Древняя Индия

Специфическими чертами мироощущения народов Древней Индии можно считать следующие:

• восприятие мира как процесса вечного обновления и перерождения, а не как возникшего явления;

• разделенность Вселенной на мир воспринимаемый и невоспринимае-мый, слышимый и неслышимый, видимый и невидимый;

• понимание символического значения как связи этих двух миров (выразительность как проявленность);

• наделение качествами идеала красоты такого явления, как Огонь. Специфику эстетических представлений Древней Индии можно

представить только с позиции ее включенности в систему религиозных учений - индуизма. Индуизм - религия обожествляемого слова, речи. В древнеиндийской мифологии среди наиболее почитаемых божеств -богиня реки Сарасвати (по некоторой версии Сарасвати - это сакральное имя реки Инд). Интересно, что одновременно Сарасвати — это еще и богиня речи, покровительница поэзии, изобретательница санскрита (дословно «составленный, совершенный» литературный древнеиндийский язык послеведийской поры). Речь считалась созданной из воды творцом всего сущего Праджапати.

Священность Слова в индуизме связано также с представлениями о том, что дать имя чему-либо - это то же самое, что и сотворить. Поэтому главной спецификой эстетики Древней Индии можно считать нацеленность ее идей на искусство слова. Слово, как носитель некоторого смысла, закрепленного в символическом озвучивании и произношении, повлияло и на то, что второй особенностью эстетических теорий этой культуры считается предельный символизм изображения.

Особое место в эстетической системе Индии отдано звуку. Посредством звука осуществляется взаимодействие макромира и микромира.


Именно в Индии существует и по сей день особый вид взаимодействия человека с окружающим миром, называемый «звуковой медитацией». Мудрец Индии Нарада высказывался о том, что мир был создан Брахмой через звучащие гимны. Есть упоминание Матанги (автора знаменитого трактата о музыке) о том, что в барабане Шивы хранится космический звук «нада», слышать который могли только боги. Поэтому в отличие от представлений древних греков о мире как о хорошо настроенном инструменте, издающем только гармоничное звучание, в миропонимании индийцев в древности о звучании мира присутствовала более сложная структура, отличающаяся периодами дисгармонии и гармонии. Понятие «паузы» пришло в обиход музыкантов мира именно из индийской культуры. Иерархия сакральности выстраивается таким образом: высшая са-кральность - тишина, низшая сакральность - звучание.

Само понятие звука в древнеиндийской традиции очень многозначно. Если для европейской традиции главным свойством звука является частота, а дополнительным - обертон, то для индийской - несколько характеристик звучащего: «свара» (зона или аура звучащего тона, макрокосм), «шрути» (понятие, приближенное к европейскому тону, микрокосм), «нада» (мировое звучание вообще).

Литература Древней Индии делится на две ветви: шрути (слышимая) и смрити или самрити (запоминание). Литература шрути - это священные тексты-сказания, полученные от богов и передаваемые людям только поэтами-мудрецами, вдохновленными богами, и только в устной форме.

Изобразительное искусство Индии символично. Наиболее популярными символами являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др.

Художественная культура Древней Индии отличается превалированием выразительного начала над изобразительным. Поэтому наряду с изобразительными искусствами и литературой значительное место принадлежит танцу и театру.

Театр возник в Древней Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. Первый трактат по теории театра, очевидно, был создан именно в Индии и назывался «Натьяшастра». Натья (театр) строился тогда на взаимодействии сценической игры, музыки и танца. В произносимом актерами тексте органически сочетались проза и поэзия. В дальнейшем произошла дифференциация танца на «нритту» (танец эстетического направления) и «нритыо» (танец, несущий смысловую нагрузку). Самым выдающимся драматургом Древней Индии был Калидаса.

Присутствие живописи в театре очень условно и опосредовано звучанием. Сама система индийской музыки построена по принципу раг - ла-дово-ритмических образований, которым приписывается определенное

психологическое и этическое воздействие. Слово «рага» в буквальном переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», т. е. нечто, способное «окрасить» сердца людей в определенный цвет, который создается исполнителем. Каждая рага связана с определенным временем суток или года и должна вызвать у человека состояние, соответствующее состоянию природы в это время.

Таким образом, эстетика искусства основана на принципе синестезии — одновременной воспринимаемости всеми органами чувств нескольких видов художественной деятельности. Поэтому говорить об индийской музыке или индийском театре как самостоятельных видах искусства просто неправильно. Искусство Индии изначально синкретично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: