Советуем прочитать

1. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995.

2. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998.

3. Силичев Д. А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. -М.,1991.

4. Басин Е. Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). - М., 1999.

5. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.,


6. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика. Искусство и подражание. М., 1997.

7. Марков В. В. Знаки бытия. - СПб., 2001.

8. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение в постановку проблемы // Культурология. XX век: Антология. - М., 1995.

9. Витгенштейн. Голубая книга. - М., 1999.

10. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995.

11. Рикер П. Конфликт интерпретаций. - М., 1995.

12. Гадамер. X. Г. Текст и интерпретация // Деконструкция и деконструкция. -СПб., 1999.

Раздел 2

История эстетической мысли и художественной деятельности


1. Первобытность

Особенности изучения эстетических представлений и мироощущения людей первобытности

Начинать изучение эстетических представлений людей в хронологической последовательности в истории эстетики принято со времен Древней Греции. Возможно, это правильно, так как эстетика - философская наука, а первые серьезные попытки философского осмысления законов прекрасного и гармонично-совершенного были сделаны во времена античности. Однако античные законы эстетического постижения и освоения мира не возникли на пустом месте, а лишь синтезировали в себе многие достижения человеческого развития и систематизировали предшествующие эстетические взгляды и теории, сделав их более самостоятельными в направлениях донаучного знания. Античность совершила настоящий переворот в эстетических представлениях и учениях и, несомненно, требует особенно глубокого изучения.

И все же мы позволим себе сделать отступление от традиции. Это связано с тем, что в современной науке предпринимаются активные попытки рассмотрения всех культурно-социальных процессов не только в качеаве самоценных явлений, но и как элементов общекультурного развития человечества в целом. Каждая законченная теория всегда возникает на основе предшествующего знания. Поэтому сбрасывать предшествующий античности эстетический опыт просто неправильно.

Неправильно это еще и потому, что период первобытности во многом превышает все последующие периоды развития человечества вместе взятые. Такой подход настоятельно требует всеисторического и универсального человеческого подхода, который условно можно назвать более ию-бальным по сравнению с тем, который сегодня называют европоцентризмом (согласно этому подходу считается, что развитие человечества должно осуществляться путем повторения динамики Европы как высшей культуры и цивилизованности). Эстетика не должна отставать от общенаучной динамики и ей следует расширить границы своего предметного поля. Это доказывается наличием конкретных артефактов архаической художественной культуры, свидетельствующих о том, что человек уже на ранних формах своего существования обладал определенным уровнем эстетиче


ского сознания, сказывающемся на конкретных видах эстетической деятельности.

Мы не можем анализировать эстетические теории первобытности потому, что они не были созданы в привычной для нас форме, но это еще не значит, что в те далекие времена люди не организовывали деятельность с учетом своих эстетических предпочтений, не наполняли определенной эстетикой окружающий мир. Просто эти ранние эстетические представления не были выделены в отдельные догматы и теоретические формы, они существовали как неотделимая часть других феноменов бытия древнего человека.

Эстетичность присутствовала в разных видах деятельности человека, которая в то время отличалась значительной синкретичностъю. Появление зачатков художественно-эстетической деятельности (согласно данным современной науки) относится к глубокой древности - к концу средт него палеолита (эпоха Мустье). Уже в это время человек демонстрировал достаточно развитое чувство формы, объема, цвета, ритма и красоты, что свидетельствует о том, что он обладал определенным уровнем эстетического сознания. Образцы первоначальной художественно-эстетической деятельности человека обнаружены во Франции, Италии, Венгрии, Германии, России, Америке, Африке и т. д.

Попытаемся проанализировать специфику эстетического сознания и деятельности первобытного человека (с позиции наличия в ней эстетического компонента) на примере рассмотрения общей картины мира и особенностей проявления мироощущения в разных видах художественной деятельности.

Специфика мироощущения первобытного человека

Мироощущение древнего человека очертить достаточно сложно по нескольким причинам. Когда речь идет о первобытности, то надо учитывать несколько существующих в данном случае культурно-исторических поправок:

Первобытность - это эпоха, охватывающая достаточно длительный период существования людей на совершенно разных территориях и в разных климатических условиях. Поэтому целостность и всеобщность мироощущения людей этого периода предельно условна. Более или менее целостной ее делает только возможность сравнить образ жизни и культуру древних людей с теми, кто проживает на планете Земля в наши дни, но относится к первобытному типу культуры. Общность, проявляющаяся сквозь такой невиданный временной разрыв, позволяет делать некоторые обобщения.

. Первобытность не является периодом, ушедшим в далекое прошлое и ставшим чуждым современному человеку явлением. Мироощущение современного человека и законы обусловленности его деятельности мало чем отличаются от законов древнего человека по своим глубинным формам. Интерес к первобытности может быть полезным не как знание об ушедшем, а как знание-воспоминание того, что, пройдя через века, потеряло первоначальный смысл, забылось и требует восстановления первопричинности.

• Первобытность - это сообщество людей, продолжительность жизни которых значительно снижена по сравнению со средней продолжительностью жизни человека последующих эпох. Это сообщество людей молодых, а, следовательно, мироощущение первобытного человека должно исследоваться с учетом особенностей мироощущения периода детства и юности вообще.

• Основными источниками, позволяющими приходить к определенным выводам, служат как археологические находки, которые являются фрагментарными и частичными, так и описания, наблюдения этнографов за современными сообществами, находящимися на стадии первобытности (тождество архаических форм мироощущения и людей превобытных современных сообществ является условно-тождественным).

Мироощущение первобытных людей можно охарактеризовать как достаточно сложное проявление процессов становления сознания и самосознания. Однако совершенно ясно, что это мироощущение уже достаточно ярко не только проявляется, но и воздействует на активность человека, организует его деятельность, помогая тем самым организовывать взаимоотношения с миром и всем сообществом.

В целом для мироощущения первобытного человека характерно:

• ритуализированность (что наиболее ярко проявлялось в ритуальной практике);

• сакральность (приоритет религиозных форм в ритуалах над художественными);

• синкретичность (неразделяемость сфер религиозного, художественного и других форм сознания и деятельности);

• невыделенность человека и ощущение себя частью мира. Основной формой проявления мировоззрения, присущего первобытным обществам, выступает ритуал. В нем раскрывается понимание человеком природы и социального бытия, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окружающего мира. Ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал - это еще и основное сред- __ ____ ^


ство обновления мира, обеспечивающее непрерывность его существования и гарантирующее выживание в экстремальных условиях.

В основе ритуальной деятельности человека лежит принцип подражания явлениям природы путем создания соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Первобытный человек обладал колоссальной способностью синтезировать свои представления и кодировать их в символах-знаках ритуальных действий.

Ритуал являлся также одной из первых форм коллективного творчества. В ритуалах наиболее древнего происхождения человек творит мир, космос из хаоса. Именно в ритуале человек помогает себе осознавать динамику происходящих событий. В ритуале человек впервые получает возможность быть равноправным миру, окружающем его. В ритуале начинается его самоутверждение.

Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная, художественная и общественная деятельность. Практически любая сфера деятельности древнего человека была наполнена ритуальными смыслами: постройка дома отождествлялась с постройкой мироздания (дом как модель мира); свадьба проводилась как осуществление союза, похороны - как взаимодействие двух миров.

Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. Значит, в основе ритуального действия лежит принцип гармонии и соответствия макро- и микромиров.

В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Возможно, что беззащитность древнего человека сопровождалась постоянным психическим напряжением, которое приводило к специфическому двигательному побуждению, что и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, они эмоционально раскрепощались, освобождались от отрицательных переживаний, утверждая для себя свою силу. Ритуал гарантировал возможность для человека самому обеспечить свою судьбу. Например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был

принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени.

Человек стремится к такому ритуалу, который наполнен гармонией и совершенством выполняемых действий, созвучен с биоритмами человеческого тела, совершенен для человеческого духовного состояния. Ведь прекрасное несет человеку спокойствие, сознание гармонии и совершенства способно успокаивать, приводя в равновесие разбалансированное восприятием окружающего мира сознание. Поэтому именно эстетическое наполнение ритуальных действий выступает основным побуждающим фактором ритуала.

В ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализированное умозрение.

Наиболее древним ритуалом является погребение. Первыми стали хоронить еще неандертальцы в так называемую мустьерскую культуру. Ритуал выполнял две функции: обезвреживание и удаление умершего и проявление заботы о нем. Это значит, что ритуал погребения особым образом переживался человеком. Уже в те далекие времена мертвого осыпали цветами. До сегодняшнего времени у нас сохранился обычай возлагать к телу умершего или на его могилу цветы. При этом живому человеку цветы мы дарим для того, чтобы сделать ему приятное, доставить наслаждение от восприятия красоты. Цветы - символ и воплощение красоты. Значит и мертвому мы сознательно дарим красоту, выражая свое уважение и признательность.

Кроманьонцы при захоронении умершим оставляли уже не только одежду и оружие, но и украшения, предметы быта. Телам придавали определенную позу, засыпая красной охрой. Погребение заканчивалось поминками. Иногда над могилами сооружались особые архитектурные надгробья (курганы, мегалиты, гробницы). Таким образом, ритуал погребения имел не только практическую, религиозно-мистическую, по и эстетическую сторону, наполненную особыми чувственными переживаниями.

С ритуалами погребения связаны и самые древние проявления художественной деятельности человека, которые сегодня модно классифицировать как архитектурные комплексы. Первые кладбища древнего человека напоминают схематичные рисунки-символы, если взглянуть на них с высоты птичьего полета.


С захоронениями связано и наиболее древнее проявление монументальности, которое позднее станет основой архитектуры. Речь идет о появлении такого почитания умерших, при котором в его честь возводили курганы. Их можно встретить практически во всех странах мира. Как правило, курганы встречаются группами-комплексами. Иногда над ними воздвигались каменные бабы — изваяния человека. Монументальность захоронений с появлением дополнений в виде каменных изваяний стала первым синтезом пред-архитектуры и пред-скульптуры древности.

Наиболее древними архитектурными сооружениями были мегалиты (каменные строения культового назначения), которые больше распространены в Западной Европе (Стонхендж и Карнак), Северной Африке и на Кавказе. К мегалитам относят дольмены (две глыбы, покрытые сверху плитой в виде стола), менгиры (отдельные высокие каменные глыбы, образующие параллельные ряды) и кромлехи (круглая ограда из вертикальных плит и столбов).

Наиболее ярким примером архитектурности, монументальности и комплексности древних построек является Солсберийская долина, которая еще до возведения Стонхенжда была священной. Первоначально Сто-нхенжд был деревянным и лишь с 1900 г. до н. э. началось его каменное строительство. Стонхенжд относится к разряду гробниц, так как в нем обнаружено несколько захоронений. Причем могильниками покрыта вся долина, окружающая это сооружение. По краю рва сделаны «лунки Обри», заполненные всем традиционным набором жертвенных предметов в практике народов Британии (мел, булавки, мелкие сосуды и т. д., смешанные с человеческой золой). Системность ромбовидных и столбовидных камней связана с культами женщины и мужчины (при превалировании мужского начала). Стонхендж связан с солнечным циклом и может рассматриваться как древняя форма календаря. Круг семантики знаков этого архитектурного сооружения включает чередование и соотношение образов смерти и рождения, мужчины и женщины, земли и неба, воды и земли. Эти значения символически решаются через архитектурные возможности с помощью камней разной формы и величины, ритмического чередования рвов и валов (ров - вода, вал - земля), «режиссуру» света и «режиссуру» цвета. В Стонхендже есть и рельефы. В основном это изображения топоров и кинжалов. Стонхендж можно считать храмом. Но его особенностью является то, что он не ограничивает или означает некоторое пространство, священное место, а вовлекает пространство во взаимодействие сакрального и несакрального, земного и небесного, движущегося и статичного, вечного и временного, индивидуального и всеобщего.

В процессе становления целостной картины мира, связанном с возникновением мифологического мышления, начинается выдвижение на первое место сакральных смыслов в мироощущении человека древности.

Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическая система проявляет систему мифа как некой универсальной системы, определяющей ориентацию человека в природе и обществе.

Миф - это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга.

В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Меле-тинский пишут в «Мифах народов мира» следующее: «неспособность провести различие межДу естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени и причинности.

В мифе происходит переход эстетически значимой информации из формы «действие» в форму «слово».

Вопрос о соотношении ритуала и мифа в древности остается спорным. Во многом эта проблема связана с пониманием процесса смещения акцента в мироощущении человека от чувственного к рациональному полюсу восприятия мира. Если в ритуале преобладает чувственное восприятие человеком мира, то миф требует уже осознанности внешних событий.

Большинство исследователей считает, что миф предшествует ритуалу, так как миф мотивирует ритуал, который, в свою очередь, выступает как форма вьгражения мифологического сознания. Поэтому можно считать, что в процессе филогенеза ритуальное действие было первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык. «Согласно новейшим исследованиям символическое действие как в истории отдельного человека, так и в истории человечества предшествует словесному языку и служит базой для усвоения последнего» (Иванов В. В. Примечания // Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985. С. 351). Это доказывается тем, что зачатки ритуала наблюдаются в поведении приматов и насекомых, а также существованием невербальных (не имеющих словесного сопровождения) ритуалов.


Интересно, что слова клятва и присяга связаны со словами клонить и сягать, ставшими архаизмами и обозначавшими прикосновение. Ритуальный жест прикосновения, встречаемый и сегодня (присяга у воинов - целование знамени или оружия), лежит в основе магического действия и явно предшествует слову. Возможно, что именно с чувства осязания, которое само по себе есть акт действия, и начинается процесс осознания мира человеком.

Таким образом, именно ритуал предстает как самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. Информация, запечатленная и сберегаемая в системе ритуалов определенного этноса, содержала в себе ту или иную картину мира и некоторую модель поведения людей в особо значимых ситуациях. Смысл ритуала - в повторении, в воспроизведении сложившейся у племени картины мира и представлений о должном поведении.

Для мифологического мышления характерна особая логика - ассоциативно-образная, стремящаяся не к аналитическому пониманию мира, а к синкретическим, целостным и всеобъемлющим картинам. Мифологический взгляд на мир — чувственно-конкретный и предельно общий, окутанный дымкой ассоциаций. Если искать современные аналоги мифологическому мировосприятию, то это поэтическое видение мира. Но подлинные мифы - это отнюдь не поэзия. Архаичные мифы не были искусством, а представляли собой серьезное и практически важное знание древнего человека о мире.

Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа — полубоги и перво-предки племени, они же - культурные герои. Они создают Землю, Солнце и Луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают ее пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального. Миф - это не просто знание о мире. Это прежде всего отношение к миру. Миф содержит в себе информацию о том, как человек должен относиться к тому или иному воспринимаемому явлению, т. е. эстетическую информацию.

Если в мифе сакральный и эстетический компоненты практически неразрывны, то в фольклоре можно говорить о появлении нового синтеза: художественно-эстетического, получившего самостоятельность существования наравне с синтезом сакрально-эстетическим.

«Фольклор — исторически первое художественное коллективное творчество народа.

Если миф - это коллективная «религиозность» древности, то фольклор - это искусство бесписьменного народа, в такой же мере коллективно-безавторское, как и миф.

Фольклор развивается из мифа. Различие мифа и фольклора в том, что миф - это священное знание о мире и предмет веры, а фольклор - это искусство, т. е. художественно-эстетическое отображение мира, и верить в его правдивость необязательно. Однако в фольклоре обязательно есть мифический элемент. В процессе исторического развития миф постепенно теряет свою глубинную сакральность, приобретая черты фольклорности. Но сам фольклор, рождающийся на почве сакрализации религиозных представлений, распадается на разнообразные направления, среди которых можно выделить такие, как эпос, сказка, фидеистическое слово, загадка и т. д.

Динамику мифологического в сторону фольклорного можно представить приблизительно так:

• от мифа - к героическому эпосу. Герои эпоса уже реальные люди, время описанных событий исторично, место конкретно, форма рассказа не священное знание, а повествование о героическом и важном, но не священном;

• от мифа — к сказке. Сказка - мир невозможного и выдуманного. Главное изменение мифа на пути к сказке касалось не столько содержания, сколько отношения людей к этому содержанию и, следовательно, социального назначения этого текста. Волшебная сказка выросла из мифов, которые относились к инициации. Обряды инициации, по сути, есть испытания. Легко увидеть, что волшебная сказка состоит из цепи испытаний и перерождения в конце главного героя. Становясь сказкой, миф утрачивает связь с ритуалом и магией, теряет эзотеричность, т. е. священность и таинственность. Сказки можно рассказывать без соответствующей ситуации. Именно на поздних этапах перерождения мифа в сказку ее содержание получает комический компонент;

• от мифа к фидеистическим формам речи: заговорам, считалкам, поговоркам, клятвам и т. д. В них не смысл, а произнесенное слово приобретает магическую силу. В заговоре важно не то, что говорит колдун, а то, как он это произносит. Поэтому заговор шепчут, проклятье кричат и т. д. Именно на основе развития эстетичности и художественности речи формируются и развиваются разнообразные жанры фидеистического слова - проклятие, оберег, благословение, клятва, анафема, экзорцизм, считалка;

• от мифа к загадке: древнейшие загадки были не развлечением, а входили в магию и ритуал. В ведической традиции этот ритуал, включавший диалог в виде обмена загадками, совершали жрецы в предновогоднюю ночь. Неделя самых длинных ночей в году переживалась


как критическая точка годового цикла, когда жизненные силы мироздания как бы истончаются, Хаос побеждает Космос. Вопросно-ответное развертывание космогонии засвидетельствовано не только в древнеидийской культуре, но и в ирландской, исландской, некоторых африканских, удмуртской и других. Эстетическая суть загадки - удивить, неожиданно раскрыть то, что казалось привычным и знакомым. В ее основе - способность человека видеть сходное в разных предметах. Для мифологической картины мира характерно удвоение как принцип. С течением времени загадки теряют сакральность, но сохраняют познавательность. Они связаны с переживанием радости и восторга от внезапного озарения.

В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа - освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развита способность к рефлексии. Под последней понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия, которые были выработаны в древнегреческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля до Плотина и неоплатоников). Эстетическое отношение не было сознательным, но проявлялось во всех видах деятельности. И это было обусловлено прежде всего тем, что деятельность человека отличалась синкретичностью сознания и мироощущения - вплетенностью эстетического компонента во все виды деятельности и отсутствием рефлексионного реагирования на чувственный компонент.

Поэтому мы не можем говорить только о художественной, или только о религиозной, или только о хозяйственной и т. д. деятельности. Правильнее говорить о проявлении того или иного компонента мышления в той или иной деятельности человека (например, о рефлексии как важном компоненте мышления и о ее проявлении в деятельности, наполненной художественным компонентом).

Понятие рефлексии неприложимо к мышлению человека каменного века. Однако это мышление создало театрализацию действий и изобразительное творчество - механизм, регулирующий не только поведение человека, но и развивающий способность к связной речи, графической дея-

тельности, обобщению и образно-символическому отражению мира. Благодаря им человек осознает свою сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Для шамана, совершающего священнодействие, больной становится соучастником и зрителем театрального действия.

Художественная деятельность принадлежит одновременно двум мирам: микрокосму и макрокосму, соединяя их вместе. Шаман является и врачом, и священнослужителем, и актером, и режиссером одновременно. Ему предстоит каждый раз решать две теоремы Дидро: должен или не должен актер одобрять то, что играет; должен или не должен он сам отождествляться со своим персонажем?

Изобразительное творчество - вершина первоначальной синкретической деятельности человека, «схватывающего» законы окружающего мира. Эта деятельность представляет собой весьма сложную и глубоко специфическую форму «удвоения» мира в условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась при помощи символического использования объема, линии и цвета.

Нужно отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос о происхождении изобразительной деятельности человека и путях ее возникновения. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внимания гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих пещер», где находились оставленные неандертальцами черепа и конечности медведя, сгруппированные в своеобразные комплексы, напоминающие скульптуры. Это указывает на возникновение плоскостной изобразительности из объемного изображения, имеющего ярко выраженный символический характер. Развитие изобразительной деятельности в этом случае идет по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, соответствующим образно-абстрактному аспекту первобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобразительной деятельности с ритуалом, с его первичной формой — погребальным обрядом.

Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности позволили А. Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышления, переходного по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятельность дала возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу мышления.

Не менее важно и то, что в основе этого перехода лежит принцип про-порции, равного изменения и геометрического подобия, который является одновременно и принципом природы, и принципом познания и творчества. Ведь принцип пропорции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре.


Признание первой росписи стен времен палеолита первобытным искусством связано с изучением Альмавирской пещеры. С этой пещерой связано множество легенд. Древние готы считали, что именно здесь остаются души умерших и погибших в боях воинов. Пещера считалась святилищем, но входа в нее практически никто не знал, кроме «посвященных». Позднее, когда пещера уже стала предметом пристального изучения археологов, случайно были обнаружены ставшие сегодня знаменитыми наскальные росписи. Сегодня пещеру называют «Сикстинской капеллой палеолита». Роспись потолка содержит изображения стада бизонов и условные знаки. К сожалению, потолок пещеры заметно осел, и рассматривать росписи можно только стоя на коленях.

В дальнейшем были открыты росписи в пещерах Шабо, Ля Мут, Нио, Фон де Гом и др. Древнейшие изображения человечества по сей день скорее загадочны, чем изучены. Суть этих загадок заключается в следующем:

- удаленность и сложность обнаружения росписей в пещерах (первобытные художники почему-то предпочитали для занятий творчеством мрак и помещения с узким и труднопроходимым входом, само место росписи можно отыскать только пройдя сложный лабиринт коридоров, реку и сложный пролаз через узкий проем);

- не совсем понятным остается предпочтение росписи именно потолка, хотя роспись стены является более удобной;

- многослойность рисунков в одном месте (художник все время писал на площади предыдущей росписи, несмотря на то, что рядом есть много свободного места, что создает впечатление особой ценности не рисунка, а того места, на котором он был выполнен);

- непонятно само соотношение живых и «убитых» животных в одном изображении: 2,6% росписей - раненые звери, а 97,4 % - живые;

- росписи встречаются в основном в тех пещерах, которые расположены на вершинах гор;

- отсутствуют изображения растений, пейзажи, хотя вполне доказано, что древний человек знал, различал, использовал растения достаточно успешно.

Предполагаемые цели росписей:

• магические действия перед охотой (как правило, это одиночные изображения);

• магические действия с целью воздействия на размножение (парные фигуры);

• бесписьменные формы хранения информации (которые по времени существования были в 350 раз продолжительнее письменного периода существования искусства);

Роспись пещер производилась при помощи естественных красок, сока растений, меда и жира. Наиболее распространенными способами изобра-

жения были применение кисти из трубчатых костей и волосков шерсти на конце, выдувание из трубочки или рисование непосредственно пальцами руки. Рисунок не только прорисовывался по контуру, но и закрашивался.

Уже само наличие орнаментов на некоторых предмета быта первобытного человека позволяет говорить о наличии логического мышления у мустьерского человека. Изображения людей в масках позволяют судить о наличии театрализованных ритуалов.

Можно проследить историческую динамику развития художественной деятельности. В эпоху мадлен палеолита происходит расцвет изобразительного искусства: животные изображаются в контексте среды пасущимися, лежащими, бегущими, появляются многоцветное изображение, состоящее из 2-3 цветов, и различная сила тона (именно в это время создаются росписи Альтамирской пещеры, Фон де Гом, Ляско, Руфиньяк). Дальнейшее развитие получают скульптура и рельеф, которые укрупняются и становятся более выразительными. В Восточной Европе и в Сибири получает развитие мелкая пластика из камня и кости. Усложняется орнамент.

Искусство мезолита представлено памятниками, найденными в Восточной Испании, на Кавказе и в Средней Азии. На стенах открытых скал древний художник изображает человека и животных при помощи темно-красной и черной красок. Появляются изображения целых сцен. Само изображение становится схематичным, но более динамичным и подвижным, связанным с конкретной деятельностью. Таким образом, изображение становится носителем смыслов.

Искусство неолита обращается к таким образам, как небо, вода, солнце, земля, огонь. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, эстетика быта. Появляются стилизованные абстрактные мотивы. В орнаментах начинает прослеживаться симметрия.

В эпоху бронзы появляется новый вид художественного творчества: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Начинают изготавливаться металлические украшения. Одежда получает разнообразие художественных деталей: пояса, пряжки и застежки-фибулы. Оружие становится также носителем художественной значимости. Главным предметом антропоморфных изображений становится не женщина, а мужчина. Развивается мегалитическая архитектура и монументальная пластика (каменные бабы).

В эпоху железного века, связанную с появлением патриархального рабства племенной аристократии и ведением активных войн, возникает «профессиональная» специализация (художники, певцы и сказители, мастера-ремесленники). Основным видом творчества остается прикладное искусство. Происходит процесс нарастании декоративности и орнамен-тальности. На произведениях гончарного искусства преобладает отделка с изображением не только орнаментов, но и человека и животных. Вообще


образ человека начинает явно конкурировать с образами животных. Наиболее яркой культурой данного периода на территории бывшего СССР считается скифская культура (Северное Причерноморье, Кубань и Алтай) с центром, располагавшимся недалеко от современного Симферополя. По утверждению Геродота, скифы выкладывали за пределами города большой холм из хвороста, водружали на его вершине меч, а потом сжигали это сооружение. Причем оно было местом поклонения. Изображения животных, как правило, имели связь с магическими представлениями.

Существует несколько подходов к периодизации художественной деятельности первобытных людей. Приведем лишь некоторые из них.

Люке ввел периодизацию первобытного изобразительного искусства на основе выделения особых стилевых характеристик:

• этап «случайного реализма»;

• этап «намеренного реализма».

Согласно такой периодизации динамика была такова: сначала человек осознал свою возможность изображать то, что он видел, а потом захотел преднамеренно это изображать.

Существует и другая периодизация. Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Мортилье:

• 100-35 тыс. лет тому назад — мустьерская культура;

• 35-30 тыс. лет тому назад - шательперрон;

• 30-25 тыс. лет тому назад - ориньяк;

• 25-20 тыс. лет тому назад - граветт;

• 20-15 тыс. лет тому назад - протомадлен;

• 15-10 тыс. лет тому назад - мадлен.

Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Пьетто:

• «эпоха слонов»;

• «эпоха лошади»;

• «эпоха северного оленя»;

• «эпоха благородного оленя» (стиль, близкий к импрессионизму). Особенность мироощущения человека первобытности во многом обусловлена некоторой невычленяемостью самого себя из окружающего мира, отсутствием самосознания. Интересно, что среди изображений первобытной культуры особенно много изображений человеческой руки. Очевидно, отпечаток руки символизировал самого человека.

Среди изображений человека преобладают статуэтки женщин без лица, иногда женщин и мужчин вместе (как правило, во время полового акта - Африка) и совсем редко - мужчин. Изображения человека, также как и другие изображения этого периода, очень тесно связаны с ритуалами магического характера. Часто их носили как амулеты, привязывая вверх ногами к руке или ноге.

Вообще для первобытного человека характерно ощущение внутренней связи изображаемого предмета или явления и его изображения. Именно эти представления лежат в основе веры священности имени человека. Имя — это часть самого человека, поэтому оно может меняться несколько раз за период жизни и произносить его без причины не следует, так как каждое его озвучивание опасно для самого человека. В наши дни у некоторых примитивных народов можно встретить наличие нескольких имен: одно для всех, другое для себя.

Проследить данную особенность легче на примере становления скульптуры. Предметный пантеон древней мифологии неолита состоял из камней, палок, стволов деревьев, которые одновременно являлись и первыми примитивными орудиями, открывающими историю материально-технической культуры человечества. Это совпадение не случайно: именно орудия труда, увеличившие мощь человека в окружающем мире, могли стать символами самостоятельных сил. Особенно наглядно это выступает в обожествлении более поздних предметов материальной культуры (главным символом Зевса был обоюдоострый топор, Афина почиталась в виде копья, Аполлон - в виде колонны, Дионис - амфоры с вином). Сосудам и некоторым другим предметам быта отводилась не только утилитарная, но и магическая роль. Иногда они использовались для погребения мертвых, когда в них помещали тело усопшего или его прах, что свидетельствует о сакральном втором плане их восприятия. Согласно представлениям древних людей, предметы жили самостоятельной жизнью, они охотились, готовили пищу и т. д. и при этом помогали или мешали людям. Человек представлялся как один из предметов в мире. Поэтому необходимости в наделении предметов человеческими чертами не было.

Когда возникло разделение людей по преимуществу власти, предметы стали символами могущества. Но главным символом новой идеологии стало человеческое тело героя-предка, героя-вождя. Формы живого человеческого тела начинают накладываться на предметы реального мира. Появляются топоры с элементами рук и ног, сосуды с частями человеческого лица и т. д. В предмете начинает разделяться техника и религия, в мастерстве производства и использовании — утилитарное и художественно-эстетическое. Возникают предметы-скульптуры, которыми нельзя пользоваться в повседневной жизни, и предметы-боги, которым можно только поклоняться (идолы). Человеческое тело рассматривается как совокупность разрозненных символов-изображений разнородных предметов.

Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т. е. выполняет идеологическую функцию.


В основе произведений искусства дописьменной и особенно пред-письменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, также как игры, танцы, театрализованные представления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г. В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идео-пластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально.

В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными функциями: статуэтки -вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной. Синкретизм древнего искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те, и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения.

Первобытный и традиционный религиозно-художественный комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину мироздания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полнотой, т. е. речь идет о его познавательной функции. Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии - овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному миру, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета. Это - особенная форма познания, отличающаяся от собственно научного познания уже тем, что «истины от искусства» даны нам в непосредственном восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа.

Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что мироощущение первобытного человека обладало спецификой, но при этом его корни по-прежнему присутствуют в мироощущении современного

Человека. Эта связь времен обусловлена наличием чувственного компонента в восприятии мира. Во времена первобытности произошло возникновение и становление эстетического сознания, способного проявляться в деятельности человека на разных уровнях. Наиболее ярко этот процесс проявился в факте возникновения художественной деятельности и в становлении ее видового разнообразия (изображение, театральность, монументальность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow