Выявление одаренности – сложнейшая задача, требующая специальных знаний, умений, участия психологов. Умственные, творческие способности людей не равны, и отличия проявляются уже в детстве, в школе. И важно не пройти мимо одаренного ребенка, ученика.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивания через этапы).
Ø Центральной проблемой является идентификация одаренных детей.
Есть не всегда очевидные явления, как потенциальная, скрытая или латентная одаренность. Кроме того, не всегда легко распознать пограничные случаи где, образно говоря, заканчивается норма и начинается одаренность [C. 184] Савенков А.И.- психология детской одаренности: М.2010
Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй — на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.
Ø психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
- В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем, психолог упускает из виду, что в интерпретации результатов тестирования существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.
Ø Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в специальных кружках, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы, не занимать много времени.
Часто в психолого-педагогической литературе речь идет об особенностях развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу. Среди них:
v специфичные игровые интересы одаренного ребенка по сравнению с предпочитаемыми играми сверстников;
v отвержение стандартных требований, особенно если эти требования идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными;
v погружение в философские проблемы;
v несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
v внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано;
v критичное отношение к собственным достижениям;
v восприимчивость к сенсорным стимулам и хорошее понимание отношений и связей между явлениями;
v недостаточная терпимость к людям, уступающим им в развитии тех или иных способностей;
v повышенная потребность во внимании взрослых в силу природной любознательности и стремления к познанию;
v проблемы в эмоциональном развитии (явная инфантильная реакция);
v проблемы в физическом развитии (некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий);
v проблема волевых навыков или шире – саморегуляции.