Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспи-тание – это объективно существующее общественное явление. Оно представ-ляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.
Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влия-нием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассмат-ривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систе-матизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует прев-ращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.
Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический по-тенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.
К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансфор-мации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общ-ностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досу-говым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреа-тивную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассмат-ривать как механизмы реализации теории в практику социально-педаго-гической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потреб-ностями, между духовным и материальным производством.[21] По нашему мне-нию, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.
Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):
1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.
Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.
В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятель-ности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внед-ряют такие формы работы, которые способствуют:
- восстановлению эмоционального равновесия людей;
- возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
- акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенап-равленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общеприз-нанного в общественной практике досуга, образования, искусства.
Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.
Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.
Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают проч-ную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди мно-жества инновационных технологий в области культуры, искусства, образо-вания, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завер-шенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию
Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.
Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.
На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.[22]
Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».[23]
Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.
Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.
Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.
Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.
Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.
В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.
Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:
- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;
- субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;
- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.
Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.
Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.
Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.
Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ, содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.
Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:
- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач
- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;
- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;
- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;
- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.
В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.
Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:
система социальных технологий педагогики досуга
организационная подсистема | методическая подсистема | режиссерская подсистема | социально-психологи-ческая подсистема |
организация, управление, объекты, субъекты, участки работы реклама «пиар»-акции | КД программы, СК проекты, методические рекомендации, сценарии, инновационный опыт | режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ | мотивированная сфера, структура личности воспитанников, проф. сознание специалиста, пед.мастерство орг. досуга |
Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.
Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределе-ния полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми техноло-гиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с обществен-ностью и т.д. Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобще-ния и распространения современного опыта, освоения инновационных техно-логий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив. Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров. Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отноше-ний с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.
К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профес-сиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.
В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).
Современный подход к организации досуга связан прежде всего с разра-боткой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики.[24] В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обус-ловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, поз-воляющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что:
во-первых, культура явится условием самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его твор-ческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятель-ности человека, его «встречной» активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности – «для себя», проделав при этом огромную духовную работу, надо осуществить эти ценности в условиях повседневности. Лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их изменение (развитие и сохранение). И здесь роль самодеятельных движений трудно переоценить;
во-вторых, учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги не только в сами культурно-досуговые программы, но и в условия, стимулирующие создание различных культурно-досуговых образований – самодеятельных объе-динений, национально-культурных центров, политических клубов, досуговых кооперативов и т.п. В этом случае учреждаемые культурно-досуговые образо-вания сами станут со временем инициаторами социокультурных программ.
В свою очередь, как информационно-просветительские, так и программы «общественных инициатив» могут формироваться по двум основаниям:
1) категория населения;
2 приоритетные направления социокультурной деятельности (доминирую-щий интерес).
Примерная структура культурно-досуговых программ
для определенной социальной группы
1. Категория населения и характеристика проблемной ситуации данной группы.
2. Цели и задачи программы.
3. Содержание программы и формы КДД.
4. Пространство социокультурной деятельности.
5. Исполнители.
6. Сроки исполнения.
7. Оценка затрат и источников финансирования.
При формировании данного типа программ важно определить критерии для выявления той или иной социальной группы. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), необходимо учитывать жизненный цикл и образ жизни, положение в обществе, круг интересов и др.
Примерная структура культурно-досуговых программ,
разрабатываемых на основе доминирующего интереса
Данный тип программы ориентируется на уже существующие и действующие группы, объединенные интересом к политике, искусству, коллекционированию, спорту и т.д.
1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.
2. Цели и задачи программы.
3. Форма реализации.
4. Пространство социокультурной деятельности.
6. Состав организаторов-учредителей.
7. Оценка затрат.
Условно можно выделить несколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам:
1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социо-культурной деятельности (искусство, история, нравственность, экология, здоровье, политика, труд и т.п.) яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей:
- признаки высокой общественной значимости;
- отвечающей интересам определенной социальной группы.
2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан.
3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государст-венных и общественных институтов региона.
Необходимо отметить, что обозначенные выше два типа культурно-досу-говых программ, (формируемые по критерию общности проблем той или иной социальной группы и по критерию преобладающего интереса) в рамках региона должны быть сбалансированы. И на предприятии, и в учебном заведении, и по месту жительства мы может выделить не только группы по социально-демографическим признакам со своими специфическими проблемами (под-ростки, пенсионеры), но и группы по интересам, которые объединяют, как правило, представителей различных социально-демографических категорий и социальных групп населения.
Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагоги-ческие. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации явля-ются и требования педагогики сотрудничества.
Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе рекреационные программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; группповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Выбор тематики и разработка культурно-досуговых проектов и программ диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населе-ния, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития каждого человека. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» сов-ременной социокультурной сферы.
Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социаль-но-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.
1. В чем состоит сущность понятия социальные технологии досуговой деятельности?
2. Раскройте сущность и содержание системы технологий педагогики досуга.
3. Дайте характеристику общим, функциональным и дифференцированным технологиям, применяемым в сфере культуры и досуга.
4. Раскройте сущность и особенности формирования культурно-досуговых программ.
Список рекомендуемой литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2. Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учеб.-метод. пособие. – М., 1996.
3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова, - М.: МГУКИ 1998.
4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997.
5. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной дея-тельности: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2004.