Цель задачи предмет и функции социальной педагогики

Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание.

Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:

1. Познавательная — исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

2. Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

3. Диагностическая (оценочная) — диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

4. Прогностическая — определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

5. Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

6. Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

7. Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

8. Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

9. Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

10. Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

11. Профилактическая (защитно-профилактическая) — направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

12. Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

13. Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи педагогики следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом.

Задачи социальной педагогики:

- осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, ''движений, партий, а также учреждений и коллективов;

- исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

- использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

- исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.


Задачи социального воспитания:

- исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

- исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

- изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

- изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

- исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

- исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

- выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

- выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

- исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: