Типовые конкурентные стратегии (КС)

Стратегия выживания

Стратегия стабилизации

Стратегия стабилизации – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка. Для неё характерна установление целей от достигнутого. Свойственна зрелым отраслям, для предприятия, функционирующих на стабильном рынке с низким потенциалом роста, с относительно постоянной технологией и когда предприятие довольно своим положением.Это наименее рискованный вид стратегий.

Основные направления:

а) улучшение финансовых показателей;

б) повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Это позволяет сконцентрироваться на активном продвижении товара, по разработке новых товаров или переориентации в будущем на более перспективные рынки, т.е. у предприятия есть некоторый запас времени для разработки перспективных направлений развития.

Стратегия выживания – применяется в случаях полного расстройства этой деятельности предприятия в состоянии, близком к банкротству. Её цели – стабилизация обстановки, т.е. переход к стратегии стабилизации и в дальнейшем к стратегии роста.

Она не может быть долгосрочной, требует быстрых решительных действий с одной стороны и осмотрительности, реалистичности принятия решений с другой стороны.

Эта стратегия включает в себя:

1) стратегия разворота – используется, если деятельность предприятия неэффективна, на еще не достигла своей критической точки. Она означает отказ от нерентабельности продуктов, изменений рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск путей эффективного механизма использования ресурсов.

2) стратегия отделения – применяется диверсифицированными компаниями и предполагает отказ от неэффективного бизнеса (продажи).

3 ) стратегия ликвидации – банкротство предприятия, уничтожение и распродажа активов.

Стратегия сочетания – синтез стратегии роста, стабилизация и выживания. Применяется предприятиями, работающими в различных отраслях. Уязвима с финансовой позиции при агрессивных действиях конкурентов и при резком изменении конк-ры рынка.

Необходимо уделять максимальное внимание конкурентным преимуществам, а также укреплению финансовой независимости.

Тема: Стратегии конкуренции

1. Типовые конкурентные стратегии (КС)

2. Формы конкурентной борьбы

3. КС в современных условиях глобализации

Стратегия конкуренции – это основа конкурентного поведения предприятия на рынке. Она описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами.

Её разработка имеет три направления:

1) решение вопроса о том, где предприятие имеет шансы выиграть конкурентную борьбу;

2) разработка таких характеристик предлагаемой продукции, которые способные привлечь покупателей и выделить компанию среди конкурентов;

3) нейтрализация мер противников.

Стратегическая модель Портера позиций СБЕ в зависимости от соотношения рыночной доли и рентабельности лежит в основе формирования типовых стратегических конкуренций.

рентабельность (1)дифференциация (2)ценовое

Исходя из этой модели предлагаются 3 возможных конкурентных стратегии предприятия:

1. Стратегия ценового лидерства – агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечение жесткого контроля всех видов расходов (внутренняя стратегия).

Она осуществляется следующим образом:

достижение минимального уровня затрат по отрасли

установление минимальной цены в отрасли

рост рыночной доли

рост рентабельности

Условия применения стратегии:

- спрос на продукцию высокоэластичен по цене и достаточно однороден;

- преобладает ценовая конкуренция, различия в торговых марках малозначимы для покупателей;

- отраслевая продукция стандартизирована;

- доступ к дешевым ресурсам.

Применима в тех отраслях, где существует опытная кривая, однако в современных условиях ценовое лидерство не обязательно связано с эффектом масштаба. Это может быть контроль и доступ к уникальным источникам сырья, уникальное оборудование, уникальный персонал, отложенные каналы сбыта, удачная рекламная компания.

Достоинства данной стратегии:

- предприятие получает прибыль даже в случае сильной конкуренции, когда другие конкуренты попадают в зону убытков;

- низкие затраты создают высокие входные барьеры на рынок;

- низкие затраты снижают влияние поставщиков, т.к. ценовой лидер в наименьшей степени ощущает увеличение цен на сырьё;

- преимущество в отношении потребителей, которые заинтересованы в низких ценах;

- с помощью низких цен предприятие может оградить рынок от товаров-заменителей.

Риски стратегии:

- конкуренты могут достичь аналогичный уровень затрат;

- влияние инфляции;

- серьезные технологические новшества могут устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопривлекательный накопленный опыт;

- концентрация на затратах затрудняет своевременное обнаружение изменений требования рынка.

2. Стратегия дифференциации – направлена на изготовление особой продукции (услуг), являющейся модификацией стандартного изделия, предназначена для потребителей, которые готовы платить за уникальность продукции.

Виды дифференциации:

а) продуктовая – предложение продуктов с характеристиками и дизайном лучше чем у конкурентов, её основа – товарный ассортимент;

б) сервисная – предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, послепродажного обслуживания, обучение и консультирование клиентов);

в) дифференциация персонала – наем и тренинг персонала, который осуществит свои финансовые работы с клиентами более эффективно;

г) дифференциация имиджа – создание имиджа предприятия или продуктов, с лучшей стороны отличающих их от конкурентов.

Условия реализации стратегии:

- существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся покупателями (т.е. спрос неоднороден);

- преобладает неценовая конкуренция;

- у предприятия имеется значительная база для НИОКР;

- развитая база маркетинга;

- использования ресурсов высокого качества.

Достоинства:

- создания положительного имиджа предприятия, что снижает чувствительность к цене;

- создание высоких входных барьеров в результате предложений покупателей;

- защита от товаров-заменителей.

Риски стратегии:

- изменения системы ценностей у потребителей;

- финансовые соображения окажутся решающими для потребителей;

- имитация может скрыть ощутимую разницу товаров.

3. Стратегия фокусирования (стратегия рыночной ниши) – специализация деятельности предприятия на одном или нескольких сегментах рынка и завоевание на нем ценового лидерства или дифференциации продукции.

Сегментами рынка могут быть группы потребителей, вид товара, географический рынок. Например: Туризм – возможны дешевые массовые, комфортабельные, индивидуальные, экстремальные.

Она применяется небольшими предприятиями с ограниченными ресурсами.

Условия реализации:

- предприятие должно обслуживать выбранный сегмент рынка эффективнее, чем конкуренты на общем рынке:

- существование рыночной ниши;

- размер ниши достаточен для получения прибыли и она имеет потенциал роста;

- конкуренты не рассматривают нишу в качестве КФУ

Риски стратегии:

- рыночная ниша становится настолько привлекательной, что заполняется конкурентами;

- процесс поиска ниш должен быть динамичен.

Достоинства, те же самые, что и у (1) и (2). Типовые стратегии не являются изолированными. Успешные фирмы применяют комбинацию типовых подходов. Кроме того, в современных условиях процесс нововведения должен быть. Основным элементом каждой конкурентной стратегии, но уровень инноваций м.б. различным от низкого до новых изобретений, поэтому необходимо выделить еще одну конкурентную стратегию.

4. Стратегия первопроходца или раннего выхода на рынок – означает работу в новой рыночной нише, где отсутствуют конкуренты, т.е. выход на рынок с принципиально новым товаром.

Условия реализации:

- отсутствия аналогов продукции;

- наличие потенциального спроса.

Используются либо крупными компаниями, либо небольшими венчурными предприятиями. Они должны иметь высококвалифицированный персонал и достаточно финансовые ресурсы для создания и выведения товара на рынок.

Особенности конкурентных преимуществ (КП):

- в основе КП – использование новшеств

- значительный риск, но и сверхприбыль в случае успеха (за счет стратегии ценообразования «снятие сливок» либо монопольных цен);

- завоевать рынок проще, чем сохранить.

Риски стратегии:

- большие затраты и связанный с новинками, высокий коммерческий риск;

- опасность имитации;

- риск неготовности рынка воспринимать предлагаемые новинки;

- отсутствие каналов распределения новой продукции;

- конструкторская, технологическая или другая недоработка новинки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: