Древний Египет

Наши представления об особенностях эстетического мышления в Древнем Египте складываются в основном из изучения высказываний литературных источников и произведений искусства.

Древние египтяне под прекрасным понимали конкретные свойства разнообразных природных вещей и явлений. Прекрасное для них имеет земное происхождение. Красота не просто восхищает, но способна воздействовать на человека, влиять на его представления о мире. Поэтому в древних культурах вообще прекрасное практически отождествляется с божественным началом. Египетские боги прекрасны не потому, что они божественны, а потому, что похожи на человека, который прекрасен.

Тело человека рассматривается как «сосуд», «вместилище» божественного начала. Это соотношение человеческого и божественного наиболее ярко представлено в понимании института фараона. Слово «фараон» дословно означает «большой дом». Фараон - это человек, тело которого является вместилищем божественного начала. Бог присутствовал в нем не всегда, а только тогда, когда ему необходимо было «править шагом». Большую часть времени Божественное начало и тело фараона существовали раздельно. Поэтому тело фараона должно было быть особенно красивым, здоровым и ухоженным не только при жизни, но и после смерти. Поэтому же во время религиозных церемоний, суть которых сводилась к общению жрецов высшего ранга с божественным началом, вселенным в тело фараона, сам фараон должен был соблюдать величайшую неподвижность. Красота человеческого тела имела самостоятельное название - «нефер» и обязательно входило в титул фараона.

Египтяне умели видеть прекрасное даже в том, что современному человеку кажется безобразным. Это было обусловлено прежде всего тем, что они стремились изобразить не то, что видели, а то, что мыслили. Например, смерть у них наполнена красотой и воспеваема поэтами. Это связано с тем, что саму смерть в Египте рассматривали не как конец жизни, а как переход в Вечность. Смерть, наполненная жизненным содержанием, не могла пугать и казаться безобразной. Прекрасное - не только объект для созерцания, а прежде всего — могущественная сила, несущая человеку не только радость, но и саму жизнь. Прекрасное в человеке рассматрива-


ется как наиболее совершенное выражение жизни. Важно заметить, что египтяне, возможно, первыми в истории человека отметили связь эстетического и этического начал.

Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Красота в природе и внешней жизни, запечатленная в украшениях, индивидуализировала до известной степени даже самые обыденные веши.

Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет (бог солнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Свет и красота выступают «жизнедателями», началом и основой жизни, которую египтяне в своих мифах производили от Солнца. Они являются благом, пределом мечтаний древних египтян.

Для мироощущения древних египтян характерен дуализм:

между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления, отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, а речь упорядочивает их;

изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным;

связь духовного и рационального в человеке прослеживается в понимании функций некоторых органов (центр человека - сердце). Собственно искусство еще не было дифференцировано по видам, а

представляло собой единое целое - производства, религии, быта. Искусство Древнего Египта - особый способ материализации цельного мировосприятия человека.

Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности в ее основных литературных жанрах. Богом мудрости и письма был бог Тот. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура в подчинении к архитектуре. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Египтяне уже в древности знали канон пропорций изображаемого, в основе которого лежало цифровое значение «золотого сечения» - 1,618... Гармония пропор-

ций входила во все виды художественной деятельности и обеспечивала ее единство. Известно, что в Древнем Египте имелись специальные руководства для живописцев, например, «Предписания для стенной живописи и канон пропорций» (но этот документ для истории потерян).

Впервые в истории человечества канон становится главным эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Истинный художник признавался мастером только при условии владения всеми основами канона. Но высоким искусством произведение мастера становилось за счет умелого незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Европы Средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: