Управление транспортировкой и организация перевозочного процесса

Грузовые перевозки могут осуществляться как одним, так и несколькими видами транспорта внутри страны и в международном сообщении и по данным признакам классифицируются как интер-, мульти- и юнимодальные, внутриобластные, городские, местные.

В зависимости от свойств грузы подразделяются на следующие виды: а) тарно-штучные,; б) навалочные (уголь, руда и т.п.), в) насыпные,; г) наливные; д)скоропортящиеся, По условиям перевозки грузы делятся на перемещаемые а) в универсальном подвижном составе, б) в специализированном подвижном составе (зерно, цемент, удобрения, негабаритные и тяжеловесные), в) опасные.

По использованию грузоподъемности подвижного состава грузы классифицируются на а) легковесные, перевозка которых происходит с недоиспользованием грузоподъемности транспортного средства (лес), б) тяжеловесные, обеспечивающие его полную загрузку.

Перевозки грузов железнодорожным транспортом могут выполняться:

* в пределах одной дороги (местного сообщения);

* в пределах двух и более дорог (прямого внутреннего сообщения);

* с участием железной дороги и других видов транспорта по единому перевозочному документу (смешанного сообщения);

* в пределах двух и более государств (прямого международного сообщения).

Партия груза, предъявленная к перевозке по одному перевозочному документу, называется отправкой. Различают следующие виды отправок:

* мелкая — весом до 10 т;

* малотоннажная — от 10 до 20 т;

* повагонная (контейнерная) — партия груза, обеспечивающая полную загрузку вагона (контейнера);

* групповая — несколько вагонов с однородным грузом;

* маршрутная — целый состав поезда с однородным грузом.

Грузы могут перевозиться грузовой (малой) и большой скоростью. Ее выбирает и указывает в перевозочном документе (накладной)отправитель.

Накладная составляется на каждую отправку, это основной документ, имеющий силу договора перевозки. В дополнение к ней по отдельным видам грузов прилагаются сертификаты качества, ветеринарные свидетельства, карантинные удостоверения.

Накладная и дорожная ведомости следуют с грузом от станции отправления до станции назначения. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления, а отправителю выдается квитанция в подтверждение приема у него груза.

Основными перевозочными документами на автотранспорте являются путевой лист и товарно-транспортная накладная. По назначению подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется на парк общего назначения и специализированный — для перевозки цемента, леса и др.

По грузоподъемности парк делят на пять классов:

* особо малой грузоподъемности — до 1 т; * малой — 1—2 т; * средней — 2—5 т;

* большой — 5—10т; * особо большой грузоподъемности — более 10 т.

Для планирования, учета и последующего анализа эффективности работы автомобильного подвижного состава существует система технико-эксплуатационных показателей, которые условно можно разделить на две группы коэффициентов, отражающих а) степень использования подвижного состава, б) ре-зультаты его работы.

Показатели степени использования подвижного состава следующие:

* коэффициент технической готовности;

* коэффициент выпуска подвижного состава на линию;

* коэффициент использования автомобилей;

* коэффициент статического использования грузоподъемности;

* коэффициент динамического использования грузоподъемности;

• коэффициент использования пробега.

Вопрос 57 Выбор варианта транспортного обслуживания

При выборе варианта транспортного обслуживания необходимо определить общие принципы управления транспортировкой.

Выделяют 2 основных принципа:

1) экономия за счет масштаба грузопереработки

2) экономия за счет дальности маршрута

Рассмотрим 1-й принцип: Экономия происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки тем меньше расходы на единицу груза.

Этот принцип актуален для железной дороги и водного транспорта. Эффект за счет масштаба возникает когда постоянная составляющая стоимости перевозки распространяется на весь груз:

* Административные расходы

* Стоимость простоев

* Погрузка-разгрузка

* Эксплуатационные расходы на подвижной состав

Та часть расходов, которая не зависит от стоимости груза распределяется. Рассмотрим 2-й принцип. Принцип за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния.

Причина этого в том, что тарифы на дальние перевозки при расчете на единицу расстояния как правило ниже.

Транспортные тарифы – механизм формирования оплаты компаниям перевозчикам за транспортирование и сопутствующие услуги.

Железнодорожные тарифы подразделяются на виды:

1. Общий тариф – определяет стоимость перевозки основной массы груза

2. Исключительные тарифы, которые содержат специальные надбавки или скидки на общие тарифы – за особые условия транспортировки

3. Льготные тарифы предназначены для перевозки специальных грузов или грузов для нужд железных дорог.

4. Местные тарифы – тарифы, сборы и надбавки, действующие в пределах одной железной дороги.

Виды тарифов на автомобильном транспорте:

1. Сдельные за перевозку грузов (1 т)

2. Повременные тарифы за перегон пустого транспортного средства

3. Контрактные тарифы (по договоренности сторон)

Задачи для выбора средства транспортировки:

1. Определить вид транспорта

2. Определить тип транспортного средства в зависимости от средства груза

3. Выбрать поставщика

4. Совместное планирование транспортного и складского процесса

5. Согласование транспортных и погрузочных работ

6. При перевозке различными видами транспорта совместное планирование производства

7. Определить рациональный маршрут доставки

8. Определить суммарные расходы доставки грузов.

Вид транспорта Постоянные издержки Переменныеиздержки

Железнодорожный

транспорт Высокие (содержание ж/д инфраструктуры косвенно ложится на перевозчика) Низкие (за счет больших масштабов перевозок)

Автомобильный

транспорт Низкие (ремонт и содержание дорог проводится за счет бюджета и перевозчики косвенно оплачивают через налоги) Средние (выше чем на ж/д, расход топлива относительно большой, а масштаб перевозок маленький)

Водный транспорт Средние (за счета морских судов и их обслуживания) Низкие (за счет масштабов перевозки)

Трубопроводный

транспорт Высокие (плата за строительство и за землю) Самые низкие (за счет использования электроэнергии для обслуживания

Воздушный

транспорт Средние (инфраструктура аэропортов и амортизация самолетов) Высокие (за счет большого расхода топлива и маленького масштаба перевозок и дорогостоящие техобслуживание)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: