Условия структурной устойчивости социальной организации

1. Система общепринятых норм и общезначимых ценностей, постоянных образцов и стандартов социального поведения (то, что, согласно Т.Гоббсу, стало содержанием “общественного договора”, а, по Парсонсу, — условием социального равновесия). Эти нормы, целенаправленно вводимые в отношения между социальными субъектами, намеренно носят безличный, однозначный характер.
С этой позиции организация общества представляет собой систему институционализированных социальных отношений, которые складываются в процессе человеческой деятельности на основе и по поводу удовлетворения базовых потребностей во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социокультурной).
Отсюда возникает исследовательская проблема: каким образом взаимодействие между индивидами оказывает влияние на формирование социальной структуры, и как, в свою очередь, социальные структуры, выступающие в роли сети взаимодействий, формируют индивидов.
Структурные свойства не изменяют себя сами. «Движущими частями» причинных взаимоотношений в социальных системах являются индивиды. П.Сорокин писал по этому поводу: «…общество, или коллективное единство, как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы не взаимодействующих людей, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но вопреки реализму общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов».
И, наоборот, структура в определенной степени ограничивает свободу индивида, корректирует его поведение в соответствии с установленным организационным порядком. Место, занимаемое индивидом в социальной структуре, определяет степень его допуска к легитимированным средствам удовлетворения собственных интересов и потребностей.
Безусловно, не все социально значимые отношения институциализированы, некоторые элементы социальной среды не могут быть формализованы в принципе. Организационные связи и процессы самопроизвольно, непреднамеренно возникающие, будут рассмотрены в следующем разделе.
2. Наличие общих однородных отношений.
Понятие однородности (неоднородности) мы используем как показатель наличия определенной степени сходства (различия) между элементами и частями системы. Относительная однородность организационного материала — гарантия устойчивости системы. «Связь создается элементом действительно общим, одним и тем же, входящим в оба комплекса»..,- замечает А.Богданов, — «…Если две соединяемые вещи не имеют общих элементов, то их строение нужно изменить так, чтобы общие элементы оказались налицо, если есть такие элементы, способные к слиянию — привести обе вещи к такому состоянию, чтобы эти элементы стали общими».
Именно на этом принципе основан процесс социализации, благодаря которому личностные системы приобретают такую структуру, что становятся совместимыми со структурой социальных систем. «Связующим звеном», «связкой» в отношениях между личностью и обществом в целом, как правило, являются социальные институты и организации. А.И.Пригожин так характеризует эти отношения:»…индивид имеет только опосредованную связь с обществом через промежуточные структурные уровни, главным из которых выступает организация. Эта опосредованная связь осуществляется в организации, имеющей собственные цели, через которые преломляются интересы индивида и общества, образуя уровень, не совпадающий ни с первыми, ни со вторыми». Внутренняя интеграция разнородных элементов в данном случае обусловлена общностью интересов, целевой направленностью организации.
Как уже не раз подчеркивалось, социальная система — высокодифференцированная система, богатство внутренних связей выражает уровень ее развития. Искусственное культивирование однородности, решение проблем организации системы за счет ее структурного упрощения, как правило, не является эффективным и, напротив, может стать причиной стагнации, упадка системы. Как показала многолетняя практика нашего хозяйствования, искусственное выравнивание людей (в любой форме — экономической, идеологической) закономерно приводит к снижению трудовой активности, к спаду темпов развития во многих областях человеческой деятельности.
С точки зрения структурного анализа, разнородность (наряду с однородностью) является необходимым условием организационной пластичности системы. В соответствии с «законом необходимого разнообразия» в интерпретации А.Д.Урсула, «системе для выполнения некоторой функции, связанной с сохранением, устойчивостью в некотором отношении, необходимо иметь определенное количество внутреннего разнообразия. Если это количество будет меньше, то система не сможет функционировать». Возрастание различий между элементами ведет к образованию новых структурных связей, и, следовательно, к увеличению структурной устойчивости. Системе, обладающей гибкой и сложной структурой, легче адаптироваться к условиям неопределенной, изменчивой среды.
3. Уровень структурного напряжения.
Структурное напряжение, которое является необходимым условием существования системы, оказывает положительное влияние на эффективность ее функционирования до тех пор, пока не превышает определенного критического уровня. Если же критические показатели превзойдены, то наблюдается тенденция «системного расхождения» (А.Богданов): когда дифференциация ведет не к образованию «дополнительных соотношений», а к «дезингрессии», разрыву структурных связей, обострению системных противоречий.
4. Согласованность развития отдельных компонентов системы.
Структурная устойчивость зависит также от степени согласования развития отдельных компонентов системы с уровнем и характером развития других. Поэтому развитие любого отдельного компонента может быть понято на путях учета соотношения его индивидуальной устойчивости и изменчивости, учета этого же соотношения в других компонентах, а главное – в связях этих компонентов, определяемых целым. «Суммарная устойчивость комплекса по отношению к данной его среде есть, очевидно, сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям», отмечает А.Богданов и указывает на тектологический закон («закон наименьших»), который следует из утверждения: устойчивость равновесия всех организационных форм определяется, лимитируется крепостью самого слабого звена.
Дезингрессия, разрыв структурной связи может произойти не только на участке «слабого звена» системы, но и, напротив, когда на субстрате существующей системы формируется самостоятельная целостность. Поэтому сложно сказать, является ли разрыв связи в общем его итоге актом организации или дезорганизации. Реально явления дезорганизации так тесно переплетаются с организационными, что и та и другая характеристики очень часто оказываются равно применимы, смотря по тому, какие активности изучаемых комплексов принимаются в расчет. Представляется, что А.Богданов пытался найти критерий, позволяющий оценить результат дезингрессии — как акт дезорганизационный или организационный. Об этом свидетельствует следующая формулировка: «Если сумма внутренних дезингрессий больше суммы дезингрессии внешней, то акт, независимо от последующих результатов, не есть дезорганизационный». Например, распад неэффективной организации в итоге может оказаться благоприятным для системы в целом, также как и образование «параллельных» структур, состоящих из элементов, не способных включиться в существующие структуры, не исключает возможности повышения уровня организованности системы.
При этом важно подчеркнуть еще одну особенность процессов расхождения – их необратимость. Разделенные части социальной системы могут быть объединены между собой, но это будет качественно иная система, с иной направленностью связей между элементами. Следовательно, будут необходимы усилия по достижению нужного соответствия в дифференцированных системах, на основе новых принципов и механизмов интеграции. Все сказанное имеет отношение и к процессу «слияния» различных частей системы в новую целостность. Если же разделенные части системы окажутся в оппозиции, не носящей конструктивного характера, можно говорить о «борьбе организационных форм», дезорганизации, которая (в данном случае по А.Богданову) определяется как противоположность организации: «там целое практически больше своих частей, тут оно меньше этой суммы». В социальном управлении сложность соотношения частей и целого отражает, в частности, принцип В.Парето: малые части внутри множества обнаруживают большую значимость, чем это соответствует их относительно удельному весу в данном множестве.
Можно предположить, что симметричные структуры с однородными связями, в которых элементы выполняют одинаковую организационную функцию, более устойчивы, а, следовательно, более предпочтительны для системы. Симметрия воплощает тенденцию структуры к сохранению упорядоченности процесса, и в определенной ситуации такой системе легче сопротивляться разрушительным влияниям внешней среды.
С другой стороны, асимметричная структура, развернутая в пространстве, имеет возможность полнее использовать приток энергии, доставляемой средой, она информационно содержательнее и легче поддается преобразованию. А.Богданов говорит об этом следующим образом:»…действительное сохранение форм в природе возможно только путем их развития; а без него «сохранение» неминуемо сводится к разрушению».
Образование структуры более высокого порядка с необходимостью связано со структурами предшествующих порядков. Рассматривая соотношение симметрии-асимметрии в структуре организации объекта, мы можем наблюдать, что нарушение структуры низшего порядка является основой возникновения структуры более высокого порядка. Изменение симметрии – асимметрии в одном отношении необходимо вызывает установление их нового соотношения, причем асимметрия становится все более преобладающей. Закономерным является и переход отдельных асимметричных структур в симметричные, поскольку без этого невозможен упорядоченный характер многих процессов, своеобразный «порядок из беспорядка».
Если прежде понимание структуры объекта связывалось лишь с пространственным расположением его компонентов, теперь оно связывается и с временными параметрами, т.е. структура понимается как процесс. Такой подход позволяет не только раскрыть некоторые закономерные связи между компонентами системы, но и установить характер самых разнообразных сторон этих связей, в частности, соотношение устойчивости и изменчивости, отражающее пространственно – временные параметры системы.
Наиболее фундаментальными, исходными структурами системы, отражающими диалектику устойчивости и изменчивости, являются экстенсивная и интенсивная структуры: экстенсивная развернута в пространстве, интенсивная – во времени.
Таким образом, осуществленный нами структурный анализ был направлен на изучение того, как «устроена» социальная система, как взаимодействуют ее части на всех уровнях структурной иерархии, как связаны сами уровни, как обеспечивается ее целостность и способность к функционированию. Он дает нам основание представить структурную дезорганизацию (деструкцию) как декомпозицию элементов структуры, дезинтеграцию, дезингрессию (разрыв) структурной связи, нарушение структурной упорядоченности и — как следствие — понижение уровня организованности системы.

Б. Функциональные характеристики

Характер функционирования социального объекта можно анализировать, исходя из его внутреннего устройства, но столь же естественен и обратный алгоритм исследования: проектирование этой конструкции в соответствии с той или иной заданной функцией.
Такая познавательная ситуация возникает в самых различных областях познания и человеческой деятельности. Например: объяснение характера деятельности какой-либо общественной организации в соответствии с ее «структурной формулой» – составом группы или, напротив, – создание специальных «проблемных групп», комиссий для решения конкретной социальной задачи. Таким образом, в действующей системе функция может выступать как свойство конкретных элементов и отношений между ними. На стадии формирования организации первично выяснение функций, необходимых для решения задачи, а уже отсюда – выбор состава и структуры. Элементы социальной системы могут рассматриваться как «функциональные места», наполнение которых может быть совершенно различным, но в идеальной организационной модели свойства всех элементов и структур направлены на реализацию поставленной задачи.
Итак, чтобы социальная система могла существовать, она должна отличаться и определенной степенью «функционального согласия». Этимологически слово «система» есть греческий эквивалент латинского «композиция». В работах Р.Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, «миссия» системы. По Акоффу, система состоит из двух или более существенных частей, т.е. частей, без которых она не может выполнять свои функции. Другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части. Функции могут быть латентные и явные, кроме того, один и тот же элемент может выполнять как полезные для системы функции, так и негативно влияющие на ее функционирование дисфункции.
В организационных отношениях инструментом согласования, координации, интеграции индивидуальных действий в целое является иерархия – разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). Иерархический принцип построения социальных систем облегчает решение задачи согласования функций ее подразделений. Формы иерархии в организациях разнообразны и изменчивы: наиболее распространенная — «пирамидальная» и ее разновидности («опрокинутая пирамида», «пирамида с меняющейся геометрией»), «плоские организационные структуры» и т.д.. Иерархическая субординация подсистем дополняется их «горизонтальной» координацией, обеспечивающей функциональное взаимодействие как по реализации постоянных целей системы, так и по межфункциональной координации при возникновении принципиально новых проблем, требующих взаимодействия различных ветвей иерархии. Такое дополнительное соотношение уберегает систему от различных форм «организационной патологии»: абсолютизации отдельных элементов организационно-управленческой структуры, ее «бюрократизации».
Функциональная теория организации объясняет хорошо известный из опыта факт: для того, чтобы система была эффективной, в ней все должно соответствовать определяющему направлению функционирования. Каждый элемент обладает требуемым качеством, состоянием и находится на вполне определенном месте. Эта эффективность определяет степень организованности системы — свойства, которое, в свою очередь, зависит от того, насколько конструкция системы соответствует ее функциям.
Возвращение системы в относительно устойчивое, равновесное состояние не обязательно требует коренных структурных преобразований, достаточно эффективными могут оказаться меры, направленные на перераспределение функций, актуализацию резервного состава системы, минимизацию диспропорций. Всякий объект, кроме его узко специфических функциональных назначений, обладает бесконечным множеством свойств, благодаря которым он может вступать в совершенно новые связи и отношения с другими объектами, проявляя новые функциональные возможности. Если говорить об особенностях управления системой с функциональными нарушениями (дисфункциями), заметим, что существуют определенные методы их нейтрализации и «функционализации» (М.И.Сетров), например: путем включения их источников в качестве дополнительных элементов системы; за счет обращения дисфункций друг против друга; путем ослабления или усиления их до такого уровня, при котором они приобретают функциональный характер. Кроме того, проявления функциональности многих латентных свойств системы даже без изменения ее конструкции можно добиться, варьируя среду.
Особенно эффективен структурно-функциональный анализ в том случае, когда возможно абстрагировать структуру от ее носителя. В частности, в том случае, когда мы рассматриваем общество как институционализированную модель взаимодействия социальных субъектов, основным механизмом поддержания организационного порядка в обществе выступают социальные институты и организации (которые могут рассматриваться как разновидности социальных институтов – многие социологи называют социальные организации «сложными» институтами). Чаще всего употребляемое значение понятия «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. С этой точки зрения, социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, которые носят надындивидуальный характер и характеризуются устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной функциональной направленностью. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

Билет.

Большие полномочия при малой ответственности кадров создают благоприятную почву и возможность для административного произвола, субъективизма, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать оперативно, решительно, сковывает инициативу и оборачивается безответственностью специалистов социальных служб.

Большое место в социальной работе отводится психолого-педагогическим принципам, которые выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиентов специалистами социальной работы.

Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность в социальной работе обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой, – служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем. Данный подход в решении социальных проблем выступает как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение клиента социальной работы. Практическое воплощение принципа комплексности в социальной работе предполагает:

· изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей;

· прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов;

· умение видеть в людях не абстрактные существа, а реальные личности, потребности и желания которых опосредованы их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом и учитываются в практике социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов социальной работы следует выделить дифференцированный подход к клиентам социальной работы. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе.

Билет.

Теория и практика социальной работы предполагает выделение в отдельную группу специфических принципов социальной работы. К ним относятся такие как соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий; соблюдение равных возможностей для граждан при получении социальных услуг и доступность социального обслуживания; адресность и преемственность всех видов и форм социального обслуживания.

Принципы социальной работы обусловливаются общими гуманитарными ценностями: право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира, отказ от насилия. На основе этих ценностей формулируются требования к работе с людьми находящимися в сложной жизненной ситуации. Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся граждан – клиентов социальных служб:

· индивидуальность человека;

· существование возможности и права на самостоятельный выбор и принятие решений;

· наличие собственных сил, потенциалов самопомощи, существования сведений, разглашение которых может нанести ущерб клиенту;

· принадлежность к определенным социальным группам, обусловливающая возможность дискриминации по тем или иным признакам;

· существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника;

· неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызванное острыми переживаниями своих проблем;

· наличие права на выражение своих чувств.

Перечисленные факторы являются основой для формирования следующих принципов:

· клиентоцентризм;

· опора социального работника на собственные силы клиента;

· конфиденциальность;

· универсальность;

· толерантность.

Социальная работа ставит клиента в центр своей системы ценностей, поэтому наиболее важным является принцип клиентоцентризма, который выражается в защите и уважении интересов клиентов социальной службы. Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Данный принцип предполагает содействие нуждающемуся гражданину в оформлении запроса на социальную услугу, в самоопределении, ориентации в различных сферах жизнедеятельности.

В основе принципа опоры на собственные силы лежат два основания: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основание связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманистическое же основание исходит из цели развития у человека субъективности в общении, деятельности, то есть таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность и рефлексивность.

Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент социальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке, так как сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для разглашения информацию.

Принцип универсальности предполагает уважительное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т.д. Для социального работника следование данному принципу основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

Принцип толерантности требует от специалиста социальной службы терпимо относиться ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента. Этот принцип предполагает конструктивную позицию, ведущую клиента к позитивным изменениям в его жизни.

Группа принципов профилактической направленности, социального реагирования и проверки действенности вмешательства имеет несколько иную природу, чем предыдущие специфические принципы. Эти принципы связаны со спецификой помощи. Профилактическая направленность социальной работы обусловлена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной социальной проблемы. Здесь наблюдается определенная зависимость, чем раньше удается выявить противоречия, определить причины, предупредить неблагоприятные варианты развития событий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения этой проблемы.

Непосредственное реагирование в социальной работе также способствует оптимизации помощи. Существует ряд ситуаций, когда неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу его жизни, здоровья, будущего благополучия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у лиц пожилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т.п. Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует о возникновения рецидивов либо проявления других социальных болезней.

Необходимость принципа охраны социальных прав и максимизации социальных ресурсов объясняется той ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы, а также сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся гражданам. Для каждого человека социальные права неотъемлемы. Лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, благодаря дополнительным правам, получают в свое распоряжение общественные ресурсы. Вместе с тем следует учитывать и тот фактор, что возможности государства, муниципалитетов, социальных служб ограничены, поэтому требуются рачительное отношение и привлечение негосударственных и неформальных институтов помощи. Задачами социального работника являются ответственность за соблюдение прав клиентов социальных служб и обязанность содействовать расширению этих прав, активизируя дополнительные ресурсы.

Билет.

Теория и практика социальной работы предполагает выделение в отдельную группу специфических принципов социальной работы. К ним относятся такие как соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий; соблюдение равных возможностей для граждан при получении социальных услуг и доступность социального обслуживания; адресность и преемственность всех видов и форм социального обслуживания.

Принципы социальной работы обусловливаются общими гуманитарными ценностями: право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира, отказ от насилия. На основе этих ценностей формулируются требования к работе с людьми находящимися в сложной жизненной ситуации. Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся граждан – клиентов социальных служб:

· индивидуальность человека;

· существование возможности и права на самостоятельный выбор и принятие решений;

· наличие собственных сил, потенциалов самопомощи, существования сведений, разглашение которых может нанести ущерб клиенту;

· принадлежность к определенным социальным группам, обусловливающая возможность дискриминации по тем или иным признакам;

· существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника;

· неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызванное острыми переживаниями своих проблем;

· наличие права на выражение своих чувств.

Перечисленные факторы являются основой для формирования следующих принципов:

· клиентоцентризм;

· опора социального работника на собственные силы клиента;

· конфиденциальность;

· универсальность;

· толерантность.

Социальная работа ставит клиента в центр своей системы ценностей, поэтому наиболее важным является принцип клиентоцентризма, который выражается в защите и уважении интересов клиентов социальной службы. Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Данный принцип предполагает содействие нуждающемуся гражданину в оформлении запроса на социальную услугу, в самоопределении, ориентации в различных сферах жизнедеятельности.

В основе принципа опоры на собственные силы лежат два основания: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основание связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманистическое же основание исходит из цели развития у человека субъективности в общении, деятельности, то есть таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность и рефлексивность.

Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент социальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке, так как сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для разглашения информацию.

Принцип универсальности предполагает уважительное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т.д. Для социального работника следование данному принципу основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

Принцип толерантности требует от специалиста социальной службы терпимо относиться ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента. Этот принцип предполагает конструктивную позицию, ведущую клиента к позитивным изменениям в его жизни.

Группа принципов профилактической направленности, социального реагирования и проверки действенности вмешательства имеет несколько иную природу, чем предыдущие специфические принципы. Эти принципы связаны со спецификой помощи. Профилактическая направленность социальной работы обусловлена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной социальной проблемы. Здесь наблюдается определенная зависимость, чем раньше удается выявить противоречия, определить причины, предупредить неблагоприятные варианты развития событий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения этой проблемы.

Непосредственное реагирование в социальной работе также способствует оптимизации помощи. Существует ряд ситуаций, когда неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу его жизни, здоровья, будущего благополучия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у лиц пожилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т.п. Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует о возникновения рецидивов либо проявления других социальных болезней.

Необходимость принципа охраны социальных прав и максимизации социальных ресурсов объясняется той ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы, а также сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся гражданам. Для каждого человека социальные права неотъемлемы. Лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, благодаря дополнительным правам, получают в свое распоряжение общественные ресурсы. Вместе с тем следует учитывать и тот фактор, что возможности государства, муниципалитетов, социальных служб ограничены, поэтому требуются рачительное отношение и привлечение негосударственных и неформальных институтов помощи. Задачами социального работника являются ответственность за соблюдение прав клиентов социальных служб и обязанность содействовать расширению этих прав, активизируя дополнительные ресурсы.

Билет.

Основными функциями социальной работы являются:

диагностическая функция — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка "социального диагноза";

прогностическая функция — программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание разнообразной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и проч.;

социально-психологическая функция — различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении ос новами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция установление контак­том с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включе­нию различных институтов общества в деятельность соци­альных служб;

рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной за­щиты человека;

нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических це­лей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

организационная функция — способствование организа­ции социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг насе­лению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Билет.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.
Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и прежде всего человека — как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.
Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
Субъект и объект социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;
группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.
Субъект социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Билет.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.
Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и прежде всего человека — как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.
Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
Субъект и объект социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: