессивность на узконациональной почве.

Наконец, обратим внимание еще на один своеобразный феномен XX в., ставший возможным на фоне массовизации. Речь идет о небы­валом влиянии сектантства, особенно о сектах тоталитарного типа.

В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта», став­шая вскоре широко известной. Ее автор, американский философ и психолог В. Джемс впервые обратил серьезное внимание на факт су­ществования и все более широкого распространения разнообразных религиозных течений, которые возникли как ответвления христиан­ства. Таких направлений становилось все больше и больше. В своем вероучении они все более удалялись от классического христианства, приобретая подчас необычные и экзотические формы. В книге В. Джемс отстаивал позицию толерантности (терпимого отношения) к вновь возникшим религиозным направлениям, не видя с их стороны какой-либо опасности для общества.

Сегодня мы имеем возможность оценить «многообразие религиоз­ного опыта» во всей полноте. На фоне утраты людьми ценностей тра­диционного характера, отрыва от исторических корней, разочарова­ния в многообещающих теориях становится понятным успех разного рода проповедников. Доверчивость людей нередко используется с це­лью подчинить их диктату вождя, т.е. руководителя секты. Безоговороч­ное подчинение лидеру составляет важнейший признак тоталитарности. Тоталитарная религиозность захватывает человека без остатка, не ос­тавляя за ним права на частную жизнь, так же как это имеет место в случае с тоталитарной государственностью (см. гл. II наст, раздела). Ре­лигиозный тоталитаризм направлен, как правило, против государ­ства, общества, национальных традиций. Он осуществим через отсе­чение индивида от всех социальных связей, за исключением тех, ко­торые существуют внутри данного религиозного сообщества (секты). Тоталитарное сектантство во многих случаях космополитично и стре­мится распространить влияние секты в мировом масштабе. Нередко секта бросает вызов не только государству, на территории которого возникла, но всему мировому сообществу, претендуя ни больше, ни меньше как на мировое господство.


Глава V


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: