Специфическими чертами мироощущения народов Древней Индии можно считать следующие:
• восприятие мира как процесса вечного обновления и перерождения, а не как возникшего явления;
• разделенность Вселенной на мир воспринимаемый и невоспринимае-мый, слышимый и неслышимый, видимый и невидимый;
• понимание символического значения как связи этих двух миров (выразительность как проявленность);
• наделение качествами идеала красоты такого явления, как Огонь. Специфику эстетических представлений Древней Индии можно
представить только с позиции ее включенности в систему религиозных учений - индуизма. Индуизм - религия обожествляемого слова, речи. В древнеиндийской мифологии среди наиболее почитаемых божеств -богиня реки Сарасвати (по некоторой версии Сарасвати - это сакральное имя реки Инд). Интересно, что одновременно Сарасвати — это еще и богиня речи, покровительница поэзии, изобретательница санскрита (дословно «составленный, совершенный» литературный древнеиндийский язык послеведийской поры). Речь считалась созданной из воды творцом всего сущего Праджапати.
|
|
Священность Слова в индуизме связано также с представлениями о том, что дать имя чему-либо - это то же самое, что и сотворить. Поэтому главной спецификой эстетики Древней Индии можно считать нацеленность ее идей на искусство слова. Слово, как носитель некоторого смысла, закрепленного в символическом озвучивании и произношении, повлияло и на то, что второй особенностью эстетических теорий этой культуры считается предельный символизм изображения.
Особое место в эстетической системе Индии отдано звуку. Посредством звука осуществляется взаимодействие макромира и микромира.
Именно в Индии существует и по сей день особый вид взаимодействия человека с окружающим миром, называемый «звуковой медитацией». Мудрец Индии Нарада высказывался о том, что мир был создан Брахмой через звучащие гимны. Есть упоминание Матанги (автора знаменитого трактата о музыке) о том, что в барабане Шивы хранится космический звук «нада», слышать который могли только боги. Поэтому в отличие от представлений древних греков о мире как о хорошо настроенном инструменте, издающем только гармоничное звучание, в миропонимании индийцев в древности о звучании мира присутствовала более сложная структура, отличающаяся периодами дисгармонии и гармонии. Понятие «паузы» пришло в обиход музыкантов мира именно из индийской культуры. Иерархия сакральности выстраивается таким образом: высшая са-кральность - тишина, низшая сакральность - звучание.
Само понятие звука в древнеиндийской традиции очень многозначно. Если для европейской традиции главным свойством звука является частота, а дополнительным - обертон, то для индийской - несколько характеристик звучащего: «свара» (зона или аура звучащего тона, макрокосм), «шрути» (понятие, приближенное к европейскому тону, микрокосм), «нада» (мировое звучание вообще).
|
|
Литература Древней Индии делится на две ветви: шрути (слышимая) и смрити или самрити (запоминание). Литература шрути - это священные тексты-сказания, полученные от богов и передаваемые людям только поэтами-мудрецами, вдохновленными богами, и только в устной форме.
Изобразительное искусство Индии символично. Наиболее популярными символами являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др.
Художественная культура Древней Индии отличается превалированием выразительного начала над изобразительным. Поэтому наряду с изобразительными искусствами и литературой значительное место принадлежит танцу и театру.
Театр возник в Древней Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. Первый трактат по теории театра, очевидно, был создан именно в Индии и назывался «Натьяшастра». Натья (театр) строился тогда на взаимодействии сценической игры, музыки и танца. В произносимом актерами тексте органически сочетались проза и поэзия. В дальнейшем произошла дифференциация танца на «нритту» (танец эстетического направления) и «нритыо» (танец, несущий смысловую нагрузку). Самым выдающимся драматургом Древней Индии был Калидаса.
Присутствие живописи в театре очень условно и опосредовано звучанием. Сама система индийской музыки построена по принципу раг - ла-дово-ритмических образований, которым приписывается определенное
психологическое и этическое воздействие. Слово «рага» в буквальном переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», т. е. нечто, способное «окрасить» сердца людей в определенный цвет, который создается исполнителем. Каждая рага связана с определенным временем суток или года и должна вызвать у человека состояние, соответствующее состоянию природы в это время.
Таким образом, эстетика искусства основана на принципе синестезии — одновременной воспринимаемости всеми органами чувств нескольких видов художественной деятельности. Поэтому говорить об индийской музыке или индийском театре как самостоятельных видах искусства просто неправильно. Искусство Индии изначально синкретично.