Стратегия развития рынка (существующий товар — новый рынок)

Данная стратегия означает адаптацию и выведение существующих товаров на новые рынки. Для успешного осуществления стратегии необходимо подтвердить наличие на новом рынке потенциальных потребителей существующих продуктов. Варианты включают географическую экспансию, использование новых каналов дистрибуции, поиска новых групп потребителей, которые пока не являются покупателями товара.

Стратегия развития товара (новый товар — существующий рынок)

Предложение на существующем рынке новых товаров — стратегия развития товара. В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых продуктов, усовершенствование старых, расширение линейки товаров (разнообразие). Такая стратегия типична для высокотехнологичных компаний (электроника, автомобилестроение).

Стратегия диверсификации (новый продукт — новый рынок)

Вывод товара принципиально нового типа на новый для компании рынок. Самая затратная и рискованная стратегия. Используется при исчерпании возможностей роста на существующих рынках, изменении конъюнктуры рынка, при уходе компании с существующего рынка, выгодных возможностях и высокой потенциальной выгоде захвата нового рынка.

Первые три СОБ (1, 2 и 3) предполагают развитие либо развитие маркетинга, либо развитие технологии, либо и того, и другого. При диверсификации же (4) общее направление не так очевидно и предполагает различные варианты.

    Доля рынка
    Высокая Низкая
Темп роста Высокий Звезда Значительная доля на быстрорастущем рынке Знак вопроса (трудный ребенок) Незначительная доля покупателей на быстрорастущем рынке
Низкий Дойная корова Бизнес, который приносит стабильную прибыль Собака Незначительная или отрицательная прибыль

Рисунок 5. Бостонская матрица

Основная идея Бостонской матрицы состоит в том, что в диверсифицированной компании поток денежных средств одного бизнеса должен финансировать другой. Так "коровы" финансируют развитие "знаков вопроса", которые затем превращаются в "звезды". "Звезды" развиваются за счет самофинансирования и при снижении темпов роста рынка становятся "дойными коровами". "Собаки" могут происходить из потерявших свои былые позиции "коров", а также из неудавшихся "звезд" и "знаков вопроса". Бостонская матрица служит для выработки наиболее общих рекомендаций по повышению уровня сбалансированности (равновесия) портфеля, при использовании диверсифицированными компаниями "перекрестного финансирования". (Пример размышлений: "если в портфеле преобладают "коровы" при недостаточном количестве "звезд", то такой портфель нельзя считать благополучным: с течением времени, вследствие естественного старения "коровы" превратятся в "собак", которые не дают больших финансовых поступлений" и т.п.).


[1] По материалам с сайта https://acmegroup.ru/node/163


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: