Обращение Правительства Дальневосточной Республики к населению 6 страница

26—27. В Оренбурге и Платовке (900 тыс. и 600 тыс. пуд.) оборудование было вывезено или уничтожено. (В Платовке это было сделано пьяными казаками.)

28. В Уральске (150 тыс. пуд.) то же положение, что и в Платовке.

* В тексте ошибочно — 600 пуд. В других местах данного раздела при указании емкостей элеваторов в тексте было также пропущено «тысяч»; эта ошибка исправлена, что в дальнейшем не оговаривается. ** В тексте ошибочно — последнего,


Кредиты, выделенные для ремонта этих элеваторов, достигают 11 млн. руб, хотя до войны этот ремонт потребовал бы лишь 2,55 млн. руб.

Невозможно было учесть даже приблизительно материал для приемки, хранения и заготовки фуража (брезент, прессы и т. д.). Зарегистрированная цифра в 219 500 руб. касается лишь крайне незначительного числа предметов эгои категории. Кроме того, в Продовольственном комитете Орловской губ. было похищено на 732 000 руб. тары (мешки и т. д.), а в Грязях Тамбовской губ. — на 138 700 руб.

К сожалению, количество готовых продуктов, разграбленных и попавших в руки врага, не поддается пока учету, хотя оно в значительной степени подняло бы сумму ущерба по ведомству продовольствия.

Приведенные выше итоги охватывают:

1. Содержание армии и флота.........1 778,71 млн. руб,

2. Содержание семей мобилизованных.... 12,88» *

3. Ущерб, нанесенный рыбным промыслам. 16,10 > з>

4. Ущерб от разрушения элеваторов и пр.. 12,08» т>

Итого.........1 819,77 млн. руб.

В качестве «иллюстрации» к вышеприведенным цифрам большой интерес представляют документы, доставленные губернскими отделами продовольствия, в частности Саратовским отделом. Здесь читателю представится картина насилий, учиненных войсками Деникина над населением. Так, Камышинский кооперативный союз потерял товара на 2 867 000 руб.

Когда директор Камышинских боен Волков спросил, по чьему приказу уводится скот, деникинскии офицер пообещал «отстегать его или повесить» (см. протокол № 9, дело 79-а Саратовской губ.)

Разгром складов прекратился на некоторое время в связи с тем, что военные власти белых сочли необходимым установить охрану для поддержания порядка; но вскоре эта охрана сама приняла активное участие в грабежах (см. акт № 3 правления Камыш и некого кооперативного союза). На одном Счете, предъявленном (и неоплаченном) за товары и продукты, выданные штабам белых и офицерским собраниям и т. д., мы видим характерную надпись: «Получил оригинал неоплаченного счета. Есаул Шевченко, 28 июля 1919 года».

Можно до бесконечности увеличить число таких примеров насилия и грубого произвола. Этим достаточно характеризуется моральный уровень белых армий.

КОМИССАРИАТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.....I 074 млн. руб.

(плюс 2146 млн. руб. по 11 категории)

Вопросу транспорта было отведено в программе Генуэзской конференции особое место, и действительно, значение этой проблемы трудно переоценить.

РСФСР и другие республики должны получить компенсацию за тот ущерб, который вызван невозможностью эксплуатировать с 1918 по 1920 г, весьма значительную часть российской железнодорожной сети, занятой белыми армиями, и даже в 1921 — 1922 гг. железнодорожную сеть Бессарабии и части Восточной Сибири, все еще оккупированных румынскими и японскими войсками, хотя противозаконность этого захвата, основанного на грубом произволе, очевидна всему миру. Равным образом должна быть выплачена стоимость восстановления сооружений и оборудований, взорванных и сожженных во время интервенции и гражданской войны.

Убыткн и потери по железнодорожному транспорту включают следующие ьиды ущерба:


I

Млн. руб.

а) Стоимость ремонта железнодорожных участков, находившихся в руках белы.х армий............... 700

б) Стоимость восстановления разрушенных мостов..... 128

в) Ремонт станций, путевых и гражданских сооружений

(без внутреннего оборудования)............... 49,!7

г) Стоимость уничтоженного и ремонта испорченного подвижного состава....................... 58,53

д) Восстановление 50% оборудования службы • пути и снеговых защит......................... 6,33

е) Восстановление оборудования мастерских, депо, сооружений водоснабжения...................... II

ж) Восстановление разрушенного оборудования и имущества службы движения................... И,73

з) Стоимость восстановления разрушенного оборудования электротехнической службы.................. 23

и) Стоимость уничтоженных материалов, инвентаря и топлива на складах железных дорог.............. 86,24

Итого.................1 074 млн. руб.

Ниже приводятся расшифровка статей и подтверждение расчетов:

а) Общее протяжение участков, разрушенных в большей или меньшей степени при переходе из рук в руки, исчислено Народным Комиссариатом Путей Сообщения в размере 70 024 верст. При этом протяжение участков, разрушенных один раз, равно 47 638 верстам, а участков, разрушенных два раза и более,— 22 386 верстам. Средняя стоимость восстановления каждой версты может быть принята в 10 000 руб., т. е. в l/i2—Vis первоначальной стоимости сооружения (определяемой в!25—150 тыс. руб за версту).

На первый взгляд может даже показаться странным, каким образом протяжение разрушенных железнодорожных участков могло превысить длину всей российской железнодорожной сети. Но здесь нет никакого преувеличения, и нижеследующий расчет, приведенный в качестве иллюстрации (мог бы быть приведен совершенно детальный расчет), покажет, в чем здесь дело: на! мая 1919 г. РСФСР имела только 23 000 верст железнодорожных путей, к началу!920 г. — 37 000 верст, к 1 апреля — 53 000 верст. При таких условиях до 2/з российской сети находилось в разные периоды интервенции и гражданской войны в руках белых армий, затем отвоевывалось Красной Армией, переходило еще раз в руки белых, пока наконец не перешло окончательно в руки Советской Федерации.

б) В эту статью вошли расходы по восстановлению деревянных мостов— 4 286 саж. — 4,3 млн. руб.; каменных мостов — 25 саж. * — 2 млн. руб.; металлических мостов —28 320 саж. — 93,5 млн. руб.; опор (30% общей стоимости) —28 млн. руб. Итого (в круглых цифрах) — 127,8 млн. руб.

Другой расчет дает, правда, меньшую цифру — 34,!! млн. руб., но он еще не охватывает всех элементов стоимости восстановления.

Ниже приводятся расчеты по восстановлению разрушенных искусственных сооружений, за вычетом разрушений на территориях, отошедших по мирным договорам к Эстонии, Латвии, Польше и т. д.:

1) Разрушено и повреждено мостов с металлическими фермами 3 35!, общим протяжением 33 683 саж.; требуется поставить новые металлические фермы с устройством обходных путей, временных мостов, с разборкой и расклепкой обрушенных ферм и т. д.:! 908 263 пуда по 8 руб. за пуд или на сумму 15,266 млн. руб.;

* Так в тексте. Очевидно речь идет о 2 500 саж,


2) Ремонт поврежденных ферм с разборкой и выправкой поврежденных элементов, добавлением нового металла, устройством обходных путей и т. д. на сумму 13.693 млн. руб. (1 14! 096 пуд. по!2 руб.);

3) Восстановление сожженных деревянных мостов (13 464 саж. по 350 руб. сажень) на сумму 4,712 млн. руб.;

4) Восстановление разрушенных каменных опор (2 227 куб. саж. по 200 руб.) на сумму 0,445 млн. руб.

Общая стоимость восстановления 34,117 млн. руб.

Необходимо заметить, что расчеты по восстановлению (128 млн. и 34 млн. руб.) крайне неполны, и ущерб от разрушений одних только мостов значительно превышает самую высокую из этих цифр Некоторые дороги потерпели ущерб, выражающийся в сотнях разрушенных мостов: железные дороги Юго-Запада—423, Юго-Востока—-347, Среднеазиатские — 349, Рязано-Уральская — 226, Владикавказская — 200, Екатерининская — 182 и т. д.

в) Общий объем подлежащих восстановлению станций и других зданий определяется в 163 889 куб. саж., причем каждая [кубическая] сажень оценивается в 300 руб.

г) Восстановление уничтоженного и разрушенного имущества подвижного состава железных дорог Юго-Востока, Самаро-Златоустовской, Ряза-но-Уральской,. Орловско-Витебской, Кавказской, Окружной, Александровской, Московско-Киево-Воронежской — 23,53 млн. руб. и по остальным дорогам — 35 млн. руб.

д) Общее протяжение пути, который подлежит восстановлению, определено в 47 638 верст, из каковой цифры исключаются 5 437 верст, приходящихся на Польшу и Западный фронт.

е) Восстановление имущества мастерских и депо 10,3 млн. руб. Оборудование установок по водоснабжению. 0,7»»

П млн. руб.

ж) Стоимость разрушенного инвентаря исчислена на 42 000 верст, за вычетом линий, отошедших к Польше, Латвии, Эстонии и т. д. из расчета 278 руб. за версту.

з) 22 365 верст телеграфной линии......0,223 млн. руб.

130 948 верст телеграфных проводов.... 13,094» >

6 600 телеграфных аппаратов........ 1,320 > >

2 700 станций.................. 1,350 > >

1! 000 телефонных аппаратов........ 0,550 > >

220 коммутаторов.............. 0,110 > >

882 семафора................. 0,822 > >

412 аппаратов................ 0,!б4» >

2 840 блоков.................. 0,994 > >

680 стрелок.................. 0,204 > >

1 840 центральных стрелок......... 2,392 > >

электростанций.................!,774 >»

" 23,297 млн. руб.*

и) На основании данных дорог, представивших расчеты, убыток на одну версту разрушенного пути исчисляется в 46 080 руб. 50 коп., а на одну версту линий 2 102 руб. 50 коп.

Общий ущерб.............1 074 млн. руб.

* Итог по данным таблицы составляет 22,997 млн, руб.


II

Во II категорию убытков по железнодорожному транспорту входят: А. Убытки, вызванные обесценением стоимости сети (т. е. разрушением и износом подвижного состава, строений и земляной насыпи, искусственных сооружений и пр.) —2/s от капитальной стоимости сети в 7 430 млн. руб. —2 972 млн. руб., а за вычетом '/з на железнодорожные пути на отошедших от России территориях по договорам с различными государствами —! 982 млн. руб.

Б. Стоимость непосредственных потерь вследствие захвата Бессарабии Румынией и значительной части территории Дальневосточной Республики Японией и поддержанными ими контрреволюционными организациями;

а) стоимость I 020 верст железных дорог, захваченных Румынией..............136,68 млн. руб.

б) стоимость подвижного состава на этих дорогах........................!3,7 > >

в) стоимость 4 315 верст железных дорог, занятых Японией и белогвардейцами.....655,95 > >

г) стоимость подвижного состава на этих

дорогах.......................18,00 >»

Итого..........824,33 млн. руб.

д) В подсчет не включена стоимость [эксплуатации за годы оккупации] Китайской Восточной железной дороги протяженностью в 1 630 верст — 248 млн. руб.

Стоимость эксплуатации и ремонта за период оккупации исчисляется в 20% стоимости железнодорожного имущества, т. е. !Д от 824,33 млн. руб., или 164,87 млн. руб., что является ущербом по категории II Б.

Более детальный анализ приведенных цифр подкрепляется следующим расчетом.

II А

Обесценение стоимости железнодорожной сети составляет 1982 млн. руб.

Обесценение стоимости железнодорожной сети есть результат разрушения и износа подвижного состава, наземных строений и земляной насыпи, сооружений и т. д.

При нормальном состоянии каждой железной дороги погашение капитала ее сооружении производится в течение 25 лет равномерными ежегодными отчислениями, составляющими при 4 сложных процентах роста 2,4% от капитальной стоимости дороги, исходя из нормы амортизации.

Нормальный срок погашения капитальной стоимости сети сокращен с 25 до 15 лет, что понятно, если принять во внимание степень износа сети. Математические исчисления дают более точный процент, именно 39% износа сети, но общее обесценение можно без большой ошибки принять в 2/з стоимости сети, т. е. 2/5 от 7 430 млн. руб. — 2 972 млн. руб.*, за вычетом же 1/э на отошедшие от России железнодорожные пути —! 982 млн. руб.

II Б

Стоимость разрушений и стоимость ущерба из-за невозможности эксплуатации в период оккупации принимается в 20% стоимости захвачен^ ных линий и железнодорожного имущества. Таким образом, подлежащий возмещению ущерб по этой категории выразится в сумме 163,87 млн. руб.

Безусловно подлежит возмещению России (возврату или зачету в ее актив)! 074 млн. руб. плюс I 982 млн. руб. по категориям I и И А, а гзкже

* В тексте ошибочно — 2 472 млн. руб.


стоимость ремонта и стоимость эксплуатации железных дорог '(категория И Б) — 164 млн. руб. в круглых цифрах.

Самые же линии, входящие в категорию II Б, подлежат возврату России в натуре. Пункт «д» категории II является предметом особого соглашения России с Китаем.

Окончательная цифра ущерба по железнодорожному хозяйству страны;

категория I.............I 074 млн. руб.

> II.............2 146 > >

Итого..........3 220 млн. руб.

Составленная Комиссариатом Путей Сообщения карта дает яркое представление о фронтах гражданской воины и протяженности железнодорожных путей, которые оставались у окруженной врагами России. Кроме того, Комиссариат учел долю ущерба, который причинен каждым противником в отдельности:

Деникин занимал............ 21 909 верег, или 34°/о

Петлюра >............ 12 407» > 19 о/0

Колчак >............ II 668 > > 18,1 <>/„

Дутов >............ 6 887 > > 10,6 о/0

Чехословаки занимали......... 2 398 »» 4,5 °/о

Каледин занимал............. 2 490 >» 3,9 °/0

Меньшевистское правительство Грузии занимало.............. I 909» > 3°/0*

Врангель занимал............ I 872» > 3°/о

«Северное правительство» занимало I 164 >» 1,8 °/в

Юденич занимал............. 885 > > 1,4 *>/0

Балахович»............. 441 > > 0,7 «Д,

Западный и Польский фронты сюда не включены.

ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.... 29,99 млн. руб. (плюс 113,32 млн. руб. по 11 категории)

Общие потери по внутренней водной транспортной системе, вызванные гражданской войной, слагаются:

I Из прямых убытков от полного или частичного уничтожения судов, береговых и путевых сооружений, инвентаря или же (как и по всем другим видам материального ущерба) из необходимых расходов по восстановлению разрушенного транспорта.

II. Из убытков от дезорганизации транспорта из-за невозможности вести правильную эксплуатацию водных путей и поддерживать транспортные средства в нормальном состоянии.

Установление точных цифр ущерба абсолютно невозможно, так как нередко вместе с гибелью транспортного имущества погибли и документы отчетности (коммерческие и судовые книги, архивы быв. частных судовладельческих компании и пр.).

Поэтому в тех случаях, когда отсутствовали прямые документальные сведения, приходилось прибегать к искусственным приемам исчисления, и средние Цифры или нормативы исчислялись следующим образом:

1) Стоимость пароходов и других судов определял-аеь по средней стоимости одной лошадиной силы для пароходов и одного пуда грузоподъемности для других судов на основании данных статистики министерства путей сообщения за 1912 г.

* В тексте ошибочно—13%.


2) Стоимость береговых сооружений выведена по данным отчэта общества «Кавказ и Меркурий» за 1908 г. из расчета 27,5% к стоимости эксплуатируемого флота по данным названного общества за 1903—1908 гг.

3) Стоимость путевых устройств установлена на основании данных отдела пути Центрального речного управления из расчета в 14 руб. на одну версту пути.

Непосредственные убытки и потери по внутреннему водному транспорту слагаются из следующих частей:

À. Стоимость затопленных, потерпевших аварии, сожженных или иным образом пострадавших судов по всем речным системам:

а) пароходов............. 15,19 млн. руб.

6J других судов........... 8,90 > >

24,09 млн. руб.

Б. Стоимость разрушенных береговых сооружений (по местным данным или, при отсутствии таковых, исходя из расчета 27,5% к стоимости уничтоженного флота) — 5,90 млн, руб. Итого по лит. А и Б — 20,99 млн. руб.

Более детально эти расчеты основываются на следующих данных:

А. Стоимость пароходов, пострадавших в речных системах:

Волга..............__.......... 10,131 млн. руб.

Днепр......................... 1,878 > >

Дон.......................... 0,100» >

Луга.......................... 0,247 > г

Северная Двина.................. 0,430 >»

Сибирь........................ 2,400 > >

15,186 млн. руб. Других судов:

Волга...................... 3,678 млн. руб.

Нева и Западная Двина.......... 0,003 > >

Дон-Кубань.................. 0,031 > >

Днепр...................... 4,546 * >

Северная Двина............... 0,541 >»

Сибирь..................... 0,100 > >

8,899 млн. руб.

Итого.............. 24,085 млн. руб., или

в круглых цифрах....... 24,09 млн. руб.

Необходимо отметить, что стоимость затопленных, потерпевших аварию и т. д. судов исчисляется соответственно полной стоимостью пострадавших судов, независимо от настоящего их состояния, так как расходы по их восстановлению, а также убытки от невозможности начать их эксплуатацию до восстановления превосходят их первоначальную стоимость.

Б. Стоимость береговых сооружений была исправлена согласно местным данным, но в основе расчетов лежит условная оценка в 27,5% стоимости соответствующего уничтоженного флота, что дает 5,9 млн. руб. Сумма ущерба для I категории:

А............24,09

Б............ 5,90

29,99 млн. руб,


Обесценение внутренних водных путей сообщения (износ торгового флота и вспомогательных судов, засорение шлюзов и Прочих искусственных сооружений) исчисляется следующим образом:

А. Флот [первонач. стоимость].. 214,19 млн. руб.

Б. Береговые сооружения [первонач. стоимость].......... 58,90 > >

273,09 млн. руб.

Ущерб составляет 2/5 от первоначальной стоимости, или 109,24 млн. руб.

В. Стоимость непосредственных потерь вследствие захвата Бессарабии Румынией, портов и пристаней Дальневосточной Республики Японией и поддерживаемыми ею контрреволюционными группами;

Дальневосточная Республика:

флот..................... 15,191

береговые сооружения......... 4,18 > 19,48 млн. руб.

путевые устройства........... 0,11 J

Бессарабия:

флот..................... 0,731

береговые сооружения и путевые ^0,94 > >

устройства............... 0,21)

20,42 млн. руб.

Стоимость ремонта и эксплуатации по п. В определяется в 20% стоимости соответствующих категорий, или 4,08 млн. руб. Итого по категории II.....113,32 млн. руб.

Статьи II категории в деталях:

А. Стоимость парусных судов и др. на всех

речных бассейнах...............214,19 млн. руб.

Б. Стоимость оборудования берегов (27,50/()

стоимости флота)................ 58,90»»

273,09 млн. руб.

Ущерб по речной системе оценивается в 2/s (точнее — 39%) стоимости флота и берегового оборудования, т, е. 109,24 млн. руб.

В. Прямой ущерб, как следствие японской оккупации и поддерживаемых Японией белых организаций (Меркулова, Семенова и т. д.) на территории Дальневосточной Республики и в оккупированной Румынией Бессарабии, достигает в отношении судов и берегового оборудования:

Дальневосточная Республика.........19,47 млн. руб. *

Бессарабия..................... 0,94 > >

20,41 млн. руб.

Все это должно быть возмещено натурой. Стоимость эксплуатации и разрушений оценивается в 20% капитала.........t. 4,08 млн. руб.

* Так в тексте. Ущерб по кат. II п. В на этой странице выше указан для ДВР в сумме 19,48 млн. руб. и итог соответственно 20,42 млн. руб.


Окончательная цифра ущерба по внутреннему водному транспорту России:

Категория I............. 29,99 млн. руб.

> II.............113,32»»

Итого.... 143,3! млн. руб.

Или в круглых цифрах— 143 млн. руб.

Обстановка гражданской войны, как сказано выше, не дала возмож--ности: I) вести правильную эксплуатацию флота, 2) поддерживать флот и подсобные сооружения в надлежащем техническом состоянии и 3) компенсировать новым строительством износ транспортных средств и сооружений.

Но весь этот ущерб, конечно, не так значителен (хотя по размеру своему не только не меньше, а даже больше), как ущерб от гибели и непосредственных повреждений судов.

По Волжскому бассейну зарегистрировано ]50 выведенных из строя пароходов мощностью от!0 до 300 л с. По Днепровскому бассейну 27 су-* дов — от 4 до 75 л. с, в прочих бассейнах 18 судов — от 1 до 30 л. с.

Повреждении других видов судов, конечно, зарегистрировано гораздо больше: на Волге — 259 (грузоподъемностью до 190000 пуд.). По другим бассейнам учет дает еще большее число судов, но с меньшей грузоподъемностью, например, 935 случаев повреждений судов на Днепре с общей грузоподъемностью в 18,9 млн. пуд.

Подсчет стоимости ущерба по всей системе внутреннего водного транспорта дал бы, конечно, не 29,99 млн руб. и даже не 143,31 млн. руб, а сумму, исчисляемую сотнями миллионов рублей.

КАВКАЗ..............273,8 млн. руб.

Учет убытков, причиненных кавказским государствам, ныне являющимся членами Советской Федерации, очень затруднителен, и приведенные ниже убытки охватывают лишь очень небольшую часть причиненного ущерба. Некоторые виды ущерба чрезвычайно интересны и представляют собою своего рода пример последствий интервенции.

Таковы:

1. Неоплаченный английским командованием счет от управления Азербайджанской железной дороги за перевозку пассажиров, товаров ц нефти [за время пребывания англичан на Кавказе] — 26 465 929 руб. 75 коп.

Имеется подробный документальный расчет, из которого видно, что английское командование вносило платежи в бакинское отделение национального банка (9 мюля 1919 г), в тифлисское отделение на текущий счет азербайджанского правительства* за № 354 (11. 15. 16, 17 и 18 сентября 1919 г), в то же отделение на текущий счет № 4 (2 и 3 октября 1919 г.), в батумское отделение Кавказского банка на текущий счет Н. Теймурбека Мелик-Аслаиова, в главную кассу Азербайджанской железной дороги через представителя английского командования инженера Нерсесяица (19 февраля, 10 марта, 21 апреля 1920 г.). Всего получено — 25 734 220 руб. 84 коп. из причитавшихся 52 200 150 руб. 59 коп; сальдо в пользу Азербайджанской железной дороги — 26 465 929 руб. 75 коп.

Под литерой «С» означенного расчета останавливает особое внимание следующая статья, цитируемая полностью: «Отправлено для английского штаба, согласно протоколу от 30 августа 1919 г., от станции Баку до границы 1956 281 пуд. нефти на сумму 3 001624 руб., подтвержденную документами».

* Имеется в виду контрреволюционное мусаватистское правительство.


Возникает вопрос, если эта сумма подтверждена в бухгалтерском смысле слова, то кто уполномочил английский штаб брать нефть на русском Кавказе и затем подтверждать эти перевозки? Ввиду того, что уплаченные английским командованием суммы попали в ненадлежащую кассу, ущербом (денежным только) по этому расчету можно считать не сальдовую разницу, а итоговую задолженность 52 200 150 руб 59 коп.

2. Вывоз нефтяных продуктов из Бакинского района, без оплаты акцизом, за время пребывания английских войск [в Азербайджане] отражен (в пудах) в следующей таб лице: __________________________^^_

Место назначения Керосин Бензин Смаз. масла Нефть Отходы
Еатум железной дорогой 378 669 120 503 18 865 3 193 1 350 172
Различные станции За-          
кавказской ж. д.... 47 467 12 262 2 015  
Батум нефтепроводом.. 1 594 708
Закаспийские районы..   4 127    
Шхунами для англий-          
ских транспортов...     144 613 3 200 250
По шоссейным дорогам        
  146 646 24 009   69 619
   
  573 089 160 951 22 735 1 742 714 4 620 702

Оценка этих нефтепродуктов не была произведена.

Имеется подробная посуточная и помесячная ведомость нефтяных продуктов, перекачанных с 1 января 1919 г. по 11 марта 1920 г. только по нефтепроводу Баку—Батум; итоговые цифры следующие: мазута — 10 595 808 пуд.; солярового масла — 504 070 пуд.; дистиллята — 906 497 пуд.; керосина—13 915 877 пуд.

Еще более полный подсчет нефтепродуктов, перекачанных по нефтепроводу или вывезенных по железной дороге (керосин с детализацией на очищенный и неочищенный, машинное масло, соляровое масло, сырая нефть, бензин и пр), дает 29 830 989 пуд. 37 ф.

Из этого количества 10 278673 пуд. 4 ф. было забрано английским штабом непосредственно в Баку, а также нефтепроводом, остальное количество — 19 552 316 пуд. 33 ф —было перекачано и вывезено в Батум без указания адресата.

По этому поводу директор товарной станции в Баку заявляет:

«Можно смело сказать, что одни только англичане вывозили нефтяные продукты, поскольку вся территория Батума и, в частности, порт были в их руках. По нашим сведениям, часть нефти была отправлена по приказу английского штаба в порты Черного моря для нужд армий Деникина и Врангеля. Кроме того, я считаю нужным добавить, что в период своего господства в Батуме англичане установили и взимали сбор в 2 руб. с пуда за все товары и продукты, вывозимые из порта.

Что касается технического оборудования нефтепровода и железной дороги, насосов, моторов, труб и т. д., то износ оборудования в результате эксплуатации его английским штабом оценивается в 30—40%. Чувствуя свое неустойчивое положение на Кавказе, английский штаб старался захватить как можно большие количества нефти и вывезти, ничего не давая в обмен Поэтому в течение всего этого времени не производилось никакого ремонта нефтепровода. Англичане не вывезли технических материалов из Бакинского района. Зато турки вывезли много.

За все это вывезенное количество нефти английский штаб, насколько нам известно, не уплатил пи копейки, не оплатил даже таможенных сборов, как о том свидетельствуют книги товарной конторы».


Точная оценка была затруднительна, но если все нефтепродукты считать по довоенной цене нефти 40 коп. за пуд без разделения по спецификации отдельных товаров, то минимальная их стоимость в золоте будет 12 млн. руб.

3. Имущество отдельного Кавказского кавалерийского корпуса, захваченное англичанами во время передвижения корпуса из Персии в Россию (продовольственные склады в Хам а дане и Керманшахе, автоимущество, артиллерийское имущество, запасы медикаментов на значительную сумму — по оценке быв. интенданта упомянутого корпуса Даниэльсона — 100 млн. зол. руб.); эта цифра в подсчет не включена, за отсутствием детальных сведений.

4. Суммы, причитающиеся быв. Обществу черноморского цементного производства, ныне Государственному кавказскому цементному заводу №!, за поставки для английской военной миссии за время с!8 ноября 1919 г. по 4 марта 1920 г.— 90 867 руб. 30 коп.

В цехах этого завода была расположена главная штаб-квартира англичан. Эти цехи приспособлялись для расквартирования войск и становились полностью непригодными для производства. Специальный фасонный огнеупорный кирпич был раздроблен и израсходован на мощение дорог, несмотря на протесты заводоуправления и указания, что для этой цели гораздо дешевле использовать обычный кирпич, имевшийся в то время на заводе. На топливо были израсходованы готовые донья (75 000 штук), затем вырублен лес, сберегавший родниковую воду для завода. Изъятие электрических ламп, проводов, гвоздей, лесных материалов и т. д. производилось большей частью без всякой оплаты.

Председатель местного управления цементной промышленности в г. Новороссийске следующим образом характеризует финал этого дела: «С уходом из Новороссийска английского штаба и Деникина еще не кончились расходы и убытки, так как оставшийся штат рабочих пришлось использовать, остановив все работы на заводе, главным образом на очистку территории и помещений заводов после пребывания воинских частей самой цивилизованной страны Запада, а также на уборку убитых и павших от голода лошадей». Большая часть счетов при уничтожении архивов в момент ухода англичан погибла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: