В Республике Беларусь перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном сообщениях осуществляются железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), трубопроводным и воздушными видами транспорта, которые составляют транспортный комплекс республики. 'Роль каждого из них оценивают удельным весом в общем объеме перевозок (в тоннах) и в транспортной работе — грузообороте (в тонно-километрах).
Удельный вес видов транспорта в транспортном комплексе Республики Беларусь, %
Вид транспорта Доля вида транспорта в объеме перевозок в грузообороте
Железнодорожный 23,3 77,1
Автомобильный 76,0 22,6
Речной и воздушный 0,7 0,3
Состояние транспортной отрасли Республики Беларусь как одного из элементов логистической инфраструктуры характеризуется следующими основными тенденциями:
* объемы перевозок на всех видах транспорта уменьшаются;
* железнодорожный транспорт испытывает нехватку подвижного состава, его отличают слабое использование и нерациональная структура транспортного парка.
|
|
* значительная часть перевозок переключается с железнодорожного транспорта на автомобильный, однако неудовлетворительное состояние автомобильных дорог не позволяет автотранспорту полностью освоить возросшие объемы;
* темпы роста расходов на транспорте опережают темпы роста доходов;
* перевозки грузов всеми видами транспорта, кроме речного, рентабельны. По уровню рентабельности основные виды транспорта располагаются в следующей последовательности: трубопроводный, железнодорожный, автомобильный;
* справочно-информационное обслуживание клиентуры недостаточно
полное и качественное;
* требует совершенствования система транспортно-экспеди-ционного обслуживания клиентуры.
Основную часть перевозочной работы в республике (более 70 % общего грузооборота) выполняет железнодорожный транспорт, который представлен Белорусской железной дорогой (магистральные перевозки) и ППО «Белпромжелдортранс», обслуживающим подъездные железнодорожные пути предприятий. Общая протяженность железнодорожных путей страны в
Экономико-географическая компактность территории республики обусловливает широкое использование в обслуживании клиентуры автомобильного транспорта.
Важнейшим элементом логистической инфраструктуры Беларуси является сеть автомобильных дорог общего пользования. Их протяженность составляет более 80 тыс. км, причем 90 % — дороги с твердым покрытием.