Основные категории социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие

Основные категории социальной педагогики - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.

Социальная педагогика – отрасль гуманитарного научного знания, изучающая педагогические аспекты в социальной работе, разрабатывающая содержание, формы и методы педагогизации сферы социальной деятельности, пути и способы принятия педагогически целесообразных решений, адекватных конкретных личностно-средовым ситуациям с учетом объективных и субъективных факторов.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, психолого-педагогических факторов, означающих включение личности в систему общественных отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина отечества.

Социальное воспитание – в широком смысле представляет собой интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб в оптимальном обеспечении условий жизнедеятельности личности.

Социально-педагогическая реабилитация – возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений) детей и подростков, способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Профилактика – комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в поведении.

Социальна адаптация - активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которым создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Социальная дезадаптация – означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.).

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность и содержание социальной педагогики?

2. Что входит в структуру социальной педагогики?

3. Чем отличаются между собой «социальная педагогика как теория», «социальная педагогика как практика» и «социальная педагогика как учебная дисциплина»?

Литература

1. Бейлинсон В. Социальная педагогика А.С.Макаренко//Народное образование – 2005 - № 6 – с. 159

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.1999.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999

5. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

6. Наторп П. Социальная педагогика. - М, 1911.

7. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: